Система оценки достижения планируемых результатов
статья (4 класс) на тему

Менская Марина Александровна

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Менская Марина Александровна,

учитель начальных классов,

                                      МБОУ гимназия №1, г. Липецк, Липецкая область

Оценка достижения  планируемых результатов

Чтобы дойти до цели,

надо, прежде всего, идти.

О. Бальзак

 

Стандарты второго поколения определяют общие Требования к результатам начального образования.

        Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебной деятельности не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации совместного сотрудничества ученика, учителя, родителей, отвечающего общей идеологии стандарта.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

В приказе министерства образования №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении ФГОС НОО в действие» обозначены чёткие установки на то, что система оценки достижения планируемых результатов должна:

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся.

 

    Система оценки освоения образовательных программ создается с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательной программы.

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательной программы, которые задаются в стандартах образования в трёх блоках:

  • Цели –ориентиры
  • Ученик научится
  •  Ученик получит возможность научиться.

Одно из основных назначений системы оценки результатов образования - выявить достижение требований к освоению общеобразовательных программ, которые заданы в образовательных стандартах. Следовательно, содержание требований должно служить основанием при определении содержания и критериев оценки.

В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ.

Для себя первоначально мы определили:

  • Что служит объектом оценки
  • Как оценить предметные, метапредметные и личностные результаты в единстве  
  1. Объектом оценки планируемых результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использование средств учебного предмете и на основе метапредметных действий.

Оценка достижения планируемых результатов ведётся в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Мы используем такие формы контроля как устный ответ, стандартная контрольная работа, тестовые задания, защита проекта и другие.

  1. При этом предметные, метапредметные и личностные результаты оцениваются одной отметкой.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Поэтому личностные универсальные действия учитель может оценить, но учесть их в отметке невозможно.

Приведу пример из практики в 4 классе:

       Урок литературного чтения.

Работа с текстом Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Ответы на вопросы:

- Как вы думаете, почему маленький Толя, который сначала, как все дразнил и обижал Лену, стал её другом и защитником?

При выполнении этого задания мы формируем

Предметные умения:  

-  ориентироваться в тексте

- использовать поисковое, выборочное чтение

- умение давать ответы на вопросы

Метапредметные умения: 

-  находить требуемую информацию

- формулировать собственное мнение и позицию

- строить понятные высказывания

В ответе прослеживаются личностные результаты:

- знание моральных норм и ориентация на их выполнение

В основу оценивания положены следующие показатели:

правильность

обоснованность

полнота

самостоятельность.

Рассмотрим урок математики.

Тема: Решение задач.

Учитель оценивает

Предметные умения: 

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами

- решать задачи в 2 действия,

- выполнять письменно действия с многозначными числами

Метапредметные результаты:

использование знаково-символических средств, в том числе схем

владение общих приёмов решения задач

умение принимать и сохранять учебную задачу

В основе оценивания рассматриваются

правильность выбора и последовательности действий

 операций над числами

точность вычислений

   Таким образом, определив объект оценки, применив критерии оценивания, используя уже наработанную методику, мы осуществляем комплексный подход к оценке образовательных результатов в соответствии со стандартом.

Отметку за четверть и промежуточную аттестацию выставляем как среднее арифметическое. Отметки за четверть, промежуточная аттестация – показатели динамики образовательных достижений обучающихся. На основе сравнении количественных показателей можно оценить эффективность работы ученика и учителя.

 Динамику образовательных достижений по классам для каждой кафедры предоставляет информационный центр гимназии.

Однако, новый стандарт предусматривает оценку индивидуального развития каждого ученика.

   Эта информация есть в классном журнале:

ххххх  1 четверть – 4

            2 четверть – 4

             3 четверть – 4

zzzzz 1 четверть – 4

             2 четверть – 4

             3 четверть – 4

 

На первый взгляд создаётся впечатление стабильности. Такое вполне возможно.

Но, если обратиться к электронному журналу, можно проследить динамику:

 ххххх 1 четверть – 3,7

             2 четверть – 3,9

            3 четверть – 4,1

zzzzz 1 четверть – 3,7

             2 четверть – 3,9

             3 четверть – 3,6

  1. Теперь видно, что у одного ученика динамика положительная, а у другого нестабильная динамика.

К сожалению, в электронном  журнале средний балл четверти не сохраняется на протяжении всего учебного года. Надо вести учёт на бумажном носителе. Это трудоёмко.

Предлагаю обратиться к специалистам технической поддержки информационной системы «Барс» о внесении персонифицированных процедур в целях прослеживания динамики образовательных достижений обучающихся. Или дополнить наш авторский продукт «База данных» в соответствии с новыми требованиями.

Для оценки динамики образовательных достижений по мнению разработчиков стандарта служит портфолио ученика.

Портфолио предназначен для:

  • объективного фиксирования и рефлексивного оценивания индивидуальных достижений
  • документального подтверждения индивидуальных достижений.

На начальном этапе мы, учителя, работающие по ФГОС, с энтузиазмом взялись за эту форму работы. Но, спустя короткое время поняли, что портфолио не терпит эпизодического обращения. Отработав 4 года, мы в этом абсолютно уверены.

 Необходимо работу с портфолио включить в план воспитательной работы класса или разработать программу внеурочной деятельности например под названием «Учусь оценивать себя»

Мы знаем, что авторским коллективом «Школа 2100» разработаны программы внеурочной деятельности, обеспеченные рабочими тетрадями из серии «Как мы учимся» для начального и общего образования.

Но они не связаны с нашим положением о портфолио.

Мы предлагаем разработать алгоритм работы с портфолио для педагогов как начального, так и основного общего образования.

В заключении скажу, что система оценивания планируемых результатов находится в стадии развития. В ходе реализации стандарта будут конкретизироваться и состав планируемых результатов, и критерии оценивания.

Чтобы дойти до цели,

надо, прежде всего, идти.

О. Бальзак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов

Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...