МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
методическая разработка на тему
Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_moy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Слайд 1. Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность.
Близнецовой Натальи Владимировны
МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.
Слайд 2. Актуальность проблемы обозначила ряд противоречий:
- между необходимостью учета индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся и массовым характером обучения;
- между необходимостью включения каждого учащегося в практическую деятельность и коллективными формами обучения.
. Выявленные противоречия способствовали выбору моей темы самообразования: «Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность».
Слайд 3. Цель:
- развитие творческих способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности через проектную деятельность.
В ходе изучения проблемного поля были определены педагогические задачи, способствующие развитию творческих способностей младших школьников, такие как:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей через проектную деятельность на уроках и во внеурочной работе.
Слайд 4. Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.
Умение планировать работу над проектами.
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
Слайд 5. Внедрение федеральных государственных стандартов начального общего образования направлено на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Изучением процесса развития творчества занимались многие психологи и педагоги: Андреев В.И., Беспалько В.П., Выготский Л. С., Камышева И.В., Максимова С.В., Щуркова Н.Е. и др.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
В современном, динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их, умение самостоятельно добытые знания применять в различных ситуациях.
Слайд 6. На уроках и во внеурочной деятельности я всегда стараюсь заинтересовать учащихся, чтобы процесс познания для них носил творческий характер, чтобы через разнообразные виды учебной деятельности ученик овладел универсальными учебными действиями (УУД).
Личностные УУД – обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково-символические.
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
УУД имеют значение не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Советский педагог, автор педагогических технологий, Владимир Павлович Беспалько говорил: «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством». Этим обусловлено введение в образовательную программу на основе ФГОС проектной деятельности.
Слайд 7. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческих способностей учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.
Осуществление проекта реализуется на основе гражданской позиции детей, их социальной ориентации и адаптации в социуме. Работая над проектами, учащиеся учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Слайд 8. Для реализации проектной деятельности я использую разнообразные формы уроков, которые создают благоприятное поле для развития творческих способностей. Такие как: урок – экскурсия, урок – путешествие, урок – исследование, урок - мини-проект, урок-театр, урок-игра и др.
Слайд 9. Разнообразие творческих заданий, используемых в проектной деятельности, позволяет охватить все учебные предметы, а также использовать межпредметные связи.
Слайд 10. Вот некоторые из них, которые я применяю на практике:
- создать книжку-малышку;
- изготовить тематический плакат;
- нарисовать рисунок к прочитанному произведению;
- изготовить различные поделки;
- сочинить загадки и стихи и мн.др.
Слайд 11. Дополнительную информацию для проектной деятельности дает взаимодействие с другими организациями. Так, для акции «Бессмертный полк» нам необходимо было посетить краеведческий музей. Где были взяты фотографии тружеников тыла. Совместно с преподавателем ОРКСЭ Будённой М.Ю. организуется взаимодействие с Храмом, в результате чего у детей развивается представление о нравственных идеалах и ценностях. Сотрудничество с районным Домом культуры заключается в проведении развлекательных мероприятий: игр, викторин, детских дискотек и др.
Все полученные знания дети используют для реализации разных проектов, как во внеурочной, так и в урочной деятельности.
Слайд 12. Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Школа России» (УМК «Школа 2100»), полностью соответствующий требованиям стандартов нового поколения.
Осваивая этот методический комплект, я стала работать над развитием творческих способностей у учащихся через проектную деятельность.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Разработку учебного проекта начинаю с формулирования требований:
1.Выдвигаю какую-либо проблему (исследовательскую, информационную, социальную).
2. Совместно с учащимися разрабатываем план действий по разрешению
проблемы, определяем вид продукта и форму презентации. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом деятельности над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является творческая работа, с которой ребята выступают перед классом или родителями.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Слайд 13. Один из мини-проектов был реализован на уроке окружающего мира в 1 классе на тему: «Моя семья». Большое внимание было уделено самостоятельной работе учащихся. Дети сами искали информацию о членах своей семьи. Готовили фотографии или рисунки.
Слайд 14. Во внеурочной и урочной деятельности мы вместе с детьми и их родителями создаем проекты разной направленности, такие как: «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Знай и соблюдай правила дорожного движения» и другие. У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к разнообразным мероприятиям, делают костюмы к выступлениям.
Слайд 15. Проект «Мой класс и моя школа».
Слайд 16. В рамках предмета литературного чтения (Азбука) дети принимали участие в проекте «Моя любимая книга», целью которого было привить интерес и любовь к книге. Вместе с учащимися мы посетили районную детскую библиотеку, узнали биографии детских писателей. Дети прочитали книги детских писателей, нарисовали рисунки и плакаты к литературным произведениям. В завершении проекта ученики рассказали об авторе, поделились своими впечатлениями.
Слайд 17. Развитие творческой личности напрямую связанно с развитием одаренности. Учащиеся принимают активное участие в различных творческих конкурсах, выставках, викторинах и олимпиадах, где достигают высоких результатов.
Результатом использования метода проектирования можно считать:
повышение качества знаний учащихся;
приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
активизация творческой и познавательной активности учащихся;
формирование положительных личностных качеств ученика;
формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни.
Слайд 18. Планы на будущее:
- продолжать работу в данном направлении;
- создание совместных проектов, различной направленности и продолжительности;
- разработка индивидуальных маршрутов развития творческих способностей;
- продолжить участие в различных творческих конкурсах, викторинах и олимпиадах.
Слай19. Завершить свой методический семинар хочу словами В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Источники:
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
- Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.2007.
- Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
http://shkola1.org/wp-content/uploads/2014/10/DSCN3596.jpg
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,143631/
http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/141196
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....