Главные вкладки

    Статья по русскому языку по теме:
    Как сделать урок русского языка интересным?

    Шишова Елена Викторовна

    Как сделать урок русского языка интересным?

    Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых?

    Многообразие поисков на эти вопросы находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Отличительный признак нестандартных заданий – это связь с творческой деятельностью обучающегося, самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, необычные условия работы, воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.       

    Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Приведу примеры таких заданий.

    Лингвистические "Угадайки"

    - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

    - расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

    - разгадывание загадок (в том числе и лингвистических).

    Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

    "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.

    Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

    Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

    Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

    1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи.

    Микроисследования

    Задания этого типа предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне).

    Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

    1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

    2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей?

    Задание "На засыпку".

    "Предметные" (терминологические) диктанты.

    Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

    Лингвистический диктант .

    Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Вода, от воды, к воде...

    Математический диктант.

    Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, 1000 граммов. 100 килограммов. 1000 килограммов. 1000 метров.

    Кто больше сочинит

    Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

    Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок.

    Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

    К числу более сложных игр относится составление палиндромов.

    Палиндромы — это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.       

    Завершение рассказа

    Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

    Составление рассказа с использованием отдельных слов

    Детям предлагаются отдельные слова. Например:  а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

    Лингвистическая сказка

    Сказку на лингвистическую тему "учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу".

    Сказка об однородных членах
    предложения.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.

    Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались  сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.

    С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены.

    Следующиедва задания одного типа – сочинение, только форма образовательного продукта разная: в первом случае сочинение новых слов, а во втором случае указан конкретный жанр – сказка. Оба задания способствуют развитию креативного мышления, направлены на расширение кругозора, развитие логики, пополнение словарного запаса участников путем образования новых слов. В обоих заданиях учтены возрастные особенности младших школьников.

            СОВЕШНИК. Вспомни героев истории про Винни–Пуха. Совешник – так назвала свой новый домик Сова, а как еще можно назвать ее дом? Придумай занимательные названия домикам для страуса, бегемота, черепахи, пеликана, кенгуру, павлина, суслика.

    ГРОМАДНЮЩЕЕ. Представь, что сегодня на уроке ты неожиданно превратился в Мальчика-с-пальчика или Дюймовочку. Оглядись вокруг. Опиши в форме сказки, что и кого ты видишь, используя для слов увеличительные суффиксы.

    Учебный мозговой штурм(УМШ)

    Развитие творческого стиля мышления, решение творческих, эвристических задач в группах – вот основная его цель.

    Дидактические ценности:

    1. Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы.

    2. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли.

    3. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей.

    4. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.

    5. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.

    6. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

    Литература

    1.           Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. -М., 1997

    2.           Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983

    3.           Граник Г.Г. Русский язык в школе. -М., 1972

    4.           Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986

    5.           Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. -Русский язык в школе. 1997, № 14

    6.           Тумина. Л.Е. Сказка на уроках русского языка. -Русский язык в школе, 1995

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ю.Б. Веденёва

    Взаимодействие учителя начальных классов с учителями-предметниками, психологом при переходе учащихся

    в пятый класс.

    г. Нарьян-Мар МОУ СОШ № 3

         Ежегодно учителей четвертых (выпускных) классов волнует вопрос: соответствует ли уровень подготовки учащихся модели выпускника начальной школы? Как будет протекать период адаптации учащихся к основной школе?

         Учителя пятых классов, как правило, не довольны. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Учителя начальных классов обижены. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который основная школа и не сумела востребовать.

          Основное противоречие кроется в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Преемственность важна не только в содержании обучения, в его методах, формах и средствах, но и в становлении личности учащихся.

          Переход детей из одних педагогических рук в другие – сложный момент в жизни ребенка, порой это серьёзная стрессовая ситуация и для детей и для родителей. Период адаптации считается сложным для всех участников образовательного процесса, ведь при переходе из начальной школы в основную  учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, с участием большого количества новых для детей педагогов, следствием чего становится разброс требований к учащимся, которые часто не стыкуются, либо противоречат друг другу; различные стили педагогической деятельности учителей; новизна изучения учебного материала. Резко изменяются условия привычной жизни четвероклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутренних состояний ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ученика. Ситуация новизны для любого человека в любом возрасте является тревожной в определенной степени.

           Кроме того, процесс адаптации часто осложняется тем, что  учителя основной школы, работающие с пятыми классами, недооценивают те психолого-физиологические (состояния) изменения, которые происходят с младшими подростками. Это период полового созревания, когда изменяется обмен веществ, происходит усиление деятельности половых гормонов. И все это отрицательно сказывается на познавательной деятельности детей. В результате таких изменений в организме пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие дети становятся раздражительными, невнимательными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство; становятся тревожными, быстро утомляются,  да и просто не хотят идти в школу. В результате происходит резкое снижение успеваемости в пятом классе.

                       В прямой зависимости от того, как проходит процесс адаптации, находятся результаты обучения в пятом классе, которые значительно снижаются по сравнению с третьими и четвертыми классами начальной школы. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и основной школы будут работать в тесном контакте друг с другом.

          Еще В.А. Сухомлинский писал, что «… главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его надо постоянно налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

             В нашей школе еще в четвертом классе устанавливаются тесные контакты между учителями начальных классов, психологом и учителями-предметниками. Учителя-предметники посещают уроки в выпускных классах начальной школы, присматриваются к будущим ученикам. В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов проводят открытые уроки для будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. В свою очередь учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых в пятом классе, знакомятся с методами и приемами их работы и в течение учебного года ненавязчиво, спокойно знакомят учащихся с этими требованиями. В пятом классе «перенимающие» учителя стараются не разрушить, а наоборот сохранить все то положительное, что заложили в начальной школе.

          В нашей школе учителя начальных классов работают по традиционной системе, по программе «Планета Знаний», по коррекционно-развивающей программе. В средних классах нашей школы обучение ведется по традиционной системе, но учителя-предметники корректируют учебную программу с учетом программ начальных классов.

               Несмотря на работу, которая ведется в школе, существуют сложности и психологического характера. Как уже отмечалось выше, даже для опытного педагога камнем преткновения является незнание индивидуальных особенностей пятиклассника. Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат в школе, в классе. Для того чтобы будущий классный руководитель и учителя не сталкивались с такими проблемами,  уже в четвертом классе начинается работа психолога с будущими пятиклассниками. Во-первых, он составляет план адаптационных занятий с учащимися, позволяющих школьнику как можно спокойнее вступить на следующую ступеньку обучения. Во-вторых, организует психологический мониторинг, психологические игры, конкурсы, коррекционно-развивающие занятия.

            В ходе занятий ребята получают информацию, выполняют задания тренировочного характера, играют, рисуют, овладевают приемами самопознания и рефлексии. Они с интересом принимают участие в обсуждении проблемных ситуаций, овладевают приемами релаксации. Наибольшее внимание привлекают интерактивные игры и упражнения.

            Психолог нашей школы проводит индивидуальные занятия с учениками, старается поддержать, выслушать и развить интерес в детях к знаниям, учит их общаться с одноклассниками, с преподавателями. Большая работа ведется и с родителями – это индивидуальные консультации и большая помощь учителям в проведении родительских собраний.

           Параллельно с работой психолога учителя начальных классов оценивают поведение и состояние учащихся в разных школьных ситуациях (активность на уроках и перемене, отношение к одноклассникам и учителю, общее самочувствие) и,  видя проблемы у учеников, педагог и психолог стараются найти решение.

            Таким образом, тесное сотрудничество учителей начальных классов, учителей–предметников и психолога определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Выполняется главная задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому, реализация преемственности между ступенями начальной и основной школы является важным условием для успешности и развития школьников.

             Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы, взрослые, научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка по теме:«Профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает?» с презентацией

    В данной работе представлена технологическая карта урока по русскому языку на тему: Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делает? что сделает? (с использованием УУД) В карте подробно представлен...

    Урок русского языка, 1 класс, УМК "Школа России" по теме: "Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?"

    Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД....

    Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

    Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

    Статья "Как сделать интересными уроки русского языка"

    Как сделать интереснымиschool2100.com›upload/iblock/e36/….pdf Как сделать интересными уроки русского языка. Ю.В. Кирилина. Придя после оконч...