Главные вкладки

    Проекты как ведущий метод образования в работе с учащимися начальных классов
    статья на тему

    Серёгина Татьяна Викторовна

    В данной статье рассказывается о форме образования, максимально приближенной к практике и предполагающей активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи. А именно о методе проектов в учебной и внеучебной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekty_kak_vedushchiy_metod_obrazovaniya.doc32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проекты как ведущий метод образования

    в работе с учащимися начальных классов

    «Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    Дай попробовать – и я пойму».

    (китайская пословица)

    Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.

    Впервые проектный метод был предложен еще Дьюи  и наиболее последовательно реализовывался во многих школах США  его учеником Уильямом Килпатриком (1871 – 1965 гг.) начиная с 1918 г.

    Учеба, по его мнению, должна строиться не на запоминании информации, отобранной учителем, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка. Это углубляет связь между учебным и внеучебным временем и в корне меняет содержание деятельности учителя, который становится разносторонним консультантом.

    Используя метод проектов в своей работе, я пришла к выводу, что успешность продуктивного образования объясняется тем, что ученик (совместно с педагогом) практически использует методы учебы в самостоятельной деятельности и самостоятельном образовании.

    Проектирование – это одно из средств развития активной жизненной позиции. Основной эффект, который даёт проектная деятельность ребёнку – это становление и развитие способностей самостоятельно принимать решения, вырабатывать своё отношение к самым разным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в современной жизни.

    В ходе такой работы учащиеся самостоятельно овладевают такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения в различных жизненных ситуациях.

    Какие развиваются способности у детей в ходе такой работы:

    1. Личностные: активность, самостоятельность, творчество.
    2. Интеллектуальные: умение видеть проблему и применить для её решения имеющиеся знания, а также – оригинальность, гибкость мышления и воображения.
    3. Коммуникативные: устанавливать связи и отношения с партнёрами по работе, отстаивать свою точку зрения, согласовывать позиции.
    4. Организационно-деятельностные: планировать свою деятельность, находить средства и способы её реализации, осуществлять и контролировать свою деятельность.
    5. Рефлексивные: умение проанализировать и оценить свою работу, её результат и самого себя.   

    Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Учитель играет большую роль: контролирует, направляет, помогает, поддерживает. Также очень важно, чтоб исследование было посильным для ребёнка и доступным для детского восприятия.

         Проектно-исследовательская работа - желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой-то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать среди сверстников. У них особый блеск в глазах, виден интерес к познанию всего, что их окружает. Очень важно поддержать ребенка в данной ситуации, организовать учебную и внеучебную деятельность, при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, саморазвитие.

         Конечный результат - защита исследовательских работ и проектов на школьной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников. Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.

       Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по воспительной работе для учащихся начальных классов

    Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой. В. А. Сухомлинский...

    Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.

    Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на основе проектного метода....

    Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

    Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно о...

    Проект «Нам со спортом по пути» для учащихся начальных классов на этапе внедрения комплекса «ГТО» в общеобразовательном учреждении для детей с ОВЗ»

        Цель проекта: создать положительную мотивацию у школьников для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сда...