МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
методическая разработка на тему

Близнецова Наталья Владимировна

Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar_moy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Слайд 1Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность.

Близнецовой Натальи Владимировны

МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»

В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.

Слайд 2. Актуальность проблемы обозначила ряд противоречий:

- между необходимостью учета индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся и массовым характером обучения;

- между необходимостью включения каждого учащегося в практическую деятельность и коллективными формами обучения.

. Выявленные противоречия способствовали выбору моей темы самообразования: «Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность».

Слайд 3. Цель:

- развитие творческих способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности через проектную деятельность.

В ходе изучения проблемного поля были определены педагогические задачи, способствующие развитию творческих способностей младших школьников, такие как:

- замечать любые творческие проявления учеников;

- создавать условия для развития творческих способностей через проектную деятельность на уроках и во внеурочной работе.

Слайд 4. Предполагаемые результаты:

Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.

Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

Умение планировать работу над проектами.

Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

 Слайд 5. Внедрение федеральных государственных стандартов начального общего образования направлено на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Изучением процесса развития творчества занимались многие психологи и педагоги: Андреев В.И., Беспалько В.П., Выготский Л. С., Камышева И.В., Максимова С.В., Щуркова Н.Е. и др. 

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

В современном, динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их, умение самостоятельно добытые знания применять в различных ситуациях.

Слайд 6. На уроках и во внеурочной деятельности я всегда стараюсь заинтересовать учащихся, чтобы процесс познания для них носил творческий характер, чтобы через разнообразные виды учебной деятельности ученик овладел универсальными учебными действиями (УУД).

Личностные  УУД – обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание,  планирование, прогнозирование,  составление плана, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция). 

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково-символические. 

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. 

УУД имеют значение не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Советский педагог, автор педагогических технологий, Владимир Павлович Беспалько говорил: «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством». Этим обусловлено введение в образовательную программу на основе ФГОС  проектной деятельности.

Слайд 7. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческих способностей учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.

Осуществление проекта реализуется на основе гражданской позиции детей, их социальной ориентации и адаптации в социуме. Работая над проектами, учащиеся учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Слайд 8. Для реализации проектной деятельности я использую разнообразные формы уроков, которые создают благоприятное поле для развития творческих способностей.  Такие как: урок – экскурсия, урок – путешествие, урок – исследование, урок - мини-проект, урок-театр, урок-игра и др.

Слайд 9. Разнообразие творческих заданий, используемых в проектной деятельности, позволяет охватить все учебные предметы, а также использовать межпредметные связи. 

Слайд 10. Вот некоторые из них, которые я применяю на практике:

- создать книжку-малышку;

- изготовить тематический плакат;

- нарисовать рисунок к прочитанному произведению;

- изготовить различные поделки;

- сочинить загадки и стихи и мн.др.

Слайд 11. Дополнительную информацию для проектной деятельности дает взаимодействие с другими организациями. Так, для акции  «Бессмертный полк» нам необходимо было посетить краеведческий музей. Где были взяты фотографии тружеников тыла. Совместно с преподавателем ОРКСЭ Будённой М.Ю. организуется взаимодействие с Храмом, в результате чего у детей развивается представление о нравственных идеалах и ценностях. Сотрудничество с районным Домом культуры заключается в проведении развлекательных мероприятий: игр, викторин, детских дискотек и др.

Все полученные знания дети используют для реализации разных проектов, как во внеурочной, так и в урочной деятельности.

Слайд 12. Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Школа России» (УМК «Школа 2100»), полностью соответствующий требованиям стандартов нового поколения.

Осваивая  этот методический комплект, я стала работать над развитием творческих способностей у учащихся через проектную деятельность.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

 Разработку учебного проекта начинаю с формулирования требований:

1.Выдвигаю какую-либо проблему (исследовательскую, информационную, социальную).

2. Совместно с учащимися разрабатываем план действий по разрешению

проблемы, определяем вид продукта и форму презентации. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом деятельности над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является творческая работа, с которой ребята выступают перед классом или родителями.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Слайд 13. Один из мини-проектов был реализован на уроке окружающего мира в 1 классе на тему: «Моя семья». Большое внимание было уделено самостоятельной работе учащихся. Дети сами искали информацию о членах своей семьи. Готовили фотографии или рисунки.

Слайд 14. Во внеурочной и урочной деятельности мы вместе с детьми и их родителями создаем проекты разной направленности, такие как: «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Знай и соблюдай правила дорожного движения» и другие. У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к разнообразным мероприятиям, делают костюмы к выступлениям.

Слайд 15. Проект «Мой класс и моя школа».

 Слайд 16. В рамках предмета литературного чтения (Азбука) дети принимали участие в проекте «Моя любимая книга», целью которого было привить интерес и любовь к книге. Вместе с учащимися мы посетили районную детскую библиотеку, узнали биографии детских писателей. Дети прочитали книги детских писателей, нарисовали рисунки и плакаты к литературным произведениям. В завершении проекта ученики рассказали об авторе, поделились своими впечатлениями.

Слайд 17. Развитие творческой личности напрямую связанно с развитием одаренности. Учащиеся принимают активное участие в различных творческих конкурсах, выставках, викторинах и олимпиадах, где достигают высоких результатов.

Результатом использования метода проектирования можно считать:

повышение качества знаний учащихся;

приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

активизация творческой и познавательной активности учащихся;

формирование положительных личностных качеств ученика;

формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни.

Слайд 18. Планы на будущее:

- продолжать работу в данном направлении;

- создание совместных проектов, различной направленности и продолжительности;

- разработка индивидуальных маршрутов развития творческих способностей;

- продолжить участие в различных творческих конкурсах, викторинах и олимпиадах.

Слай19. Завершить свой методический семинар хочу словами В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Источники:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
  4. Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.2007.
  5. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.

http://минобрнауки.рф/

http://shkola1.org/wp-content/uploads/2014/10/DSCN3596.jpg

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,143631/

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/141196

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/102282


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...