Рабочая программа. Азбука здоровья. 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа факультатива "Азбука здоровья" для 4-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._azbuka_zdorovya._4_klass.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-Восточное окружное Управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1959

«Дети мира»

109469, г. Москва, Перервинский бульвар, дом 16, корп. 1, тел./факс 8(495)346-45-51, e-mail: school-1959@mail.ru

__________________________________________________________________________

«Рассмотрена»

На заседании методического объединения  

Протокол № ____________

От «___» _________ 20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________ КолотееваИ.А..

От «___» ___________20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______________Асирян М.А.

От «___» ___________ 20__г

Рабочая программа

факультатива «Азбука здоровья»

4 «Б» класс

на 2015/2016 учебный год.

Составитель:

Глазунова Елена Петровна

Учитель начальных классов

Пояснительная  записка

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса  групповых занятий «Азбука здоровья» для учащихся 4-х классов образовательных учреждений.

Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так же для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросом обеспечения здорового образа жизни необходимо расширение базового курса «Окружающий мир». Это возможно сделать в рамках групповых занятий, которые позволяют интегрировать в отдельные темы более значимые вопросы по поддержанию здорового образа жизни.

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности групповых занятий,  помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем.

В соответствии с вышеизложенным предлагается настоящая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма. Обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Реализация программы позволит:

  • привить  учащимся   начальные   знания,   умения   и навыки в области здорового образа жизни;
  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам здорового образа жизни начинается лишь в основной школе.

Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементыбезопасностижизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».

Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практическихумений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

Таким образом, предлагаемая программа групповых занятий явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учитывая изложенное, основной цельюинтеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Актуальность: необходимость оздоровления учащихся младшего школьного возраста

Цели программы:создание условий для общего оздоровления детей.

Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора;
  • содействовать формированию первоначального представления о здоровом образе жизни;
  • сформировать первоначальное представление о нормах личной гигиены;
  • познакомить с эстетическими нормами поведения в обществе и природе;
  • сформировать первичное представление о строении своего организма;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • учить пользоваться различными источниками информации.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «По тропе здоровья»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Объем  нагрузки:

Участники образовательной программы:    учащиеся  4 классов.

Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.

Должен знать/ уметь

  1. Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»
  2. Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья
  3. Правила личной гигиены и трансформировать их в стойкие навыки и привычки.
  4. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
  5. Правила поведения при возникновении пожара.
  6. Своевременно оказывать первую помощь, которая позволит избавить человека от серьезного нарушения здоровья.

Примерное содержание программы групповых занятий

«Азбука здоровья»

Введение в курс (5 часов)

Начальные сведения о человеке. Здоровье человека. Человек в мире людей. Моя семья  Я и мое здоровье.

Познание организма человека ( 6 часов)

Хорошее зрение, слух. Чуткое обоняние.  Правильное дыхание. Здоровое сердце.   Крепкие зубы. Обобщающий урок. «Мое здоровье»

Питание человека ( 2 часа)

Режим питания. Здоровое питание. Полезная и вкусная пища.

Вредные привычки ( 6 часов)

Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества.  Токсические вещества.  Полезные лекарства.  Вредные лекарства. Лекарственные растения

Поведение в экстремальных  условиях ( 8 часов)

Поведение при пожаре. Поведение на воде. На льду. Тепловой удар. Солнечный удар. Оказание первой помощи. Укус насекомых. Порезы, ушибы, занозы. Итоговое занятие. Я пешеход.

Физическое и психическое здоровье  (6 часов)

Физическое и психическое здоровье. Движение – это жизнь. Лечебная физкультура. Спорт – залог здоровья. Закаливание. Мое настроение. Обобщающий урок.

Итоговое повторение (1 час)

Поведение на дорогах летом.

Литература

  1. Анасталова Л.П.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 4 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.ижевский, Н.В.Иванова. – 2-е изд.-М.: Посвящение, 2005
  2. Безруких М.М., ФилипповаТ.А, Макеева А.ГРазговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
  3. Безруких М.И., Сонькин В.Д. , Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
  4. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
  5. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,

Долецкий С. Я.  Берегите детей (О предупреждении детского травматизма)


Календарно-тематическое планирование 4 Б класс

П/П

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Оборудование

Повторение

Примечание

Тема 1. Введение в курс ( 5 часов)

Начальные сведения о человеке.

1

Таблица. Строение  человека.

Правильная  осанка.

Здоровье человека.

1

Режим дня школьника.

Здоровое питание

Человек в мире людей.

1

Моя семья

1

Семейные фотоальбомы

Я и мое здоровье.

1

Режим дня школьника.

Тема 2. Познание организма человека( 6 часов)

Хорошее зрение, слух.

1

Гимнастика для глаз.

Чуткое обоняние.

1

Правильное дыхание.

1

Здоровое сердце.  

1

Таблица. Внутренние органы человека.

Крепкие зубы.

1

Правила гигиены полости рта.

Обобщающий урок. «Мое здоровье»

1

Режим дня школьника.

Тема 3. Питание человека( 2 часа)

Режим питания. Здоровое питание.

1

Режим дня школьника

Полезная и вкусная пища.

1

Книга о вкусной и полезной пище.

Тема 4. Вредные привычки ( 6 часов)

Курение – это болезнь

1

Плакаты о вреде курения.

Вред от алкоголя.

1

Наркотические вещества

1

Плакат «Скажи, НЕТ наркотикам»

Токсические вещества

1

Полезные лекарства. Вредные лекарства.

1

Аптечка первой помощи.

Лекарственные растения

1

Гербарий.

Тема 5. Поведение в экстремальных  условиях ( 8 часов)

Поведение при пожаре

1

Плакат «Правила поведения при пожаре»

Поведение на воде. На льду.

1

Плакат «Осторожно, тонкий лед»

Тепловой удар

1

Солнечный удар

1

Правила пребывания на солнце.

Оказание первой помощи.

1

Укус насекомых.

1

Рис. Насекомые.

Порезы, ушибы, занозы.

1

Аптечка первой помощи.

Итоговое занятие. Я пешеход.

1

ПДД. Уголок пешехода.

Тема 6. Физическое и психическое здоровье  (6 часов)

Физическое и психическое здоровье  

1

Режим дня школьника

Движение – это жизнь

1

Утренняя зарядка

Лечебная физкультура

1

Спорт – залог здоровья. Закаливание.

1

Правила закаливания.

Мое настроение.

1

Обобщающий урок.

1

Тема 7. Итоговое повторение (1 час)

Поведение на дорогах летом.

1

ПДД

Критерии оценки результатов.

Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 1 класс

Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 1 класс...

тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 2 класс

Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 2 класс...

тематическое планирование по рабочей программе " Азбука здоровья" за 3 класс

Здесь представлено тематическое планирование по рабочей программе " Азбука здоровья" за 3 класс...

тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 4 класс

Здесь представлено календарно-тематическое планирование к рабочей программе " Азбука здоровья" за 4 класс...

Рабочая программа Азбука здоровья

Рабочая программа "Азбука здоровья",для обучающихся 2 класса...

Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"

Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"...

Разработка занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС (начальная школа) Спортивно – оздоровительная направленность Рабочая программа «Азбука здоровья»

Знать: о важности и необходимости регулярного питания; о времени приёма полдника, о разнообразии и пользе кисломолочных и мучных кондитерских изделий; правилах личной гигиены и поведения за столом.Уме...