Статья на тему "Как сделать урок интересным"
статья на тему

Ольга Евгеньевна Анчевская

В статье говорится об универсальных дидактических играх, которые можно использовать на любых уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_sdelat_urok_interesnym.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Как сделать урок интересным?»

Начальная школа это очень важный период в жизни каждого человека. Ребенок познает мир, учиться общаться, дружить, прощать и, конечно, добывает знания. На плечи учителя ложится огромная ответственность не только дать эти знания, но и научить получать их самостоятельно. Самостоятельная деятельность невозможна без мотива, а мотив подкрепляется интересом. Вот почему уроки в начальной школе должны ребенка полностью захватывать, погружать в себя.

Сегодня существует множество способов и возможностей для того, чтобы сделать урок незабываемым как для детей, так и  для учителя. В этой статье мы обратимся к некоторым из них, которые показались мне наиболее интересными и доступными. А так как мы говорим о начальной школе, то речь пойдет  об играх. Ведь даже в 4 классе дети любят поиграть!

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителей, консультантов и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и кружок красного с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активизации детей в игре. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

Существуют универсальные игры, которые подойдут на любой урок, а так же универсальные формы игровых уроков. Например:

Деловая игра;

Урок-КВН;

Урок-путешествие;

Урок «Что? Где? Когда?»;

Урок-экскурсия;

Урок- кроссворд и т. д.

Вот некоторые примеры игр, которые вы можете использовать на уроках:

ИГРА «Пересадки»

 Универсальная игра. использовать можно на любом предмете: русском, математике, чтении, окружающем мире.
Суть в том, что учитель задаёт вопрос. Ученик, ответивший правильно, пересаживается на свободное место. И т.д. Затем по хлопку все садятся на свои места. Очень удобно использовать на устном счёте! Да на любом предмете можно подобрать такие вопросы.

ИГРА “Да-нетка”.

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Игра «Три ашыпки» 

 этот игровой прием помогает мне привлечь внимание учащихся к своему выступлению, а у детей развивает аналитические навыки, повышает концентрацию внимания. Данный прием использую на уроках окружающего мира и литературного чтения при проверке домашнего задания или с целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что педагог сознательно допускает несколько ошибок. Ученики должны их заметить и исправить. Обязательно необходимо предупредить о «провокации», поэтому на доске перед выступлением пишется фраза «Три ашыпки!». Тот,  кто хочет сообщить об ошибках, поднимает руку. Иногда ученикам удается заметить больше ошибок, чем было задано проверяющим. Все исправления комментируются и оцениваются учителем или учащимися.

 Игры-предположения («Что произойдет если…»)

Игра в «небылицы»

  Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра  «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино»,  «Лото» и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок,  игра  «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы,  анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

  Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации. Их использование на уроках позволяет в простой, доступной, интересной форме закрепить полученные знания, умения, навыки, лучше понять изучаемый материал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать урок русского языка интересным?

Как сделать урок русского языка интересным?Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынеш...

Как сделать урок интересным?

Использовать нестандартные формы надо правильно и умело. Эффективность учебного процесса в школе  прежде всего зависит от правильного выбора форм организации обучения по предмету....

«Как сделать урок математики интересным»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционн...

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным?

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к ру...

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЫМ

Хороший учитель, как и хороший артист эстрады,для начала должен завладеть вниманием своей аудитории.После этого он может начинать урок(Хенрик Джон Кларк)...

Проект "День рождения на «ура» или как сделать праздник интересным"

Проект "День рождения на «ура» или как сделать праздник интересным"...

Как сделать урок обучения грамоте интересным?

Введение          Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, ...