СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"
статья на тему

Лебедева Елена Ивановна

СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lebedevoy_v_mgpi.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Лебедева Е.И., МОУ «Гимназия №20»

г.Саранск, Республика Мордовия

Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии

На современном этапе все больше внимания уделяется  образованию в области окружающей среды и формированию экологической культуры человека, которые предполагают стройную дидактическую логику: от экологического мышления через экологическое сознание к экологической культуре.      

Экологическое мышление формируется через анализ собственных действий и поступков в окружающей среде, совершаемых людьми, обществом и цивилизацией в целом.

Формирование экологического сознания предполагает  осуществление различных видов деятельности (охранной, сберегающей, творчески-воссоздающей), демонстрирующей прямую связь человека с природой, соблюдение законов биосферы, сохранение естественной среды обитания и т.д.

Перед учителями  гимназии № 20, где одним  из ведущих направлений образовательного процесса является -  гуманитарно- экологическое,  неоднократно возникали вопросы  о роли экологического образования в формировании личности, о времени с которого целесообразно начинать  знакомить детей с экологическими знаниями, о преемственности на этапах дошкольного и начального  обучения.

С целью непрерывного и систематического формирования экологической культуры педагогическим и родительским коллективами было решено в «Школе раннего развития»  ввести пропедевтический курс «Игровой экологии».  Это вызвано  необходимостью реализовывать экологическое образование на протяжении предшкольного и школьного этапов обучения в условиях постоянного взаимодействия ребенка с природой.

   Содержательные подходы, принципы отбора экологического образования, его направления и формы их реализации, логически связанные общей целью и задачами экологического образования младших школьников в условиях гуманитарной гимназии,  представляют собой взаимосвязанную систему и  составляют основу модели (см. схема 1).

  Схема 1 . Модель формирования экологической культуры младших школьников

Подходы, принципы

Урочная деятельность

Подходы, принципы

Внеурочная деятельность

Подходы, принципы

Внешкольная деятельность

Подходы, принципы

  • эко-уроки;
  • эко-экскурсии;
  • методика «Экологическая указка»;
  • эко-зарядки;
  • эко-дневники;
  • эко-студия;
  • эко-проекты;
  • эко-телевидение;
  • эко-библиотеки;
  • эко-больницы;
  • эко-игры;
  • птичья столовая;
  • эко-диспуты;
  • эко-собрания;
  • эко-сотрудничество:

( ГДДТ, Станция юных натуралистов, экоцентр «Адонис», заповедники, музеи, СМИ и др.);

  • эко-экскурсии;
  • ТКД;

                                                                               

             

Цель экологического образования младших школьников: посредством экологизации образовательного процесса, способствовать формированию  у учащихся  отношения к  природе как к  непреходящей ценности, среде обитания и дому  человека

Остановимся более подробно на  рассмотрении «механизмов» реализации данной модели на практике. Ведущими звеньями в модели экологического образования являются урочная и внеурочная деятельность, которые тесным образом переплетаются в нашей системе работы.

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним предстанет чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если включить его в экологически направленную деятельность. Такую возможность предоставляют все учебные предметы.

Так на уроках окружающего мира, где обеспечивается формирование естественно - научной основы для понимания необходимости природоохранной деятельности человека,  на основе художественных произведений  К. Паустовского, М. Пришвина, И. Акимушкина и др., научных публикаций, медиа-источников проводятся  экологические пятиминутки. Также активно используются карточки для проверки домашнего задания и  экологические тесты, которые заставляют задуматься  о  будущем родного края, страны, собственном здоровье и позволяют правильно моделировать свое поведение в различных ситуациях. Для проведения работы по изучению способов поддержания экологического равновесия в природе используются задания, развивающие творческое мышление детей.

Педагогической находкой является использование на уроках и во внеурочное время разработанной нами методики «Экологическая указка».  Учащиеся совместно с учителем совершают эко-десант, где на основе наблюдения определяют объект экологического внимания, с которым проводятся фото- и видеосессии. Обработка полученной информации осуществляется в процессе работы Эко-студии: изготовления эко-журналов, эко-книжечек,  стенных газет «Вестник ЮНЭКО». Не меньшим педагогическим потенциалом, чем уроки  окружающего мира, обладают  уроки  математики.  Приведем ряд методических приемов.

Так, при изучении понятий «больше», «меньше» предлагаем сравнить два листа: кленовый (желтый) и дубовый (зеленый). Ученики находят признаки различия (форма, цвет, размер).    

     Отношение «раньше – позже» изучаются при рассмотрении заданий, связанных с одним и тем же пейзажем в разное время суток.

     Образы геометрических понятий (точка, линия, прямая и др.) представляются в виде звезд на ночном небе, городов на карте, следов падающих звезд, линии горизонта и др.

Математические раскраски — это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала. Учащимся предлагается раскрасить определенным образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется.

Уроки гуманитарного цикла направлены на формирование ответственного отношения учащихся к природе. Проводя работу по развитию речи на уроках русского языка, объясняется значение пословиц: Лес и вода — брат и сестра. Много леса — береги, мало леса — посади. Много снега — много хлеба. Составляя рассказ по картинке или на заданную тему, дети пишут сочинения. Темы могут быть различные: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я — бабочка», «Путешествие скворца» и др. Предлагается описать какое-либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы и постараться передать при этом их красоту. Эти задания направлены на формирование  мотивационного компонента природоохранной деятельности.

Остановимся на экологии собственного «я», которая  включает в себя культуру речи. Диалог современных младших школьников пестрит «сорными» словами. Чем раньше педагог начнет работу по их «выпалыванию», тем точнее и образнее  будет речь учеников. Представляем, что наши слова — это сказочные растения.  Красивые слова — это благоухающие цветы, плохие — это ядовитая, сорная трава. Все представили себя садовниками, высаживали на клумбы и красивые, и «сорные» слова своих друзей. По условиям игры «сорняк» погибает не сразу, а только в том случае, если это слово не повторяется в течение недели.

Комплексный подход при организации деятельности Эко-студии в образовательном  процессе гуманитарной гимназии позволяет создать систему экологических знаний учащихся младших классов, которые необходимы для формирования экологических умений и навыков.

По заданию  студии «ЮНЭКО» Шувалова Анастасия (ученица 4 Б класса, победительница гимназического конкурса «Ученик года 2007») написала в своем сочинении: «Экология —  это когда люди улыбаются. Подарить людям улыбку - значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шаг к украшению Земли».

Во внеурочное время работа  Эко-студии реализуется по нескольким проектам. В рамках проекта «Экологическая больничка» зимой начинает свою работу «птичья столовая». Проект «Экологическая игротека» предоставляет большие возможности для проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов.

Ежегодно в рамках проекта «Эко-туризм» группа учащихся и педагогов (в том числе я и мои ученики) отправляется в район Северо-Кавказского Государственного Биосферного заповедника. Ученики собирают материал, который используется для написания и представления исследовательских работ на гимназическую научно – практическую конференцию (секция «Юные исследователи»). Кроме того, организована работа по изучению экологических объектов Республики Мордовия – парков, ботанических садов, станций юных натуралистов, Мордовского государственного заповедника им. П. Г. Смидовича.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что  работа  по совершенствованию модели экологического образования младших школьников в условиях гуманитарной гимназии будет продолжена. Целью её является  формирование экологического сознания, мышления младшего школьника и других субъектов образовательного пространства нашей гимназии.

 

Литература

  1. Весь мир. География, народы, экология:  Издательства: АСТ, Астрель
  2. Живая экология:  Программа экологического образования: Иванова А.И.
  3. Зеленые сказки. Экология для малышей: Шорыгина Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья представляет не только методический материал учителя по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. К ней прилагаются методические рекомендации, некоторые презентаци...

Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...