"Инновационные воспитательные модели формирования гражданской культуры обучающихся в условиях поликультурного общества"
статья на тему

Полковниченко Елена Михайловна

Выступление на городской августовской конференции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные воспитательные модели

формирования гражданской культуры обучающихся

в условиях поликультурного общества

(Модель воспитания «В одном счастливом детстве…»).

Полковниченко Е.М., победитель областного конкурса «За успехи в воспитании», учитель ИЗО   и МХК МОБУ СОШ № 23

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества.

В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе традиционных – патриотических ценностей отечественной культуры. Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором и необходимым условием для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления российской цивилизации. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Только построенное на уважении к правам человека гражданское общество может стать надежным барьером на пути маргинализации и экстремизма.

Но в условиях нестабильности общественного развития  в мире в целом, в России система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании,  соответствуя новым реалиям. Существующая действительность характеризуется: нарастанием миграционных процессов, приводящих к конфликту различных культурных традиций и ценностей у населения; нарушением преемственности в культурно-историческом развитии российского общества; насаждением в деформирующих сложившиеся ценностные ориентации молодежи средствах массовой информации – через кино, телевидение, музыку, радио, Интернет – низкопробной продукции, негативно представляющей жизнь общества; снижением социальной активности подростков, потерей морально-нравственной основы патриотических чувств молодежи в стране; снижением роли патриотического воспитания молодежи в семье и в образовательных учреждениях, что не соответствует потребностям общества и интересам его дальнейшего развития; проявлением устойчивой тенденции падения престижа военной службы.

Внимание государства к проблемам воспитания связано с обозначением его приоритетных направлений, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В настоящее время определились основные направления развития государственной системы гражданско-патриотического воспитания граждан России, где главный акцент сделан на работу образовательных учреждений. Среди них выделяются следующие: определение приоритетных направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; развитие форм и методов воспитания на основе новых информационных технологий; усиление гражданско-патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин, необходимость применения инновационных форм педагогического воздействия на учащихся, повышение теоретической и практической подготовки, а также сформированности патриотизма и гражданственности.

Актуальность формирования гражданской культуры в системе образования обусловлена обновлением ее содержания, проектированием новых технологий, обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях. В условиях модернизации современного российского образования необходимо: активно решать многие вопросы его глубинного преобразования, в первую очередь касающиеся четкого определения новых приоритетов в системе воспитания подрастающего поколения, в том числе и в поликультурной среде; осуществлять поэтапное планирование комплекса мер, направленных на развитие системы базовых духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального общения на основе принципа толерантности, уважительного отношения к традициям, обычаям народов нашей страны, конфессиональным ценностям.

В настоящее время, наряду с функционирующими в педагогическом пространстве школы социальной, культурной, информационной, образовательной, адаптационно-реабилитационной, творческой и другими средами, особую значимость приобретает поликультурная среда, которая поддерживает культурное многообразие и стимулирует толерантное взаимодействие представителей различных культур, что получает особую актуальность в сложившейся этнодемографической ситуации. 

Гражданско-патриотическое воспитание, ориентированное на развитие государственно-патриотических, интеллектуально-нравственных, художественно-творческих и других качеств, в условиях поликультурной среды приобретает направленность на развитие гармоничных отношений с представителями различных этнических групп на основе взаимной открытости, интереса, терпимости и социальной поддержки. Результативность гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде образовательного учреждения определяется реализацией системно-деятельностного подхода, включающего мотивационно-ценностный, целевой, операциональный и ресурсный компоненты.

Социально-культурная деятельность, организованная в поликультурной среде образовательного учреждения, позволяет обеспечить полноценность протекания процессов гражданско-патриотического воспитания обучающихся за счет интеграции вышеуказанных компонентов. Социально-культурная деятельность общеобразовательных учреждений имеет огромный потенциал в решении проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

В теоретическом плане – это разработка концепции гражданско-патриотического воспитания обучающихся в поликультурном обществе. В практическом плане – обоснование структуры и технологии гражданско-патриотического воспитания, направленной на повышение эффективности воспитательного процесса в поликультурной среде образовательного учреждения.

Мною построена воспитательная модель «В одном счастливом детстве» в соответствии с ведущими принципами и функциями социально-культурной деятельности, а также с использованием разнообразных технологий социально-культурной деятельности, которая в полной мере способна решить проблемы гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде образовательного учреждения.

Воспитательная модель «В одном счастливом детстве…» определяет ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы. Модель носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – проектная деятельность. 

Предлагаемая воспитательная модель - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Ребенок не может научиться быть успешным, если, во-первых, ситуация успеха создается «извне», усилиями учителя, во-вторых, если для всех учеников создавать общую, единую ситуацию успеха. В то же время, конструировать условия успешности для каждого ребенка просто невозможно. Поэтому в программе используется индивидуализированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого ребенок учится сам выстраивать для себя ситуацию успеха. 

Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника. Человек – сам кузнец своего счастья! Если хочешь быть счастливым – будь им!

Школьное образование - это первый опыт осознания себя – поиска своей тропы в жизни, начала труда над собой и человеческой культурой, обретение смысла жизни, познания непреходящей ценности любви и уважения к опыту и жизни других людей.

Воспитание и обучение представляют собой единый процесс (И.Я. Лернер). Как целостное явление они обладают общими закономерностями, но отличаются спецификой содержания и усвоения. Исходя из этого, в организации образовательного процесса классного коллектива реализуется принцип системности – непрерывности учебно-воспитательного процесса.

 Воспитательная работа органично встроена в учебный процесс. Системообразующим компонентом воспитательной деятельности в учебное и внеучебное время является система поощрения и коррекции, призванная стимулировать и корректировать процессы самообразования и самовоспитания. Каждый человек хочет быть счастливым, а значит, он может и должен быть успешен в учебной и внеучебной деятельности, а классный руководитель создает ему условия для успеха – поддерживает, направляет, поощряет и, конечно, корректирует процесс его развития.

От классного руководителя требуется творческое видение, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыков владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры. Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разработчик и инспектор.

Жизнь «В одном счастливом детстве…» – это динамичный, непрерывный, процесс, протекающий:

1) в гармонии с собой: развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания, профилактика вредных привычек;

2) в гармонии с природой: воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам; 

3) в гармонии с коллективом: формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия; 

4) в гармонии с семьей: формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей;

5) в гармонии с традициями: формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину; 

6) в гармонии с культурной средой: воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения.

Цель воспитательной работы – создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Для достижения цели воспитательной работы  определяю и решаю следующие задачи:

- внимательно и бережно относясь к детям, поддерживать и обеспечивать становление личности через участие в деятельности детской общественной организации и органов ученического самоуправления;

- пробуждать интерес ребёнка к самому себе, помогать в формировании адекватной самооценки и самоуважения через участие в различных конкурсах;

- способствовать полноценному развитию личности через участие в творческой деятельности;

- создавать условия для формирования благоприятной среды развития.

Таким образом, содержанием воспитательной деятельности является:

- изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самовоспитания;

- организация активной и творческой жизнедеятельности детей;

- педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

Воспитательная модель «В одном счастливом детстве» рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс и реализовывалась мною на протяжении нескольких поколений воспитанников.

I этап – этап проектирования (1 класс) – 2008 – 2009 уч. год:

- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей;

- изучение запросов родителей;

- формирование единого воспитательного пространства;

- определение перспектив жизнедеятельности класса;

- закладывание основ проектной деятельности.

 

II этап – этап становления системы (2 класс) – 2009 – 2010 уч. год:

- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества;

- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики;

- укрепление межличностных отношений;

- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы.

 

III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) – 2010 – 2012 уч. годы:

- развитие соуправления в классе;

- интеграция учебной и внеурочной деятельности;

- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью;

- возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

 

IV этап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса) – переход в среднее звено, смена классного руководителя:

- опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя.

Итогом реализации воспитательной модели «В одном счастливом детстве» становится достижение следующих результатов:

  • наличие развитой воспитательной инфраструктуры;

  • воспитанники приобретают возможность выполнять осознанный выбор индивидуальной траектории в социуме;

  • у моих воспитанников наблюдается проявление высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

  • высоко развиты:
  • ключевые компетентности, связанные с успехом личности в быстро меняющемся мире;
  • базовые компетентности, отражающие специфику общего образования;

  • наблюдается раскрытие потенциалов воспитанников:
  • нравственного потенциала: усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь»; чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину; понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости, адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей; активность в общешкольных и классных делах;
  •  образовательного потенциала: желание и готовность продолжить самостоятельно добывать новые знания и представлять результаты, проявлять творческую активность;
  • широко развит коммуникативный потенциал: мои воспитанники владеют умениями и навыками культуры общения, обладают способностью поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог;
  • востребован культурный потенциал: дети стремятся  строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, испытывают потребность в посещении театров, выставок, концертов, обладают способностью творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими;
  • обладают  устойчивым физическим потенциалом: стремятся к физическому совершенствованию; соблюдают режим дня.  

Детский коллектив – это маленькая страна, где нужно организовать всё так, чтобы каждый её «житель» чувствовал свою необходимость, значимость, возможность проявить себя. Только в таких условиях он сможет оказаться «В одном счастливом детстве…»

В городе Таганроге действует развитая сеть учреждений дополнительного образования. Взаимодействие с ними позволяет раскрыть потенциал учащихся, расширяет возможности приобретения ими социального опыта, способствует формированию и развитию личности в целом, поэтому считаю особым своим достижением широкий диапазон и результативность включения моих обучающихся в деятельность учреждений дополнительного образования нашего города. Поддержка с моей стороны, понимание, одобрение, широкая пропаганда успешности ребят является одним из важных способов стимулирования участия  для учащихся и их родителей в кружках и секциях учреждений дополнительного образования.

Также организую индивидуальную работу по поддержке одаренных детей в классе, активно опираюсь на моральную и материальную поддержку родительского сообщества. И это  позволяет моим воспитанникам становиться участниками различных конкурсов и проектов и добиваться высоких результатов.

В рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОБУ СОШ № 23» веду целенаправленную, системную, тщательно планируемую воспитательную работу на основе личностно-ориентированного подхода с учетом задач, стоящих перед образовательным учреждением и классным коллективом.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение воспитанниками соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности воспитанника, формирование его социальных компетенций — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиями ребенка.

Одним из важных направлений развития активной позиции воспитанников является формирование у них нравственного сознания через расширение участия в классных, школьных мероприятиях и различных видах социальной практики. У моих воспитанников знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются воспитанниками и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие достигает относительной полноты.

Позитивная динамика уровня воспитанности вызывает у ребят желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.

Начиная с 3 класса, мои учащиеся принимают участие в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно». Стремлюсь к позитивной динамике участия, поэтому  и внеурочную работу по русскому языку, математике строю таким образом, чтобы итоги участия в этих конкурсах у моих подопечных были стабильно высокими.

Я глубоко убеждена в том, что внеурочная работа учителя должна быть нацелена не столько на достижение «штучных» высоких результатов, сколько  на массовое вовлечение детей в проектную, творческую и спортивную деятельность. Мои ученики имеют возможность почувствовать себя успешными членами школьного содружества, благодаря целенаправленной работе по вовлечению их в различные формы внеурочной деятельности.

Система внеурочной деятельности в целом положительно сказывается на формировании духовно-нравственных ценностей моих воспитанников: гражданственности, любви к Родине и её наследию, уважения к старшим, бережного отношения к природе.

Система продуманных мероприятий, всей воспитательной системы в коллективе способствует выработке активной жизненной позиции и отсутствию правонарушений школьников, изменению атмосферы на уроках и во внеурочной деятельности, качественных показателей знаний учащихся.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения.

Каждый человек должен ощущать себя наследником предшествующих поколений, трудом которых создано всё, к чему мы сейчас прикасаемся.

Свою работу я провожу, опираясь на следующие направления:

  1. История Донского края.
  2. Культурные ценности Дона.
  3. Природа Донского края.

Кроме тематических классных часов и проектов, большое значение отводится  экскурсиям. Экскурсии совершаем вместе с родителями, ведь именно с ними мы должны научить детей понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать свою сопричастность к историческим событиям.

При изучении природы Дона мы составляем «Красную книгу Ростовской области», куда включаем редкие и исчезающие виды растений и животных. Оформляем в виде презентации, с которой дети выступают перед учащимися других классов. Публикуем отчеты на страницах школьного  сайта.

Наш край имеет очень богатые традиции, с давних пор на его территории проживают различные национальности. Я убеждена, что жизненно необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры народа, жившего и живущего в Донском крае.

«Не останавливаться на достигнутом! Всегда двигаться вперед!» - вот главный девиз развития модели воспитания «В одном счастливом детстве…». Поэтому впечатления от близкого знакомства с родным краем находит свое отражение в творческой деятельности моих воспитанников и после того, как они покидают  уютные стены начальной школы.

Как воспитатель, я  стремлюсь сформировать у детей культуру достоинства, вырастить у учеников способность и потребность к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя. И поэтому я  стараюсь помочь каждому ребенку увидеть себя, открыть новые качества, а может, и удивиться. Не это ли удивление первооткрывателя станет основой любви к родному краю, из которого вырастет любовь к Отчизне? Опытом своей  работы в данном направлении я неоднократно представляла вниманию педагогического сообщества.

Главной своей задачей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Только наша совместная деятельность может содействовать воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье. В моем представлении семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница  нравственных и духовных ценностей, созданных дедами и прадедами.

Для формирования опыта решения общественнозначимых проблем социума своей задачей ставлю развитие у воспитанников умений видеть и оценивать окружающую действительность и на основе анализа ситуаций выстраивать свою деятельность под руководством взрослых.

Вдохновителем и организатором деятельности в классе всегда был и есть классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с воспитанниками, с их родителями, стремится помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

В воспитательном процессе важное значение имеют личностные и профессиональные качества самого классного руководителя.  

В своей работе стараюсь всегда быть аккуратной, тактичной, требовательной, организованной, принципиальной, объективной, последовательной, постоянно работать над расширением кругозора и знаний, иметь неподдельный интерес к жизни и личности каждого ребёнка.

Модель моих профессиональных компетенций, «Я - концепция», основывается на пяти  составляющих:

  • образ Я, который неотрывно связан с главным делом моей жизни - профессией учителя;
  • цель моей деятельности - научить действовать самостоятельно;
  • траектория развития - быть критичной к себе, требовательной, эффективно строить отношения со всеми участниками образовательного процесса и с собой;
  • гражданская позиция - личным примером воспитывать подрастающего гражданина;
  • жизненное кредо - быть человеком, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть.

Осознавая актуальные проблемы современного обучения и воспитания, постоянно стремлюсь к самосовершенствованию: осваиваю новейшие достижения педагогики и психологии развития личности ребенка. Уровень квалификации позволяет творчески решать задачи по формированию гармонически развитой личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющемся современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания.

Предоставленный в статье материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающе...

"Организация инновационной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС".

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деяте...

Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».

Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...

Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России      Основные требования общества к образовательной ...

«Формирование гражданской личности обучающихся младшей школы (из опыта работы)»

Дети – это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут им восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в фор...

СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"

СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...