«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».
учебно-методический материал на тему

  Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тулинская  средняя общеобразовательная школа

Куйтунского района Иркутской области

Доклад

на районной конференции педагогических работников

по теме «Проектная деятельность как  одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».

                                                                                Автор: Подолевская Т.В.,

учитель начальных классов.

2014 г.

Проектная деятельность как  одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания,  заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. В современном информационном обществе нужны  не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. Именно это является главной задачей, сформулированной в Новых образовательных стандартах. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в обучении.

 Учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребёнка  не устраивает объяснение, что полученные в школе знания пригодятся  ему во взрослой жизни. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему. Вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, "портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Хотя проектная деятельность не является новшеством, но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Эта педагогическая технология используется педагогами   школы уже не первый  год. Но только с  2011 -2012 года стала носить систематический характер, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Под учебным проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Для ученика проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Для учителя проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у учащихся умение проектирования. Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы.  

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков.

  • Социальных - умение работать в группе; умение  выполнять роли лидера, исполнителя,  оппонента; умение пойти на компромисс.
  • Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение,
  • высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
  • Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

  • по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
  •  по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.
  • по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Этапы подготовки проекта:

  • Постановка проблемы - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
  • Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
  • Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  • Продукт проектной деятельности -  конечный результат разрешения поставленной проблемы.  Продуктами проектной деятельности могут быть поделки, рисунки, открытки – индивидуальные и коллективные, стенгазета, книга, альбом,  фотоальбом, электронная презентация, экскурсия, спектакль, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, экскурсия и т.д.

                Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

             В процессе работы над проектом  учащиеся видят реальное применение своих знаний;  у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.  Готовясь к защите своего проекта, ребята строят свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.  На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

  Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

В своей работе  я использую различные виды проектов. Учащиеся первых и вторых классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями.  

В рамках урочных занятий в 1-2 классах использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценку, рефлексию.

Достаточно часто я использую в своей работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

В   1 классе по программе идёт работа  над проектом «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Это среднесрочный проект. На уроке мы с учащимися обсуждали  этапы подготовки работы, поиск материала – где можно собрать информацию, как её переработать; как  оформить   работу. В ходе работы над этим проектом учащиеся   с помощью родителей отбирали загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа. Дети выполняли рисунки  цифр. Каждый учащийся  готовил страничку о выбранной  цифре, а затем  через  3 недели ученики представили свои работы  и самостоятельно презентовали   её на уроке. После презентации все странички были собраны в папку. Этот проект был групповым. Каждый учащийся отвечал не только за свой труд, но и знал, что надо постараться не подвести одноклассников и добросовестно выполнить работу. Проект этот интересен для меня не только тем, что папку, созданную детьми мы часто использовали на уроках математики, но и тем, что материал, собранный в 1 классе пригодился одной из учениц и во 2 классе для подготовки индивидуального проекта  «Математика вокруг нас. Число и цифра», которая существенно пополнила папку с уже собранным материалом. Презентация её проекта проходила на школьной научно-практической конференции. Продуктом данного проекта стал сборник «Число и цифра»», где помимо загадок и пословиц были помещены стихи, небольшие сказки, занимательные задания о числах и цифрах.

Работа над индивидуальным проектом по окружающему миру «Моя семья»  во 2 классе оказалась для детей настолько интересной, что практически все учащиеся не ограничились информацией о своих ближайших родственниках (мамах, папах, бабушках и дедушках), большинство детей нашли фото или сведения до 4-5 поколения. Предполагалось, что проект будет среднесрочный (1 месяц), но работа оказалась настолько объёмной, что окончание проекта (оформление работ и презентацию) пришлось перенести на  3 класс. Дополнительный материал для этого проекта дети собрали,  когда готовили классную газету о ветеранах войны, посвященную 9 мая. Часть близких родственников оказалась ветеранами войны.

Уже почти традицией стало в нашем классе представлять продукт проекта в виде газеты или журнала. Так, например, проекты  «Красная книга» (предполагалось создание брошюры) и «Будь природе другом!» (газета)  вылились в один общий журнал. На страницах разного цвета дети размещали информацию о редких, исчезающих видах животных и растений. А на страничках «Будь природе другом!» поместили правила поведения в природе в виде символов, которые придумывали сами: разрешающие, предупреждающие и запрещающие; стихи о природе.  Дети разбились на три группы, каждая из которой собирала свою информацию, оформляла свои странички. Презентация проекта проходила на классном часе  «Будь природе другом!» перед родителями. Каждая страничка этого журнала выводилась на экран, а дети защищали её:  читали стихотворения,  рассказывали  о животных и растениях, объясняли, почему нужно беречь и охранять растения и животных, выполняли разные занимательные задания.

При работе над проектом по литературному чтению во 2 классе по подготовке литературного журнала  распределяли  задания, выбирали  рубрики, для этого дети просматривали разные детские журналы.   Через неделю дети принесли стихи, рассказы о домашних любимцах, смешные истории о школьной жизни. Поскольку почти вся информация оказалась о них самих, дети решили назвать журнал «Классный журнал», т.е. о нашем классе. Отдельную рубрику они так и назвали «Наш класс». Журнал получился «детским» - с небольшими детскими рисунками, статьи написаны детским почерком. Незадолго до выполнения этого проекта учащиеся выполняли проект по русскому языку «И в шутку и всерьёз»  и не могли решить в виде чего оформить результат проекта. В итоге учащиеся решили этот материал поместить в рубрику литературного журнала под названием «Занимательные задания».

Внеурочная проектная деятельность также занимает существенное место в учебно-воспитательном процессе. Так, при работе над парным проектом «Жизнь мыльного пузыря» учащимся пришлось не только собрать самостоятельно информацию, но и проанализировать её. Учащиеся исследовали свойства мыльного пузыря, проводили опыты с ним. Идея создания проекта родилась случайно – на классном новогоднем утреннике во время конкурса по выдуванию мыльных пузырей.  Презентация проекта проходила на школьной  научно-практической  конференции.

    Несомненно, многие работы – это результат совместного семейного творчества, что является вполне оправданным. Младшие школьники в силу возрастных возможностей ещё не обладают в достаточной степени необходимыми творческими и познавательными умениями, поэтому помощь родителей уместна и необходима.  Увидев продукты деятельности учащихся, родители стали более охотно оказывать помощь детям при создании проектов. Поэтому мы стараемся чаще приглашать родителей на презентации проектов.

К сожалению, существуют и отрицательные моменты: 1) Не все родители первоначально понимали значимость этой работы для детей. Некоторые родители считали, что это ненужная дополнительная нагрузка на ученика, лишняя трата времени. Поэтому,  на родительских собраниях  информировала  родителей о новых формах и методах работы с учащимися.

2) Низкая  материально-техническое обеспечение. В классе  и у большинства родителей нет компьютера, принтера, видео-, фотооборудования, что, конечно, вызывает большие затруднения при поиске и обработке информации, оформлении работ.

 Систематическая работа над проектами ведется два года. За это время удалось создать коллекцию проектов по разным темам и предметам.  В классе создана постоянно действующая выставка проектных работ.

Учащиеся активно участвуют в школьных научно-практических конференциях: «Математика вокруг нас. Число и цифра» (Дятловская А), «Жизнь мыльного пузыря» (Филипенко Н, Варнин В), «Оригами» (Лысиков А., Сергеев К) – 3 место, «Профессии моей семьи» (Редкодубская К) – 2 место; в районной НПК: презентация  фотоальбома «Как мы отдыхаем» - Редкодубская К.  (фотоконкурс  «Семья  в кадре») и т.д.

На итоговом родительском собрании дети защищали проекты, показывая родителям, чего они смогли добиться за год.

При анкетировании родителей в конце учебного года было выявлено, что одной из наиболее эффективных видов работы в классе является проектная деятельность.

 

Список использованной литературы.

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.
  4. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС

В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации....

Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"

В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....

Обобщение опыта работы по теме: «Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении».

Актуальность метода проектов  обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способ...

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Советова  Е.Ю., Конева В.Н....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Конева В.Н., Советова Е.Ю....