Воспитание толерантности - одна из важнейших задач современного образования.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лубневская Инна Леонидовна

Детский школьный возраст характерен  изменениями в  соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования самоконтроля, сознательной регуляции поведения. Именно в этом возрасте продуктивно происходит овладение национальной и региональной культурой в связи с активным формированием характера, установок, стереотипов поведения и мышления, мировоззрения личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1, город Воронеж.

Лубневская Инна Леонидовна.

Воспитание толерантности - одна из важнейших задач современного образования.

Сензитивность младшего школьного возраста по воспитанию и формированию толерантности объясняется тем, что с приходом ребенка в школу начинает складываться взаимодействие между учениками, которые являются представителями разных микросоциумов. Детский школьный возраст характерен  изменениями в  соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования самоконтроля, сознательной регуляции поведения. Именно в этом возрасте продуктивно происходит овладение национальной и региональной культурой в связи с активным формированием характера, установок, стереотипов поведения и мышления, мировоззрения личности.

Поэтому при организации работы по воспитанию толерантности   учитываю: особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся, индивидуальные особенности каждого ребенка.

Изучив и проанализировав ситуацию, в своей работе осуществляю поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности. Большие возможности для воспитания у учеников культуры толерантности содержит учебная и внеурочная деятельность. [1]

Уроки литературного чтения вызывают у ребенка желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогают осознать взаимоотношения между различными людьми, знакомят с нормами поведения. Дети учатся высказывать свою  точку зрения, свои мысли и переживания. В результате таких бесед они становятся внимательными как к самому себе, так и к своему собеседнику.

В системе внеурочной деятельности воспитание толерантности  реализуется при помощи участия в различных общешкольных мероприятиях: чтение и обсуждение книг; демонстрация фильмов с последующим обсуждением; знакомство с произведениями прикладного искусства разных народов; посещение музеев, театров, выставок; беседы, классные часы; организация викторин. Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие работы,  совместные проекты, когда ученик вносит свой вклад в общее дело. Коллективная творческая деятельность способствует формированию у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, эффективного взаимодействия при решении общих задач, толерантности в детском коллективе. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к высказываниям и мыслям одноклассников, при этом, сохраняя свою яркую индивидуальность. Примером таких уроков может служить урок радости, урок доброты, урок речевого этикета, урок читательских интересов, урок человечности, литературные гостиные.

Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:

- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;

- самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

- основы гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.

Как  говорил с ребенком о серьезных вещах Л.Н.Толстой? Удивительно  просто и ясно объяснил он в своей притче «Старый дед и внучек» сложнейшую жизненную ситуацию. Для писателя важно было, не раскрывая психологических мотивов поведения мальчика, показать, как он на собственном примере стимулирует разумное, сознательное поведение взрослых.

Дети всегда  внимательно слушают ненецкую сказку «Кукушка». Это рассказ о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих сыновей, потому что они были черствыми, ленивыми, не заботились о ней. Младшие школьники хорошо понимают и чувствуют вину сыновей. Они понимают мать и сострадают ей, но сочувствуют и детям, которые из последних сил бежали за матерью много дней и ночей с криком «мама, вернись!» - и услышали в ответ одинокий голос кукушки: «Поздно…не вернусь я». При этих словах глаза ребят обычно наполняются слезами. Вывод дети делают правильный: «Мама – имя святое, и ее нужно беречь».

Работая над анализом текста, надо более глубоко изучать чувства персонажей. Так, в анализе рассказа В.Драгунского «Друг детства» необходимо включить такие вопросы: Кем мечтал стать Денис, когда вырастет? Зачем ему нужно было отрабатывать  силу удара?  За что обиделся Денис на папу? Что предложила ему мама вместо груши? Обрадовался ли Денис маминому решению? Почему он не стал отрабатывать силу удара на игрушечном медведе? Какие чувства испытывал мальчик, глядя на своего старого друга? Как это характеризует героя?

Младшие школьники понимают под добротой умение поделиться с другим чем-то, что-то отдать, выполнить просьбу. Эти рассказы помогают ученикам понять, что доброта – сложное чувство, оно выражается в умении войти в положение другого человека, сопереживать вместе с ним. Чтение и обсуждение прочитанного произведения помогают осознать и пережить свои поступки, более критически отнестись к собственному опыту.

Чтение и литература – неиссякаемый источник  воспитания толерантности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. [2, с. 3].

Самая уязвимая сфера человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе – это отношения между разными этническими группами. Именно сюда чаще всего проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Поэтому межэтнические отношения – одна из самых значимых сфер человеческих отношений. Формирование межэтнической толерантности – это формирование и поддержка позитивного отношения к собственному народу. Обучение толерантности, "взращивание" культуры межэтнической  толерантности и формирование соответствующих качеств личности – все это можно рассматривать в рамках категории ценностного воспитания. Нередко такой процесс входит в противоречие с общественными и семейными нормами. Например, отношение к толерантности как социально значимой ценности может расходиться с отношением к толерантности в семье.

В воспитании толерантности используются различные методы: социально–перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры, экспрессивные методы, упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами, техники присоединения. Три направления: семья, личность, культура. Все мероприятия по этим направлениям должны проводиться параллельно, а многие и совместно.

Направление «Семья» включает в себя серию родительских собраний, посвящённых понятию толерантности, секретам воспитания в духе толерантности. Так же сюда входит совместная работа с детьми по нахождению необходимого материала о национальных достоинствах своего народа (литература, музыка, фольклор и т.д.)

Направление «Личность» включает в себя серию тренинговых  занятий для детей  по обучению толерантному отношению к другим людям.

Направление «Культура» включает в себя работу по знакомству детей с национальными достоинствами тех групп детей, которые обучаются в данном коллективе.

К сожалению, проблема одиночества ребенка в семье не имеет национальности. У современных родителей нет времени, а иногда и желания уделить внимание своему ребенку. Оставшись наедине со своими проблемами,  у ребенка появляется чувство страха и отчуждения по отношению к другим, агрессивность.

 Приведу пример выступления Авдеевой Екатерины «Обращение  детей к взрослым, от которых зависит их настоящее и будущее»:

- «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Маленький принц пришёл однажды к выводу, что «взрослые — очень странный народ», они часто настолько углублены в себя и свои дела, что не замечают ничего вокруг.

Уважаемые взрослые! Вы разучились воспринимать мир в «разноцветных красках», оставлять место чудесам…

Вы же умные!

Сохраните веру в сказку,  поделитесь своей верой с каждым из нас (вашими детьми)!

Мы, ваши, дети очень любим вас!

Мы  хотим, чтобы вы были по-настоящему счастливы!

Сердце родителей - самый участливый друг, это солнце любви, пламя которого согревает детство!

-Родители, будь ближе к нашему детству, потому что завтра мы станем взрослыми. Время остановить невозможно!

- Папочка! Ты сейчас почти не появляешься дома. Я так редко вижу тебя, папочка...

А ты мамочка,  перестала готовить мои любимые блинчики.  Вместо этого там сейчас лежит пара бумажных купюр.

Да, мы, дети наивны и просты.

Но мы очень хотим сохранить молодость вашей души!

 Милые взрослые, чаще общайтесь с нами!

Потеря нравственных ориентиров поведения в современном обществе, рост немотивированной агрессии и повышение уровня конфликтности  ведут к ухудшению качества современного образования. В таких условиях особо остро ощущается необходимость обращения к общечеловеческим ценностям, одной из которых, согласно типологии гуманистических ценностей В. А. Кувакина и П. Куртца, является толерантность.

Актуальной проблемой в настоящее время становится воспитание толерантной личности. При этом любое воспитание является ценностным по своей сути. Воспитание толерантной личности является одной из важнейших задач современного образования. В связи с этим появляются фундаментальные и прикладные исследования по проблеме воспитания толерантности (А. Г. Асмолов, Л. В. Байбородова, Н. М. Борытко, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гуров, П. Ф. Комогоров, В. С. Кукушин, 3. Ф. Мубинова, Б. Риэрдон, М. И. Рожков, Е. О. Смирнова, Г. У. Солдатова, П. В. Степанов, В. В. Уланов и др.).

 Так, например, Г. У. Солдатова понимает под толерантностью уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия; признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований; отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения [3].

Новое знание, полученное в результате решения проблемы, будет полезно педагогам  для создания условий, необходимых для успешного взаимодействия обучения и общения между  детьми, что является одним из значимых факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования.

Существуют различные модели воспитания толерантности. Так, В. А. Лекторский рассматривает четыре модели толерантности:

Первая модель толерантности – «толерантность как безразличие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к существованию, разных взглядов и практик, рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которым имеет дело общество.

Вторая модель толерантности – «толерантность как невозможность взаимопонимания». Согласно данному осмыслению толерантности, религиозные, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность здесь выступает как уважение к другому человеку и как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать.

Третья модель толерантности – «толерантность как снисхождение». В этом понимании толерантность выступает как снисхождение к слабости других. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла.

И, наконец, четвертая модель толерантности – «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции (в сочетании с установкой на взаимное изменение мнений в результате критического диалога). Именно эта модель должна быть реализована в условиях современной системы образования, так как только здесь речь идет о расширении собственного опыта, о возможности изменения своей позиции по отношению к другому человеку, о пересмотре своих взглядов, признании самоценности прочих мнений. Только внедрение этой модели будет иметь плодотворный результат, положительно повлияет на воспитание толерантной личности [В. А. Лекторский 1997].

Список использованной литературы:

1.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2003 г. - 224 с.

 2.Персианов И.А. Толерантность в школе: проблемы и возможности: метод. пособие / И.А. Персианов. – С-Пб.: 2008 г. - С.

3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. – 2-е изд. стереотип. – М., 2001. – 126 с.

4.Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] / В. А. Лекторский // Вопросы философии. – 1997. – № 11. – С. 48–54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация ребенка одна из важнейших задач в его воспитании.

Основной задачей школьного психолога, является улучшение адаптации воспитанников школы в социуме, развитие их когнитивных функций, нравственности, расширение у учащихся представлений о возможных жизне...

Статья Воспитание патриотизма-важная задача современного общества

Стаья раскрывает основные аспекты современного воспитания патриотизма в обществе....

Повышение мотивации к обучению одна из важнейших проблем современного образования.

Особенно остро в современной школе стоит проблема мотивации детей. Как же сделать, чтобы ребёнок начал испытывать удовольствие от процесса обучения, не опускал руки при первых трудностях и неудачах?...

Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Правильное воспитание ребёнка – одна из важнейших задач в формировании и становлении личности подрастающего поколения

Задачи по формированию морально-нравственного потенциала личности ребёнка, чувства ответственности за свои поступки, а так же вопросы, касающиеся условий эмоционального, нравственного самовыражения ли...