Здоровьесбережение в учебном процессе начальной школы
статья на тему

Горчакова Надежда Ивановна

В статье подняты вопросы здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в учебном процессе начальной школы

Горчакова Надежда Ивановна,

учитель начальных классов,

МОКУ «Тюкалинский лицей»

Тюкалинского МР

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Вопросы здоровьесбережения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу: за последние годы втрое увеличилось количество детей с хронической патологией, годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений и навыков, но и перечень таких заболеваний, как болезни костно-мышечной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения, нервные болезни, сердечно-сосудистые. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, нельзя исключить школьный компонент: это и отсутствие удобной современной мебели, не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, конечно же, перегрузки программ и многие другие. Но есть еще одна причина – это недостаточные действия учителя в отношении охраны здоровья на уроке.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Одним из важных аспектом здоровьесбережения, чтобы снять психо-эмоциональное и статическое напряжение, считаю проведение уроков в нетрадиционной форме. Это уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-театрализации, уроки здоровья, секретные уроки, уроки-путешествия, уроки-открытия. В период адаптации первоклассников свою педагогическую деятельность я особенно тщательно продумываю. Зная, что для отдельных детей присущи невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость неумение управлять своим поведением, и понимая, что это связано с особенностями их психики, не даю резких замечаний, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. Замечания «быстрее», «задерживаешь всех», «не постарался» совершенно недопустимы.

Другим аспектом здоровьесбережения считаю регуляцию психологической и физической нагрузки на уроке. Понимаю, что одна из причин ухудшающегося здоровья школьников – недостаточные действия в отношении охраны здоровья именно на уроке. От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

  • Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь удобнее, мне поскорее хочется вас научить.
  • Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.
  • Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.
  • Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!

Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок в расписании – после обеда или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

Элементы цвето и музотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые также можно успешно использовать. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Для моделирования хорошего настроения выручает музыка. Музыкальное сопровождение иногда планирую в перемены, когда необходимо отвлечься от беспорядочной беготни. Произвольные танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Хорошее психо-эмоциональное состояние поддерживают «минуты радости» – любая приятная информация: сообщения, поздравления, объявления и др., «смехопаузы» – смешные истории, забавные случаи из жизни детей. На последних уроках особенно чутко реагирую на психическое и психологическое состояние детей. В моей педагогической копилке на этот случай подобраны тексты для аутотренингов, расслабляющих, корригирующих, активизирующих игр.

«Сиди и не вертись!» – кому не знакома эта фраза? Между тем во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Движения обеспечивают лучшее кровоснабжение, питание мозга кислородом. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости. В моей картотеке их более двухсот, все они систематизированы. Таким образом, при использовании учитывается многое, какое время года, какая тема урока, какой урок по счету, какой этап урока, какое утомление следует снять и т. д. Например, чтобы преодолеть трудность, добиться успеха на уроке, вселить детям надежду и уверенность произношу следующие слова

Жила-была плохая и скучная работа

Без ласки, без уюта, без главного чего-то,

Чего-то человечного, без сердца человечьего.

И сжалился над нею хороший человек.

Сказал он ей, жалея: «Ты будешь лучше всех!».

За скучную работу он весело взялся,

И работа похорошела вся!

В соответствии с рекомендациями гигиенистов, физминутки провожу в начале урока и на 20-30 минутах; в 1 классе – в начале урока, на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю, личный показ учителя повышает значимость этих упражнений.

Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.

На уроках естествознания говорим о правильном питании школьника. Несколько уроков рисования были посвящены режиму дня в картинках, зимним видам спорта. Иногда предлагаю детям подвигаться свободно, как хочется им: покачаться березкой, достать до неба, распластаться на стуле как клякса, подвигаться как медуза, показать, какими они были, когда были маленькими, какими станут, когда вырастут.

Для предотвращения зрительного утомления в арсенале достаточное количество упражнений. Хорошо снимает напряжение таблица-тренажер – схема со зрительными траекториями, которую можно разместить на любой стене или даже потолке. На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд (вверх, вниз, вправо, влево, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке»). Каждая траектория имеет свой цвет. Детям говорю так: «Побежали глазками по синей дорожке стадиона для глаз, теперь в обратном направлении, сейчас побежим по зеленой, теперь перебегаем на красную, бежим назад и т. д. Иногда использую и другие упражнения, дающие отдых усталым глазам (полагаю, они наиболее гармонично сочетаются с фрагментами урока). Например, прошу повернуться к левой стене, на которой поклеены фотообои из сказки А.Толстого «Приключение Буратино», и отыскать глазами заранее прикрепленные детали (цветок, грибок, зверюшка).

Положительно воздействуют на психоэмоциональную сферу, а также снимают и зрительное утомление такие релаксационные паузы как фиксирование, любование явлениями природы. Не оставляю без внимания такие «чудеса» как кружение осеннего листопада, обрушившийся как стена сильный ливень, медленный танец узорчатых снежинок. Или в одно прекрасное утро вдруг наступившая весна. Когда такое происходит, мы дружно встаем и подходим к окну – наблюдаем происходящее, восхищаемся, а значит, заряжаемся хорошим настроением, и глаза в эти паузы отдыхают.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли «школой болезней». Поэтому я четко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Стараюсь выработать у каждого ученика устойчивую привычку, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне его, в своей повседневной жизни. Позиция «когда я здоров – это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» – губительна. И мы, педагоги, в ответе за здоровье наших детей.

Литература.

  1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня младшего школьника. М.: Вентана-Граф, 2003.
  2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:  
  3. Синева О.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе // Завуч начальной школы. 2010. № 3.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2006.
  5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / под ред. Н.В. Сократова. М., 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы

Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

Современные образовательные технологии в учебном процессе начальной школы

Файл содержит статью о современных образовательных технологиях в процессе обучения в начальной школе...

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы

Применение здоровьесберегающих технологий поможет сохранить и укрепить здоровье младших школьников, сформировать навыки  бережного отношения  детей к своему здоровью, что  будет способс...

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...