Повышение мотивации к обучению одна из важнейших проблем современного образования.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Щетинина Юлия Валентиновна

Особенно остро в современной школе стоит проблема мотивации детей. Как же сделать, чтобы ребёнок начал испытывать удовольствие от процесса обучения, не опускал руки при первых трудностях и неудачах?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щетинина Юлия Валентиновна

ГБОУ СОШ №504

 с углубленным изучением английского языка

Санкт-Петербург

 Повышение мотивации к обучению одна из важнейших проблем современного образования. 

      Для меня, как учителя, особенно остро стоит проблема мотивации детей в современной школе. Проблемы с мотивацией у детей были во все времена. Кто-то был более мотивирован, более успешен, кто-то менее, а у кого-то интереса к учёбе не было совсем.

      Главная задача современного образования - научить ребёнка учиться. Как же  непросто это сделать, особенно в начальной школе. Малышам не хватает жизненного опыта, порой элементарных базовых знаний, умения правильно выражать свои мысли, даже чётко сформулировать возникающую проблему способен далеко не каждый, не говоря уже  об умении сосредоточиться на главном.

     Учиться хочется тогда, когда это легко получается, когда ты успешен, а как же учиться, несмотря на…. Маленькому ребёнку это сложно, долгосрочные перспективы «тебе это пригодится в будущем» ему мало понятны и очень далеки. Когда наступит это будущее? Да и наступит ли?...  Ему нужны результат и поддержка здесь и сейчас. Малыши в первую очередь стараются получить одобрение со стороны родителей или педагогов. Тут особенно важно сотрудничество школы и семьи. Часть родителей воспринимают школу, как враждебный лагерь, многие относятся к школе как к сфере услуг. Как же должен тогда чувствовать себя ребёнок  в его стенах? Далеко не всегда дети получают необходимую поддержку дома. Очень часто вместо поддержки из уст родителей звучит лишь резкая критика: « Ты опять ничего не понимаешь… . Как ты не можешь запомнить….» -  или же равнодушие и попустительство: «Подумаешь, ну и ладно, не у всех же всё получается, я вот тоже в школе плохо учился». Сомнительные  утешения и поддержка,  приводящая к  снижению мотивации и появлению мнимой уверенности в своих силах, завышенной самооценке. Такое положение дел часто ведёт к неоправданным ожиданиям положительных результатов деятельности без особых затрат. Первые неудачи становятся особенно болезненными (тем более, если они публичные). Поэтому некоторые ученики начинают чувствовать неуверенность в себе и маскировать её агрессивностью, озлобленностью или безразличием.  Как же сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения, не опускал руки при первых трудностях и неудачах? Предлагаю несколько используемых мной приёмов:

  • Мы с детьми ведём дневники достижений, и не только учебных. Ребята записывают, что они раньше не умели, не знали и что у них уже получается. Перспективные листы желаний (умений): Я уже умею…. Я бы хотел научиться….  Мне интересно узнать…..          Я думаю, что у меня получится….
  • Вовлекать детей в исследования, когда они в творческих группах готовят мини-выступления по проблемным вопросам урока или подбирают материал в  рубрику «Это интересно».
  • Записывают на листочках вопросы: Я бы хотел узнать… . Разыгрывают их в ходе лотереи, кто на какой вопрос будет искать ответ (устанавливается время для ответа, при необходимости могут получить помощь учителя, более сильных учеников и т. д.) Начинали с желающих и самых активных, постепенно вовлеклись все.
  • Стараюсь оценивать не способности  ребёнка, а его работу, личностные образовательные результаты. (Что тебе удалось? Чего ты не сумел сделать? Что можно было бы изменить?)
  • Составляют мини - опросы по домашнему заданию и изученному материалу. Здесь они сами выступают в роли учителей, осуществляют контроль, дают оценку. Ребятам очень нравится эта смена ролей. Повышается их уровень ответственности, появляется осмысление учебного процесса, как процесса направленного на конкретный результат.

       Конечно, огромную роль в этом играет  и помощь родителей, их совместная работа с детьми и заинтересованность в результативности учебной деятельности их ребёнка. Однако современные реалии таковы, что далеко не все родители имеют время и возможности, а иногда и желание помочь своему ребёнку хотя бы в элементарном выполнении домашнего задания. Именно, исходя из этих реалий, данная нагрузка всё чаще и чаще ложится на учителя. В новом информационном обществе новое поколение требует новых педагогических методик, стандартов. Надеюсь, мои приемы вам пригодятся. Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МОТИВАЦИЯ - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельно...

презентация на тему: "Проектная деятельность на уровне начального общего образования как средство повышения мотивации к обучению"

Презентация из опыта работы по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" автор Пахомова....

Воспитание толерантности - одна из важнейших задач современного образования.

Детский школьный возраст характерен  изменениями в  соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования самоконтроля, сознательной регуляции поведе...

«Резервы ФГОС ООО в решении проблем современного образования»

Рассуждение о существующих проблемах современного образования.Рассмотрены сновные проблемы образования:1.Проблемы, исходящие от учеников 2. Проблемы, исходящие от си...