Рабочая программа Азбука здоровья
рабочая программа (2 класс)

Космынина Нина Владимировна

Рабочая программа "Азбука здоровья",для обучающихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_zdorovya.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по  курсу  внеурочной  деятельности

«Азбука здоровья»  

спортивно – оздоровительное  направление

для обучающихся  2  класса

           Составители:

Космынина  Нина Владимировна,

учитель начальных классов  

высшей квалификационной категории

 

     

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (кружка), разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования и на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» авторского коллектива: Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,  Елисеев Ю.Ю.,  Клещина Ю.В.,  Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

Программа «Азбука здоровья» является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

       Цель курса “Азбука здоровья”: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
            В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю при 34 учебных неделях) и предназначена для обучения учащихся 2 класса.

Учебные пособия:

Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2015. – 48 с. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В.

Личностные и метапредметные   результаты  освоения  курса внеурочной  деятельности

  Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

  • формулировать самые простые общие для всех людей правила здорового образа жизни как основы общечеловеческих базовых ценностей;
  • овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний;  
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности  

                 по спортивно- оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • Познавательные УУД:
  •  делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Регулятивные УУД:
  •  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  учиться работать по предложенному учителем плану;
  •  умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  •  умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата    действия с требованиями конкретной задачи;
  • Коммуникативные УУД:
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных, договариваться и приходить к общему решению

Содержание курса  внеурочной  деятельности   с  указанием форм организации учебных  занятий,  основных  видов  учебной  деятельности

Тематический блок,

раздел курса

Кол-во ча

сов

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Этический блок

6 ч

Важность знания человеком основ здорового образа жизни и применения его на практике. Зачем я на этой земле. Понятия: красота мира, красота жизни и красота природы.  Место человека в природе. Красота – внешняя и внутренняя. Понятия: вандализм, созидание, разрушение. Взаимосвязь всего живого на Земле.

Беседа 4 ч

Круглый стол 1ч

Практическая работа 1ч

Решать проблему: зачем я на этой земле. Рассуждать, анализировать, прислушиваться к мнению товарищей. Высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Приводить примеры положительных и отрицательных ситуаций, раскрывающих человеческие отношения. Работать в паре, создать памятку «Как сберечь красоту». Приводить примеры взаимосвязи всего живого на Земле. Выполнять задания в тетради.

2

Психологический блок

8 ч

Что такое эмоции и как они проявляются. Понятия: мимика, пантомимика. Как по позе, жестам и мимике понять состояние человека. Игры на развитие пантомимики. Понятие – саморегуляция. Управление собой (саморегуляция) с помощью воли: регулировка своих движений, своих чувств, своих желаний. Понятие – право человека. Всеобщая декларация прав человека и основные права человека нашей страны. Нарушение прав человека на конкретных примерах из литературных произведений.

Творческая работа 2 ч

Игра 2 ч

Практическая работа 1ч

Библиотечное занятие 1ч

Беседа 1ч

Круглый стол 1ч

Знакомиться с понятиями: мимика, пантомимика. Работать с иллюстрациями, выяснять какие эмоции, выражают люди на них. Работая в паре, изображать различные эмоции. Анализировать свои эмоции и   изображать цветом. Участвовать в игре на развитие пантомимики. Работать с рисунками и  схемами. Анализировать жизненные ситуации, приводить примеры из своей жизни. Анализировать своё состояние и   изображать цветом. Читать  рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы». Анализировать содержание. Делать выводы. Составлять в группе «Правила дружбы». Обсуждать сюжеты сказок, в которых нарушены права героев. Придумывать вопросы к текстам. Сравнивать характеристики, находить отличия и схожесть в поведении и  общении. Выполнять задания в тетради.

3

Правовой блок

4 ч

Культурный человек. Правила поведения в общественных местах (транспорт, театр, места отдыха, природа, школа, детские праздники). Понятия: этика и этикет. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Как связаны между собой правильное поведение  человека его красота и здоровье. Что такое аккуратный и опрятный человек.

Беседа 2ч

Практическая работа 2ч

Работая в группе, формулировать правила поведения в общественных местах (транспорт, театр, места отдыха, природа, школа, детские праздники). Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Рассказывать о занятии семьи в свободное время.

Работать с иллюстративным материалом. Составлять памятку «Правила поведения». Обсуждать истории о поведении детей в различных ситуациях. Готовить сообщение «Что я могу изменить в себе?»

Участвовать в беседе «Дадим совет, как победить вредные привычки». Обсуждать проблемы в группе. Выполнять задания в тетради.

4

Семьеведческий блок

6 ч

Семья, взаимодействие всех членов семьи во время праздников и обычных дней. Что такое «чистота» и почему она является залогом здоровья. Несоблюдение гигиенических норм и правил, их последствия для здоровья человека. Правила гигиены школьника. Проблемные ситуации, связанные с несоблюдением гигиенических норм и правил в быту (на кухне, в комнате, коридоре, комнатах гигиены). Правила гигиены жилища. Уборка в помещении. Что такое домашние обязанности. «Мужские» и «женские» обязанности. Примеры заботы школьников о домашнем хозяйстве. Взаимодействие членов семьи при ведении общего хозяйства, какие обязанности и права есть у каждого человека в семье. Правила жизни в семье. Как нужно и как нельзя вести себя с близкими людьми.

Творческая работа 1ч Беседа1ч

Практическая работа 2ч

Проект 1ч

Диспут 1ч

Готовить в группе рассказы о занятиях семьи в свободное время, взаимодействии всех членов семьи во время праздников и обычных дней. Обсуждать  проблемные ситуации, происходящие дома. Решать, какие меры необходимы для поддержания чистоты  и как они влияют на оздоровление организма. Разрабатывать правила гигиены школьника, жилища. Приводить примеры заботы школьников о домашнем хозяйстве. Выполнять задания в тетради.

5

Медико-гигиенический блок

10 ч

Правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой.

Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь». Правила безопасного поведения во время болезни и несчастных случаев. Как спорт влияет на здоровье. Правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. Правила организации труда и отдыха. Режим дня. Понятие «физическая культура»; значение физической культуры для здоровья человека. Правила закаливания. Правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой. Культура питания, правила поведения за столом. Понятие «рациональное питание, разумное питание». Понятия «белки, жиры, углеводы» и необходимость их употребления. Понятия «белки» и необходимость их употребления в пищу.

Понятиями «углеводы» и необходимость их употребления в пищу. Какие продукты и как часто необходимо употреблять в пищу с целью обогащения организма «витаминами». Разновидность витаминов и полезные свойства их влияния на организм человека. Правила здорового образа жизни, как способ проявления личной ответственности перед самим собой.

Беседа с мед.работником 1ч

Круглый стол 1ч

Практическая работа 2ч

Беседа 2ч

Исследования 4ч

Обсуждать правила здорового образа жизни, как способа проявления личной ответственности перед самим собой.

Сравнивать понятия: «здоровье», «болезнь». Работать с иллюстрациями. Анализировать свою деятельность. Участвовать в практической работе по составлению режима дня и анализировать его с целью грамотного распределения времени в течение суток. Обсуждать, какие продукты и как часто необходимо употреблять в пищу с целью обогащения организма «жирами», «белками», «углеводами», «витаминами». Участвовать в беседе «Соблюдение правил здорового образа жизни». Выполнять задания в тетради.

Календарно-тематическое планирование

Тема  занятия

Форма проведения

Количество часов

Дата  проведения

по плану

фактически

Этический блок

1

Вводный урок. Зачем я на этой земле.

Круглый стол

 

2

Природа и человек. Красота мира, жизни и природы.

Беседа

 

3

Красота – внешняя и внутренняя. Красота души и человеческих отношений.

Беседа

 

4

Красота, созданная руками человека. Как сберечь красоту.

Практическая работа

 

5

Вандализм. Созидание и разрушение.

Беседа

 

6

Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Беседа

 

Психологический блок

8 ч

7

Эмоции. Влияние эмоций на поведение человека.

Творческая работа

 

8

Учусь понимать себя и людей.

Игра

 

9

Как я могу владеть своим телом.

Игра

 

10

Знакомство с навыками саморегуляции.

Творческая работа

 

11

Развитие навыков общения.

Практическая работа

 

 

12

Права человека.

Библиотечное занятие

 

13

Права человека в современном обществе.

Беседа

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         14

Дружба мальчиков и девочек: совместная деятельность. Культура общения полов.

Круглый стол

 

Правовой блок

4 ч

15

Культура поведения. Правила поведения в общественных местах. Этика. Этикет.

Практическая работа

 

16

Уважение к старшим. Забота о младших.

Беседа

 

17

Правила поведения: красота и здоровье человека. Аккуратность и опрятность.

Практическая работа

 

 

18

Санитарно-гигиенические нормы. Вредные привычки.

Беседа

 

Семьеведческий блок

6 ч

19

Дом, где ты живешь.

Творческая работа

 

20

Чистота – залог здоровья!

Проект

 

21

Гигиена тела человека.

Практическая работа

 

22

Гигиена жилища.

Практическая работа

 

23

«Мужские» и «женские» обязанности.

Диспут

 

24

Правила жизни в семье. Взаимодействие всех членов семьи.

Беседа

 

Медико-гигиенический блок

10 ч

25

Как легче болеть  и быстро выздоравливать?

Беседа с мед.работником

 

26

Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья!

Практическая работа

 

27

В здоровом теле – здоровый дух. Режим дня.

Практическая работа

 

 

 

28

Занятия физической культурой и закаливание.

Беседа

 

29

Правильное питание. Личная гигиена.

Беседа

 

30

Из чего состоит наша пища. Белки.

Исследование

 

31

Из чего состоит наша пища. Углеводы.

Исследование

 

32

Из чего состоит наша пища. Жиры.

Исследование

33

Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

Исследование

34

Здоровый образ жизни. Обобщение.

Круглый стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Азбука здоровья. 4 класс.

Рабочая программа факультатива "Азбука здоровья" для 4-го класса....

тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 1 класс

Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 1 класс...

тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 2 класс

Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 2 класс...

тематическое планирование по рабочей программе " Азбука здоровья" за 3 класс

Здесь представлено тематическое планирование по рабочей программе " Азбука здоровья" за 3 класс...

тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 4 класс

Здесь представлено календарно-тематическое планирование к рабочей программе " Азбука здоровья" за 4 класс...

Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"

Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"...

Разработка занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС (начальная школа) Спортивно – оздоровительная направленность Рабочая программа «Азбука здоровья»

Знать: о важности и необходимости регулярного питания; о времени приёма полдника, о разнообразии и пользе кисломолочных и мучных кондитерских изделий; правилах личной гигиены и поведения за столом.Уме...