Главные вкладки

    КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    учебно-методический материал (3 класс) по теме

    В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с    детьми и подростками

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Баженова Татьяна Александровна

    ГБОУ СОШ № 2    

    учитель начальных классов

    КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

       В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с    детьми и подростками.

       Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Статистика ДТП в России 2015

    По данным ГИБДД за период с января по ноябрь 2015 года на дорогах России произошло 133,203 ДТП, в которых погибли 16638 человек и 168146 получили ранения, из них 15860 детей ранено и 582 ребенка погибли. 

        Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к     Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

        Сложные условия современного дорожного движения требуют от его участников повышенного внимания. Участники движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными, дисциплинированными и предупредительными друг к другу. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

        Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников дорожного движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное – неукоснительно выполнять.

         Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

       Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

      В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).

     Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" 0

    Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
    В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

    Внедрение программ повышения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год назвал одной из актуальных задач развития страны.
    Целью данной программы является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге;  освоение Правил дорожного движения, а также основ безопасного поведения на дорогах; развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в сложных дорожных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, культуру поведения на дорогах; овладение умениями предвидеть опасности на дорогах и правильно действовать в конкретной дорожной обстановке.

    Основная  цель: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий

     Задачи программы:

    1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

    2.Научить основным правилам дорожного движения.

    3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

    4.Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

    5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

    и в транспорте.

    Образовательные

    • выявление и корректирование имеющихся у учащихся знаний Правил дорожного движения;
    • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
    • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
    • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

    Развивающие:

    • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
    • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

    Воспитательные:

    • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
    • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
    • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

    Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

    Специфика УМК состоит в коммуникативно-интерактивной организации его содержания, что означает не просто сообщение готовой информации учащимся, а организацию их познавательной деятельности таким образом, чтобы процесс познания проходил через следующие этапы:

    1. выявление у учащихся знаний о Правилах дорожного движения;
    2. получение новой информации;
    3. преобразование новой информации( анализ, сравнение, классификация);
    4. применение новых знаний для решения практических задач.

     Программа « Азбука дорожных знаков»» разработана для 1-4   классов начальной школы.  На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, рассчитан на 4 года обучения , 1 класс-  33 часа,  2 класс - 34 часа , 3 класс -34 часа, 4 класс -34 часа. 

    Формы и режим занятий: работа кружка «Азбука дорожных знаков» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .

     К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий

    Сформированность универсальных учебных действий

    Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
    • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
    • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
    • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

    Регулятивные УУД:

    • определять цель деятельности;
    • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
    • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера

    Познавательные УУД:

    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    Ценностные ориентиры содержания учебного курса

    Способствует:

    • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
    • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
    • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
    • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
    • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. 
    • следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

    Результаты изучения курса “Азбука дорожных знаков”.

    Учащиеся должны знать:

    • основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
    • общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
    • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
    • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
    • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
    • основы страхования.

    Правила:

    • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
    • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
    • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
    • воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
    • движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
    • движения группы детей в сопровождении взрослых;
    • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
    • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;

    Формы и методы контроля:

    • опрос, анкетирование родителей;
    • праздники, конкурсы;
    • анализ результатов деятельности. 
    • тестирование,
    • праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

    Библиографический список:

    1. Программа и тематическое планирование курса «Азбука дорожных знаков»
    2. Учебное пособие для учащихся 1-4 го класса «Азбука пешехода».
    3. Методические рекомендации к учебным пособиям для 1-4 классов.
    4. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов.Москва. “Просвещение”,2009 г.
    5. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
    6. Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    7. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    8. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    9. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
    10. Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
    11. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
    12. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Реализация внеурочной деятельности в начальной школе".

    "Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"....

    Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

    В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность....

    Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

    Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...

    Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

    В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

    Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

    Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я»....

    «Реализация внеурочной деятельности в начальной школе».

    laquo;Реализация внеурочной деятельности в начальной школе»....