Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов
статья по теме

Черных Анжелика Викторовна

Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация исследовательской работы в начальных классах»

(из опыта работы)

Черных А.В.

МОУ Константиновская СОШ

28.08.2012 г.

   Дети дошкольного и младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Любознательность, неутолимая  жажда новых впечатлений,  постоянное  желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности детей. В своей обыденной жизни, и  в школе, и в играх ребёнок всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность учёного. Разница только в том, что делает он это неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приёмами. Поэтому задача учителя помочь детям организовать исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс.

Особую активность и личную заинтересованность в получении результатов дети проявляют, если исследования  ведутся по проблемам и темам, волнующим их и если проблемы выдвигают они сами.

      При правильной организации исследовательской деятельности учащихся  можно значительно улучшить эффективность процесса обучения в начальной школе, не только повысить уровень знаний учащихся, но и способствовать их личному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала. Другими словами правильная организация исследовательской деятельности формирует универсальные учебные действия, что поможет ребёнку в его дальнейшем развитии.

     Исследовательской деятельностью со своими ребятами я занимаюсь  четвёртый год.  Подтолкнуло меня к этому сразу несколько причин. Во-первых, новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к новому информационному обществу. Во-вторых, огромный потенциал в потребности знаний и любознательность, которую дети проявили буквально с первых дней учёбы.(слайд  )

       Практически с первых уроков окружающего мира дети несли столько дополнительной информации по теме урока  в класс, что мне оставалось только направлять их  поток информации в правильное русло.

Наша работа была построена следующим образом:

  1. Этап мотивации или создание проблемной ситуации.

От него во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована, то не может быть и исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы, возникшей у ребёнка или взрослого.

2.Этап исследования.

Подразумевает поиск пути решения проблемы, поиск фактов для обоснования.

3.Этап организации информации.

Подразумевает распределение всего объёма информации, чёткости выделения важных признаков из всех предложенных.

4. Этап связывания информации.

Формулирование заключения по полученной информации в ходе исследования, формулирование нового знания.

5. Этап подведения итогов, рефлексия.

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме.

6. Постановка новых вопросов.

Этап ведёт за собой новые исследования в продолжение темы.

Для выполнения исследования, т.е. для поиска решения проблемы я продумываю состав групп, распределяю материал для изучения по группам, продумываю форму представления работы, иногда вместе с детьми.

Состав групп формирую каждый раз новый по типам:

 Это могут быть сильные с сильными, а слабые со слабыми учениками – гетерогеннные группы. 

Либо группы, где все участники приблизительно равны по уровню интеллектуального развития или сходными интересами – гомогенные группы.

Работу в группах планирую так, чтобы каждый ребёнок был включён в процесс групповой работы. Для этого на первых этапах  использовала инструкционные карты, где каждый ребёнок фиксировал своё имя у пункта плана, над которым он будет работать. По мере взросления детей необходимость в использовании инструкционных карт отпадает.

Таким образом, наши уроки превратились в уроки-исследования, где мы совместно с детьми  ставили проблему, и  искали пути решения. На уроках русского языка, исследуя слова, предложения –мы открывали новые правила. Исследуя  живописные картины сантиметр за сантиметром-мы научились понимать замысел авторов. На уроках математики, работая над задачами – мы научились составлять свои. Уроки технологии превратились  в уроки- проекты, где  готовый продукт  становился результатом небольших исследований по данной теме. (слайд  )

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности  активно использую  и возможности внеурочных форм организации исследования. Это  различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы мной или самими детьми  через показ, выставку, выступление.

 Так к пасхальной неделе мы по группам провели исследования : изучили материал о святом празднике Пасхи, собрали материал о различных видах пасхальных яиц, познакомились  играми, в которые играли дети в старину. Следующим шагом было индивидуальное изготовление яиц  из папье –маше и других материалов или разукрашивание готовых.  Далее дети защищали проект “Пасхальное яйцо”. И  в преддверии праздника мы разучили игры.

 Большое место в своей работе я отвожу индивидуальным исследованиям детей. Три года в классе работает научно-исследовательское общество «Хочу всё знать», которое является частью школьного научно-исследовательского общества «Искатели знаний». На протяжении трёх лет несколько ребят из моего класса занимаются индивидуальными исследованиями. Темы исследований предлагают сами ребята, их родители, иногда предлагаю я, но ни в коем случае не навязываю. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.  От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат работы. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

 Темы, которые выбирают дети,  можно объединить в три основные группы:

  • теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей., это то, что написано в книгах, и др.;
  • эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Учитывая интересы детей, стараюсь  держаться ближе к той сфере, в которой сама   разбираюсь.

    Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование "на одном дыхании" практически очень сложно, но, учитывая, что способность долговременно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Наиболее оптимальными являются

-  краткосрочные  (неделя),

 - более длительные (четверть) исследования.

Моя задача в детских исследованиях состоит в том, чтобы помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов.

"Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита  должна быть публичной. Слушателями являются одноклассники, учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Что даёт моим детям исследовательская работа:

  • Учащиеся  чувствуют себя успешными.
  • Учащиеся  учатся проводить исследование, любое их достижение является движением вперед.
  • Исследовательская работа - желание самих учащихся достичь новых знаний, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы с учащимися начальных классов.

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы на основе проектного метода....

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

«Специфика исследовательской работы с учащимися начальной школы»

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает и...

Формирование исследовательской компетенции у учащихся начальных классов.

В работе показаны приемы формирования иследовательской компетенции у учащихся начальных классов....

Организация профориентационной работы с учащимися начальных классов

Развитие новых современных технологий предъявляет к  человеку всеболее высокие требования  вотношении его уровня коммуникабельности, образованности,  способности к трудовой де...

Организация групповой работы с учащимися начальной школы

Организация групповой работы с учащимися начальной школы...