Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Любимова Софья Николаевна

Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого.

К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Авторы Т.А. Громова, О.Н. Быкова подробно рассматривают процесс работы над созданием творческого проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление

  1. Теоретическое описание модели
  2. Описание изменений в образовательном процессе:
  3. Содержательно-технологический блок                                                          
  4. Контрольно-оценочный блок                                                                          
  5. Ресурсный блок (условия)                                                                                                                                                                          
  6. Информационные источники

 

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Н.А. Семенова говорит в своих работах, что проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого [8, с. 72].

К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Авторы Т.А. Громова, О.Н. Быкова подробно рассматривают процесс работы над созданием творческого проекта (Приложение 1).

Н. Мансуров, Т. Герасимова, В. Рохлов, Н.Ю. Пахомова предложили следующую методику работы над проектами. Методика состоит из 4 этапов:

Первый этап – планирование: предлагается приступить начать работу над проектом с обсуждения темы предстоявшего проекта. При этом происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на дискуссии. Цели первичного обмена мнениями:

  • стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю необходимо согласно способности удержаться от объяснений, делать запись на доске идеи, направленность деятельности согласно грани их выражений, а кроме того выставляющие учащимися отрицания. Учитель делает отличное предложение проблематичную обстановку либо выставляет проблему, разрешение каковой немаловажно для определенного круга людей, тем самым доказывая проектную активность.
  • определение общего направления исследовательской работы. Если установлены все вероятные направления изучений, учитель делает отличное предложение ученикам выразить каждому собственную позицию. Далее учитель предлагает обучающимся потрудиться над более успешными направлениями; устанавливает сроки, нужные для получения окончательных итогов; может помочь учащимся выразить 5-6 связанных друг с другом под тем.

Учителю нужно обдумать вид организации назначенных под тем общий план для класса (параллели, ряд параллелей и тому подобное). Все участники проекта избирают ту под тему для грядущего исследования, деятельность над каковой будет ему более увлекательна. Сформировываются категории, трудящиеся согласно одной под теме. Задача учителя на данном этапе – отследить, для того чтобы в каждой из категорий трудились учащиеся с разной степенью познаний, креативным потенциалом, разными предрасположенностями и заинтересованностями [9].

Затем обучающиеся вместе с учителем обнаруживают возможные способности любого (коммуникативные, мастерские, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю необходимо выстроить работу таким образом, для того чтобы ученики имели возможность показать себя и добиться принятие находящихся вокруг.

Для удачной организации этого этапа учителю рекомендуется: приготовить проблемную задачку, которая бы подтолкнула ребят к дискуссии; разглядеть вероятные способы и ресурсы с целью укрепления мотивации учеников, обдумать проблемы, которые расшевелили бы детей к новейшим идеям, нужные для воплощения проекта.

Кроме того учитель обязан представить ученикам условия работы над проектом, (количество человек в группах, сроки выполнения проекта); ежели в работе над проектом принимает огромное количество учеников,  то нужно об мыслить и осуществить некоторое количество направлений работы, при этом непременно отметив сферу рассмотрения каждого из них. Рекомендовано приобрести журнал проекта для записи мероприятий, сроков исполнения конкретной работы, образовавшиеся проблемы, затруднения, примечания. Педагог представляется в значимости консультанта и наставника для младших школьников [5, с. 146].

Второй этап – аналитический: этап независимого выполнения, изучения, извлечения и рассмотрения данных, в период которого любой из учащихся устанавливает о определяет свою задачу, отталкиваясь от цели проекта и задачи своей группы в частности, разыскивает, добывает и составляет данные, принимая во внимания:

  • свой навык;
  • результат обмена информацией с иными учениками, педагогами, родителями, консультантами и т.д.;
  • информацию, приобретённую с различных источников.

Кроме того оценивает и разъясняет приобретенные сведения.

В данном этапе участникам группы нужно прийти к соглашению о распределение деятельности над планом,  распределении деятельности и формах контролирования деятельности над проектом. Любой учащийся сможет вести  «индивидуальный журнал», в котором он станет делать записи своей деятельности [6, с. 59].

Предполагается последующая очередность деятельности:

1. Конкретизация и определение задач. Верно определенные задачи проекта (трудности, которые нужно будет разрешить) предопределяет эффективность деятельности группы. Тут нужна поддержка педагога. Сперва ученики меняются ранее существующими познаниями по выбранному ими направлению работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, нужно выяснить, изучить, взять толк. Далее педагог при помощи проблемных вопросов подводит учеников к формулировке задачи.

2. Поиск и сбор информации. Тут обучающие характеризует, в каком месте и какие сведения им нужно отыскать. Потом наступает напрямую подготовка сведений и подбор нужной информации. Данный процесс возможно реализовать разными методами, подбор которых находится в зависимости от времени, отведённого на этот шаг, материальной базы и наличия консультантов. Обучающие (с поддержкой учителя) избирают способ сбора информации: контроль, опрос, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – снабдить, согласно грани потребности, консультации по способу выполнения подобного вида деятельности. Тут нужно отдать особенный интерес учебе учеников умениям конспектирования. На этом этапе обучающиеся приобретают способности розыска данных его сопоставления, систематизация; анализа и синтеза; деятельность в группе, координации разных точек зрения с помощью:

  • личных исследований и экспериментирования;
  • общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
  • работы с литературой и средствами массовой информации. [3, с. 25].

3. Переработка приобретенной информации. Важное требования эффективной деятельности с информацией – четкое восприятие любым учеником миссии деятельности и критериев отбора информации. Задача учителя – посодействовать группе, установить данные аспекты. Переработка приобретенной информации – ее восприятие, сопоставление, подбор более важной с целью исполнения установленной проблемы. Ученикам понадобится способность толковать данные, совершать заключения, сформировывать свои предложения. Непосредственно данный этап более тяжелый для учеников, в особенности, в случае если они свыклись выбирать в книжках отделанные решения, готовые ответы на все вопросы учителя.

Третий этап – обобщения информации: в данном этапе исполняется структурообразование приобретенных данных и интеграция приобретенных познаний, умений, способностей. При этом учащиеся: систематизируют приобретенные сведения; соединяют в общее единое  приобретенное каждой группой сведения; создают единую логичную схему заключений с целью подведений результатов. Это могут быть: рефераты, отчеты, осуществление конференций, демонстрация видеофильмов, спектаклей; производство стенгазет, школьных журналов, презентации [10].

Учителю нужно отследить, для того чтобы обучающиеся обменивались сведениями и умениями, приобретенные в процессе разных типов работы с информацией. Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Обучающиеся обязаны понимать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации. В данном этапе учителю нужно обеспечить ученикам наибольшую независимость подбора представления результатов проекта, удерживать подобные, какие предоставят вероятность любому учащемуся выявить собственные креативные возможности. В случае если произойдет, таким образом, то что дети затруднения в ходе решения той или проблемы, педагог обязан прийти к ним в поддержку, однако только с индивидуального приглашения детей. Нельзя вторгаться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует держать голове, что запускать все на самотек, дозволять стихийную независимость невозможно. Процесс обобщения данных значителен вследствие того, то,  что любой из участников проекта как бы «пропускает через себя» приобретённые целой командой познания, умения, навыки, способности, так как в любом случае ученик обязан, станет принимать участие в демонстрации итогов проекта [7, с. 73].

Заключительный этап – понимание приобретённых итогов деятельности в варианте демонстрации: в данном этапе обучающиеся осознают приобретённые сведения и методы свершения итога; обговаривают и подготавливают окончательное понимание итогов деятельности над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Обучающиеся предполагают не только лишь приобретенные итоги и заключения, но и обрисовывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; показывают полученные познания и мастерство; говорят о вопросах, с какими понадобилось встретиться в труде над проектом. Каждая модель демонстрации считается учебным процессом, в процессе которого обучающиеся обретают способности взглядом на результаты собственной работы. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В ходе деятельности согласно обобщению использованного материала и подготовки к демонстрации у учеников, ровно как принцип, возникают новейшие проблемы. Задача учителя – разъяснить ученикам ключевые принципы ведения дискуссий и деловитого общения; обучить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забрасывать, что главными аспектами удачливости удовлетворенность и эмоция ублажения у всех его участников от осознания личных достижений и обретенных навыков. Следовательно, из вышесказанного уровень инициативности учащихся и педагога в различных этапах различна. В учебном проекте учащиеся обязаны трудиться без помощи других.

Значимость учителя, огромна и на первых этапах и на заключительных Роль учителя, велика на первом и последнем этапах, и с того ровно как педагог осуществит собственную значимость на первых этапах – в период погружения в план работы, - находится успех проекта в целом. Тут имеется опасность свести работу над проектом к формулированию и осуществления задания по самостоятельной работе учеников. В заключительном этапе значимость педагога огромна, так как учащимся не по силам совершить синтез в целом, то, что они выяснили либо изучали, натянуть мост к последующей теме, прийти к умозаключениям, какие, несомненно, поможет совершить педагог и родители младшего школьника [4, с. 103].

Выводы по итоговой работе

В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено  базовое понятие «проектная деятельность младших школьников», которое было взято за основу в моей работе. Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта.

Анализ трудов В.С. Мухиной, В.Н. Панфёрова, Н.А. Семеновой, Т.А. Громовой, И.Д. Чечель и многочисленных других показал, что имеются разнообразные способы, требования и условия, способствующие развитию навыков сотрудничества младших школьников со взрослыми в проектной деятельности.

При организации работы по развитию способности к сотрудничеству младших школьников со взрослыми в проектной деятельности учителям нужно понимать и принимать во внимание: персонально характерные черты любого из учащихся, характерные черты воспитания в семье, домашней  культуры; национальный состав коллектива учащихся; трудности во взаимоотношениях среди ребят и их предпосылки; цивилизованные характерные черты находящиеся вокруг, под воздействием которой складывается сотрудничества младших школьников со взрослыми.


Информационные источники

  1. Асмолов, А.Г. Стандарты второго поколение. Как проетировать универсальные учебные действия в начальной школе.  / А.Г.Асмолов, Г. В.Бурменская, И. А.Володарская, О. А.Карабанова, С. В.Молчанов, Н. Г. Салмина – М.: 2009.- С. - 117-127.
  2. Брыкова, О.В., Громова, Т.Ф. Проектная деятельность в учебном процессе.  /  О. В. Брыкова,  Т. Ф. Громова - М.: Чистые пруды, 2010. – С. – 35.
  3. Иванова,  Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н.В Иванова – М.: Начальная школа, 2004. – №2– С. – 25.
  4. Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов. / Н.М. Конышева. – М.: Просвещение, 2006. – С. – 103
  5. Мансуров, Н.С. Не толкователь, а соучастник: Из опыта организации проектной деятельности в школе. / Н.С. Мансуров, Т.К. Герасимова, В. С. Рохлов - Управление школой.- 2005.- № 6.- С. – 12-18.
  6. Матяш, Н.В. Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов  / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2004. – C. – 146.
  7. Самкова, В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников. / В.А. Самкова – М.: Биология в школе, 2012. – С. –  73.
  8. Семенова, Н.А. Вопросы проектной деятельности в начальной школе. / Н.А. Семенова - Томск: - 2012. С.-211.
  9. Иващенко М.Е. «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве». [Электронный ресурс] / М.Е. Иващенко. Режим доступа: http://www.zankov.ru/exp/article=3620. Дата обращения: 29.01.2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно-обоснованного подхода. Проектную деятельность веду с 1 класса. В данной презентации опыт работы за первый год....

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

В работе рассматриваются особенности организации проектной деятельности в начальной школе....

Особенности организации проектной деятельности в начальных классах

В данной статье дается историческая справка возникновения метода проетной деятельности в педагогике, приведены классификации проектов, описана струтура проектной деятельности, рассмотрены формы продук...

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из глав...