Электронные тренажеры как средство формирования мотивации к учению у младших школьников в условиях ФГОС
учебно-методическое пособие по теме

          Современный уровень  развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению, чтобы обучающийся мог применить усвоенное в реальной жизни.

          В своей работе я показала как влияют тренажеры на положительную мотивацию школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронные тренажеры, как средство формирования мотивации к учению у младших школьников

Харюзова О.А.,

учитель начальных классов 

        Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни. Программа развития школы, ставит задачу подготовки сельских школьников к дальнейшему обучению, получения ими качественного образования наравне с городскими школьниками.

        Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования в учебном процессе мотивации учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.

        Отсюда актуальность:

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению, чтобы обучающийся   способен был применить усвоенное  в реальной жизни.

        Цель исследования:

        - изучить эффективность влияния электронных тренажеров как средства формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов

        Задачи исследования:

        1. Определить особенности формирования мотивации к учению у учащихся начальных классов на уроках.

     2. Изучить состояние проблемы использования ИКТ как средства формирования мотивации на уроках  в современной педагогической литературе.

     3. Провести исследование влияния электронных тренажеров на формирование мотивации к учению

        Практическая значимость:

            - результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями начальных классов.

        Реализация проекта:

В современных условиях использование компьютера преобразует преподавание традиционных учебных предметов, а главное поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельно овладеть предлагаемым материалом, сделать урок занимательным, повысить познавательную активность. Вниманию учителей и учащихся предлагается большое количество познавательных игр. Но чаще всего на уроках используются игры, сделанные самими учителями. Сделать игру с помощью программы Microsoft Offise РоwerPoint при использовании анимации несложно. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании дидактических игр с использованием компьютера, я руководствовалась необходимостью повысить познавательную активность и мотивацию учащихся. Замечу, что в игре ученики охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог и высказывают свои мысли.

        Организация жизнедеятельности детей в игровой среде осуществляется поэтапно. Первый этап – это электронные игры – тренажёры, когда детям предлагается дидактическая задача с готовыми правилами. Тренажёры – это форма работы с электронными пособиями, работа в каждом из которых строится на принципе прямого манипулирования с математическими и лингвистическими объектами и моделями. Через игровой сюжет можно закрепить основные умения и навыки, а также проверить степень усвоения учебного материала.

            Дидактическая игра – тренажёр воспитывает, развивает в ребёнке память, внимание воображение, интеллект и фантазию – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Итак, на первом этапе дети знакомятся с интеллектуально-творческими играми и у учащихся появляется целый ряд умений, обеспечивающих переход от исполнительской воспроизводящей деятельности к самостоятельной: умение наблюдать и элементарно анализировать образцы по вопросам учителя. Ребёнок говорит: «Я хочу играть!» И второй этап, когда ребёнок предлагает составленные им игры и говорит: «Я могу играть!» Поскольку в развитии мышления детей большую роль имеют игры с занимательным материалом, я уделяю большое внимание созданию игр – тренажёров по разным предметам школьного курса обучения. На экране можно быстро вставить букву, слово, заменить целое предложение, повторить таблицу умножения, решить примеры, задачи. Такой подход создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах. :

Методы и организация исследования

        Исследование проводилось на базе МОУ "Табагинская СОШ» г. Якутска.

Для проведения исследования я  подобрала материал и методики для определения уровня развития мотивации .

        Для определения уровня развития мотивации у младшего школьника была проведена методика "Выявление интересов младших школьников". В качестве критериев для оценки познавательного интереса были взяты основные  предметы, которые провожу я сама.

Таблица 1.

Предмет

Интересует

Не интересует

Почему?

Математика

Русский язык

Литературное чтение

        Оценивая уровень мотивации у младшего школьника, я выделила следующие уровни:  высокий - (60% и более) , средний -  (30 - 60%),низкий -  (до 30%).

        Результаты исследования :

        В результате теоретического анализа и синтеза я  пришла к выводу, что электронные тренажеры могут  выступать как условия эффективного развития мотивации младшего школьника на уроках . Я предположила, что существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием электронных тренажеров. С целью теоретического вывода был использован эксперимент.

        В эксперименте участвовали ученики 3 «А» класса (15 человек). На первом этапе эксперимента (констатирующем) был определен уровень развития познавательной активности до активного использования электронных тренажеров .

        Для определения уровня развития мотивации  использовалось анкетирование. Учащиеся  класса заполнили предложенную анкету, ставя первые три предмета по уровню значимости для себя, затем объясняли причину своей заинтересованности или незаинтересованности. Из оставшихся предметов выбирали для себя также три по значимости, объясняли причину. Данная методика предлагается И. В. Муромцевой в методических рекомендациях для учителей начальных классов в "Психологическом практикуме"

Предметы

Кол- во учащихся

Русский язык

3 чел. – 20%

Литературное чтение

7 чел. – 46,6%

Математика

5 чел – 33,3%

        Проанализировав  результаты  на констатирующем этапе можно сделать выводы:

 Уровень мотивации у учащихся 3 «А» класса к русскому языку находится на низком уровне (20% ), к математике – средний уровень, но ближе к низкому (33,3%), к литературному чтению – средний уровень (46,6%)

        На втором этапе эксперимента (формирующем) на уроках русского языка и математики   были  включены электронные тренажеры, способствующие развитию познавательного интереса, повышающие мотивацию у учащихся.

        На третьем этапе (контрольном) был определен уровень развития мотивации после использования электронных тренажеров . Использовалась ранее предложенная методика.

Таблица 3.

Предметы

Количество учащихся

Русский язык

7 чел. –  46,6%

Литературное чтение

2 чел. -  13,3%

Математика

6 чел.- 40%

         

        Сравнивая результаты на констатирующем и контрольном этапах, я пришла к выводам, что существует прямая зависимость между развитием мотивации и использованием электронных тренажеров. При активном применении электронных тренажеров на уроках,  увеличивается уровень  мотивации.

        В ходе данного исследования были получены следующие результаты анкетирования учащихся: мотивы к учению на уроках русского языка и математики без применения электронных тренажеров  доминирующие - это мотивы долга, ответственности и отношения к учебной деятельности, а с применением- те же и ещё мотивы содержания учебной деятельности и самосовершенствования. Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке русского языка с применением электронных тренажеров показало, что учащиеся более мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросов по теме, работают с учебником охотнее и отвечают на вопросы учителя, т.е они усваивают больше материала, чем на уроке без применения электронных тренажеров.

        Таким образом, полученные мною  результаты наблюдения за деятельностью учащихся, анкетирования учащихся показали, что применение электронных тренажеров на уроках  в начальных классах используется, и оно весьма эффективно для формирования у учащихся  положительной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников

Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьниковВыступление....

Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников

Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".

        Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...