проблемы в адаптации и обучении детей-инофонов
статья на тему

Шевчук Наталия Анатольевна

трудности в адаптации и обучении учащихся, не владеющих русским языком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_v_obuchenii.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с русским неродным языком является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этих  детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Часто для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов и других специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих наше общеобразовательное учреждение, является  большое число детей с билингвизмом (двуязычием). Большинство школьников с билингвизмом испытывают трудности на начальном этапе обучения. Причем эти трудности не интеллектуального характера, а лингвистического и психологического.    Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми с русским неродным языком является актуальной проблемой современного образования.

Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в муниципальном образовании является решение проблем адаптации учащихся, приезжающих из других регионов и недостаточно владеющих русским языком.

Основная идея заключается в изучении и решении проблемы  адаптации детей-инофонов к русскоязычной среде, формировании у них необходимых коммуникативных и языковых компетенций  (активизировать и обогатить словарь учащихся, научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи, расширить кругозор, сформировать коммуникативные умения и навыки), а также в осуществлении педагогической поддержки (сопровождения) в условиях вхождения детей в новую для них культурную среду.

Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с русским неродным языком является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этих  детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Часто для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов и других специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.

Методическая работа с детьми – инофонами  должна быть связана со структурированием языкового материала, чтобы не нарушая естественной среды, наполнить её необходимыми речевыми моделями, закрепить в памяти и помочь ребёнку использовать знания в повседневной жизни. Комплексное обучение всем уровням языка и видам речевой деятельности строится на материале занимательных текстов для чтения, упражнений по развитию речи. Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. На каждом уроке дети учатся говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем , пересказывать содержание прочитанного. Большое внимание уделяется  работе над  словом, его значением, произношением и правописанием. Много внимания уделяется работе над предложениями, дети учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине,  на основе наблюдения или по кадрам фильма.

В последнее время работники системы образования города осознали всю актуальность и сложность работы с детьми – инофонами   и их семьями. Это обусловлено происходящей в последнее время активной миграцией населения.

Мы опираемся на сохраняющийся в этом возрасте интерес к игре (у большинства учащихся начальной школы игра продолжает оставаться одной из ведущих видов деятельности), а также – к сказке. Данные методы организуют процесс познания ребенком реального мира, отношений между людьми, человеком и природой.

Подвижные игры, физкультминутки, стихи, песни, включённые в процесс постижения языка, делают занятия с подобными детьми более эффективными. Чем разнообразнее деятельность в ходе занятий, тем лучше идёт процесс усвоения материала. Занятия творчеством (рисование, лепка, пение, игры-пантомимы и другие), а также  же спортивные занятия помогают ребёнку выразить себя. Вовлечение ребёнка в игру или соревнование обогащает опыт общения детей, создаёт атмосферу понимания и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

Методики обучения детей-инофонов в школе.

Мое видение обучения детей-инофонов в школе....

Первые шаги в обучении детей инофонов

Презентация "Первые шаги в обучении детей инофонов"....

Программа обучения детей инофонов (1 класс) русский язык

Примерная рабочая программа (1 класс)  обучения детей инофонов....

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

Статья «Игровые технологии при обучении детей-инофонов на занятиях внеурочной деятельности»

В статье приводятся примеры  и методики применения развивающих игр, помогающих детям-инофонам преодолевать трудности языкового барьера на занятиях внеурочной деятельности....

Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе

В статье обозначены проблемы, возникающие у детей-инофонов при обучении, рассмотрены формы и виды работы для преодоленния трудностей. Также представлена информация о том, какой занимательный материал ...