Программа по воспительной работе для учащихся начальных классов
методическая разработка (3 класс) по теме

Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой. В. А. Сухомлинский называл проблему гармонии педагогических воздействий “коренной основополагающей закономерностью воспитания”. “Педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств. Слово педагога приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_v_shkole.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной деятельности

«Шаг навстречу!»

(для учащихся 1-4 классов)

Обоснование программы:

Проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству является предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой ис тории развития человеческого общества. Огромный духовный потенциал патриотической идеи отражен в различных устных и письменных источни ках от древней Руси до современной России.

Со временем значение понятия «патриотизм» стало обозначать не только нравственные и моральные качества личности, но и выступать принципом, характеризующим отношение человека к Родине, ее прошлому и настоящему.

Существенное влияние на развитие патриотической темы в россий ской педагогике оказала научно-практическая деятельность К.Д. Ушинского. Вся система нравственного воспитания строится на силе положитель ного нравственного примера, богатейшим источником нравственности вы ступает история народа, его язык и культура.

Так, например, Н.А. Бердяев утверждал, что в развитии личности, обучении и воспитании молодежи большую роль играет познание истории. Все, что окружает человека, сопутствует ему в жизни: национальность, го сударственность, культура,  история,  не только его собственная, но и народа, человечества, прошлое и будущее - все это сконцентрировано в лич ности. Отсюда следует вывод, что забвение истории - забвение самой лич ности, отказ от истории - отказ от самого себя. Это положение выдающе юся философа особенно актуально звучит сегодня.

Таким образом, опираясь на данные основополагающие принципы, нами разработана программа по формированию и развитию патриотиче ских чувств и качеств личности через содержательную часть традиционной народной культуры.

1.1. Концептуальные основы программы.

Потребность общества в  личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой. В. А. Сухомлинский называл проблему гармонии педагогических воздействий “коренной основополагающей закономерностью воспитания”. “Педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств. Слово педагога приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством.

Актуальность программы:

  1.  В нашей школе обучаются разные дети. Среди них есть те, у кого много социальных проблем. Эти дети нуждаются в поддержке, участии и любви. По этой причине мы разработали программу детского отдыха «Шаг на встречу!» с учётом не только возрастных особенностей детей, но и социальной адаптации личности в сфере семьи.
  2. Подрастающее поколение надо учить и приобщать к семейным ценностям. Наша задача научить и на уровне нравственного воспитания рассмотреть все направления нашей работы через призму семейных ценностей.
  3.  Осуществление оздоровительной деятельности, социальная адаптация в новых условиях, комфортное пребывание во временном детском объединении.
  4. Создание и апробирование наиболее эффективных средств, способов помощи ребёнку в выработке собственных принципов здоровой жизни.
  5. Изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.
  6. Дополнительное образование детей - участников программы, в том числе в области информационных технологий, основы исследовательской и экспериментальной деятельности;

        Содержание
2.1. Целеполагание:

Цель: Развитие творческого потенциала личности ребёнка   и содействие полноценному развитию ребёнка во внеучебный период.

Задачи:

  1. Организация содержательного активного досуга.
  2. Формирование навыков позитивного общения.

•Формирование устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.

Идеи программы:

  1. Идея коллективной  творческой деятельности.
  2. Идея игры, как основы жизнедеятельности школы.
  3. Идея свободного выбора вида деятельности.

Педагогическая модель темы «Республика  Детства»

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправлен ная деятельность органов государственной власти и организаций по фор мированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верно сти своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и спо собной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным зако ном "О воинской обязанности и военной службе". Приоритетными направлениями воспитательной работы на смене являются: идентификация себя гражданином великой страны формирование патриотических чувств, любви к родине, готовность к ее защите уважение к истории и государственной символике Российской Федерации.

Цель: Содействие формированию у детей активной гражданской позиции, воспитание патриотизма на основе изучения    традиционной народной культуры.

Задачи:

1.        Включение в воспитательную систему смены основных направлений,
содействующих формированию активной гражданской позиции и патрио тизма:

  1. воспитание на боевых и трудовых традициях страны;
  2. познание духовного богатства своего народа;
  3. освоение народной культуры.
  1. Развитие творческих способностей детей через изучение и принятие на родных традиций и культуры.
  2. Сохранение и укрепление здоровья детей через включение в программу смены комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  3. Привитие норм самообслуживания и общественно полезного труда.

Темы внеклассных мероприятий

Мероприятие

Количество часов

  1. Игра «Ты – Петербуржец»

1

  1. Лекции петербургского планетария «Наш город»

4

  1. Возложение цветов к памятнику героическим защитникам Ленинграда

1

  1. Игра «Её Величество Геральдика»

1 тур (игра по станциям)

1

  1. Игра «Её Величество Геральдика»

2 тур (создание государства)

1

  1. Игра «Её Величество Геральдика»

3 тур (парад содружественных государств)

1

  1. Районный проект «Моя Родина – Россия»

1 тур (общий сбор)

1

  1. Районный проект «Моя Родина – Россия»

2 тур (презентация)

1

Всего часов

11

Педагогическая модель темы

 «Азбука семейного счастья»

 Обоснование.

2008 год был объявлен в России Годом семьи. Семья это ячейка государственного общества. Чем крепче устои и семейные традиции в обществе, тем богаче в развитие любое государство. Для того чтобы поддерживать и укреплять семейные традиции, необходимо создавать для семей благо приятные условия, которые будут содействовать сближению родителей и детей, пониманию друг друга и решению семейных, а значит, и государст венных проблем.

Цель программы смены:   Создание условий для развития толерантности и способностей детей.

Задачи  программы смены:

  1. Укрепить физическое здоровье детей , а также повысить   у них культуру  отношения к своему здоровью.
  2. Создать условия максимальной комфортности взаимоотношений детей и взрослых, через приобщение к семейным ценностям.
  3. Содействовать развитию творческих способностей у участников программы  (создание ситуации успеха для каждого участника программы, через презентацию ребенком своих достижений и талантов в различных областях; расширение диапазона способностей ребенка, знакомство его с новыми направлениями творческой деятельности).
  4. Создать условия для творческого пространства и удовлетворения индивидуальных интересов каждого ребёнка, в личностно-значимых сферах деятельности, путём вовлечения в игровой процесс.
  5. Укрепить старые и создать  новые традиции  школы.

          Приоритетными направлениями воспитательной работы на теме являются: приобщение детей и подростков к культуре здоровья, преодоление беспечного отношения к асоциальным явлениям, формирование осмысленного отношения каждого к собственному здоровью, профилактика вредных для человека зависимостей.

         Содержание программы адекватно цели воспитания, как становления свободной, творческой личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, сверстниками, семьёй, страной, Человечеством. Данный проект (комплексная программа) представляет собой программу организации жизнедеятельности детей в школе, который профилируется на развитии у детей навыков социальной адаптации, расстановки жизненных приоритетов, самоопределения, развитие личности в постоянных условиях жизни и приобщения к семейным ценностям. Все мероприятия составлены с учетом возрастных, творческих и умственных особенностей детей.

Темы внеклассных мероприятий

Мероприятие

Количество часов

1. День знаний

1

2. Игра «Зов джунглей»

1

3.Праздничный  огонёк «Новогодний сюрприз»

1

4. Концерт достижений «Мамин день»

1

5. Игра по станциям «Люби и знай свой город»

1

6. Неделя сказки «выставка работ, поделок, игры-презентации»

1

7.Участие в районной игре «Её Величество Геральдика» (совместное создание эскизов)

1

8. Участие в районном проекте «Моя Родина Россия» (совместная работа по сбору и исследованию информации)

1

9. Ассамблея отличников и победителей олимпиад

1

10. Спортивные соревнования «Весёлые старты»

1

11. Деловая игра «Пушкиноведы»

1

Всего часов

11

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
  2. Осознанное принятие детьми активной жизненной позиции;
  3. Стремление детей к самопознанию и самообразованию;
  4. Ответственное отношения детей к здоровью;
  5. Усвоение и овладение умениями и навыками лидерского поведения, ор ганизаторской деятельности.

5.1. Критерии отслеживания:

1.        Количественные:

  1. количество детей, посещавших развивающие центры;
  2. количество организованных мероприятий;
  3. количество детей получивших наивысшее звание в классе;
  4. количество детей, получивших грамоты по итогам работы на развиваю щих центрах;
  5. количество детей, посещавших центры лидерского направления;
  6. количество детей, награжденных грамотами активистов;
  7. количество детей, побывавших в должности дежурного
  8. количество детей, участвующих в мероприятиях;
  9. количество детей, обратившихся за медицинской помо щью;
  10. количество детей, вовлеченных в различные формы организации детско го самоуправления;
  11. количество изготовленных работ на развивающих центрах.
  1. Качественные:
  1. результаты диагностики психологического климата в классе и эмоцио нального состояния детей;
  2. показатели нравственно-психологических характеристик мероприятия;
  3. уровень развития класса на конец  года (количество заработанных бал лов);
  4. результаты, полученные в итоге выездного анкетирования;
  5. результаты работы класса и детей в ходе реализации программы
  6. уровень творческих номеров;
  7. интерес детей к тем или иным формам реализации программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на основе проектного метода....

Диагностический материал для работы с учащимися начальных классов

Диагностический материал для психологов, учителей начальных классов(если нет психолога в школе) для диагностики познавательных способностей детей младшего школьного возраста....

Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов

Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов. Из опыта работы....

«Семейный клуб как форма работы с учащимися начальных классов и их родителями»

В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых вза...

Программа коррекционной работы с учащимися начальных классов с нарушениями речи.

Программа коррекционной работы предназначена для учителей - логопедов с детьми с задержкой психического развития, расчитанная на 4 года обучения....