Особенности организации проектной деятельности в начальных классах
статья

Елена Анатольевна Малышенко

В данной статье дается историческая справка возникновения метода проетной деятельности в педагогике, приведены классификации проектов, описана струтура проектной деятельности, рассмотрены формы продуктов проектов, в качестве примера показано оформление паспорта проектной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 Малышенко Е.А., учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»,

г. Кемерово, Кемеровской области

 В концепции модернизации современного образования Российской Федерации предполагается формирование у учащихся не только глубоких прочных знаний, но и общеучебных образовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности социально – значимых качеств личность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено,  что обучение строится на основе деятельностного подхода. А это определяет выбор соответствующих образовательных технологий.

Ведущее место принадлежит организации проектной деятельности. Принято считать, она берёт своё начало в трудах Джона Дьюи. Американский учёный 100 лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

С начала 20 века метод проектов становится необыкновенно популярной в американской школе. В 1910 – е гг. профессор Каллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

На рубеже 1910- 20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Сначала «перспективный», затем «универсальный» метод, а через 5 лет - « легкомысленное прожектерство».

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности становится бесценным достоянием уч-ся, соединяя в себе знания и умения, ценности.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия в кабинет до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления  для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных и исторических персонажей, выдуманных героев.

В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков разработанных моделей. Мы руководствуемся следующей.

  1. Выбор направления и темы. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля)
  2. Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта.
  3. Выполнение практической части проектов, оформление продукта  проекта.
  4. Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти.
  5. Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта.

Структура учебного проекта

Любой проект, независимо от типа, имеет следующую структуру:

  1. Постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
  3. Планирование деятельности по реализации продукта.
  4. Сбор информации.
  5. Структурирование информации.
  6. Изготовление продукта.
  7. Оформление продукта.
  8. Выбор формы презентации.
  9. Подготовка презентации.
  10.  Презентация.

Формы продуктов проектной деятельности

Итогом работы над проектом является изготовление продукта. Выбор форм продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта, так как от  ее решения зависит защита проекта. Возможным выходом проектной деятельности является: выставка, газета, игра,  карта, коллекция (гербарий), макет, модель, праздник,  путеводитель, сказка, учебное пособие.  

   Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Виды презентационных проектов могут быть различными: деловая игра,  демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей,  научная конференция, отчет исследовательской экспедиции, соревнование, спектакль.

Одной из проблем,  с которой мы столкнулись при организации, является система оценки проектных работ. Как оценить работу микрогруппы и отдельной личности, ее вклад в общее дело? Первоначально использовали включение самооценки учащихся проектных групп. Присуждали места или номинации (за лучшее исследование, презентацию). Затем выработали критерии оценки, которые позволяли оценить не только презентацию, но и проект в целом.

Критерии: актуальность и значимость темы проекта, глубина исследования проблемы, оригинальность предложенных решений, качество выполнения продукта, как раскрыто содержание проекта в презентации, самостоятельность работы над проектом.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Степень самостоятельности учащихся зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера взаимоотношений в группе.

Работа с технологией метода проекта начинается во 2  классе, так как одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности.

Началу проекта могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования.

Класс разбивается на подгруппы, каждой из которых предлагается одно из группы слов, необходимых в контексте предполагаемого проекта. Одна из групп слов обязательно должна быть на понимание сути проектной деятельности (проект, исследование, творчество, информация, дизайн). Практика показывает, что ассоциативный ряд, предложенный учащимися, бывает набольшим. Учитель расширяет этот ряд.

Учитывая, что второклассники впервые выполняют проект, рекомендуется заранее повести родительское собрание. Познакомить с памяткой и попросить родителей принять активное участие в определении темы проекта, подборе материалов.

Учителем разрабатывается тематический план выполнения учащимися проектов, составляется паспорт.

 Количество занятий варьируется в зависимости от сложности проектного задания. На доске записывается  сокращенный алгоритм проектной деятельности.

Перед выбором темы проекта на доске записывается 15 – 20 наименований проектов, а учащимися создается банк творческих проектов, для того чтобы каждый ребенок имел возможность выбора.

При руководстве проектной деятельностью школьников трудностью для педагога является то, что нет заранее готовых решений. Есть только процесс работы над проектом.

Таким образом может выглядеть методический паспорт учебного проекта.

Методический паспорт учебного проекта

Тема: «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Предмет: ознакомление с окружающим миром

Класс: 2

Возраст: 8-9 лет

Время работы над проектом: 1 месяц

Форма работы: внеурочная

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный

Цели обучения, развития, воспитания при работе над исследованием:

  • формирование навыков поисковой  и исследовательской работы;
  • развитие навыков проведения эксперимента;
  • формирование навыков  представления результатов работы;
  • применение информационных технологий для  презентации полученных результатов;
  • формирование навыков коммуникативного взаимодействия;

Информационно-техническое обеспечение:

  • набор необходимого оборудования;
  • научно-популярные издания.

Дополнительно привлекаемые специалисты: библиотекарь, технолог бумажного комбината.

Проблема: можно ли сделать бумагу в домашних условиях?

Цель: научиться делать бумагу  в домашних условиях.

 Задачи:

     - осуществить поиск информации  по обозначенной проблеме;

     - осуществить планирование экспериментальной части проекта: подобрать доступное сырье для производства бумаги; подобрать необходимое  оборудование; познакомиться  и применить необходимые меры технической безопасности и защиты при проведении эксперимента;

- провести анализ полученных результатов;

- выбрать форму отчета о проделанной работе;

- представить отчет.

Этапы работы

I этап - организационный: определение задач, планирование деятельности.

Роль учителя – направляющая.

II этап – поисковый и исследовательский

1. Найти информацию об истории появления бумаги.

2. Изучить современные технологии  изготовления бумаги.

3. Изготовить бумагу в домашних условиях.

4. Создать проект использования бумаги созданной  в домашних условиях.

5. Провести анкетирование школьников.

6. Обработать данные и оформить результаты  исследования.

Роль учителя – наблюдательная.

III этап –  правильное  оформление полученной информации .

Роль учителя – обучающая.

IV этап – презентация исследования.

Роль учителя – сотрудничество.

Общие выводы:

Осуществление данного исследования позволило учащимся развить свои навыки работы с дополнительной литературой, освоить технологию изготовления бумаги в домашних условиях, умения провести анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований.

Методический паспорт учебного проекта

Тема: «Своя ноша не тянет»

Предмет: окружающий мир, валеология

Класс: 3

Возраст: 9-10 лет

Время работы над проектом: 3 недели

Форма работы: внеурочная

Тип проекта: исследовательский, коллективный

Цели обучения, развития, воспитания:

  • формирование навыков поисковой  и исследовательской работы;
  • развитие навыков проведения эксперимента;
  • формирование навыков  представления результатов работы;
  • применение информационных технологий для  презентации полученных результатов;
  • формирование навыков коммуникативного взаимодействия;

Информационно-техническое обеспечение: набор необходимого оборудования (весы разного вида); научно-популярные издания.

Дополнительно привлекаемые специалисты: школьный врач.

Проблема: влияет ли вес портфеля на здоровье ребенка?

Цель: выявить влияние веса портфеля на здоровье ребенка.

 Задачи:

     - осуществить поиск информации: виды портфелей, нормативы веса школьного портфеля;

     - осуществить планирование экспериментальной части: взвешивание пустых портфелей, пеналов нашего класса и комплекта учебников; познакомиться  и применить правила взвешивания предметов;

- провести анализ полученных результатов;

- провести анкетирование одноклассников;

- выбрать форму отчета о проделанной работе;

- представить отчет.

Этапы работы

I этап - организационный: определение задач, планирование деятельности.

Роль учителя – направляющая.

II этап – поисковый и исследовательский

1. Изучить вопрос об истории возникновения  школьного портфеля.

2. Найти информацию о нормативах веса  школьного портфеля и принадлежностей.

3. Провести исследование (взвешивание портфелей и  учебников одноклассников в разные учебные дни)

4. Провести опрос одноклассников и родителей.

5. Обработать данные и оформить результаты исследования.

III этап –  правильное  оформление полученной информации .

Роль учителя – обучающая.

IV этап – презентация исследования.

Роль учителя – сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого.К описан...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно-обоснованного подхода. Проектную деятельность веду с 1 класса. В данной презентации опыт работы за первый год....

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

В работе рассматриваются особенности организации проектной деятельности в начальной школе....

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из глав...