Использование средств музейной педагогики в рамках реализации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС .
статья (4 класс)

Рогачева Ольга Борисовна

В соответствии новым стандартом на этапе начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включается в новые виды и формы деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Использование средств музейной педагогики в рамках реализации внеурочной деятельности  в начальной школе в соответствии с ФГОС .

В соответствии новым стандартом на этапе начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включается в новые виды и формы деятельности.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания учащихся является музейная педагогика.

  • Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.
  • Основными задачами такой работы являются:
  • Развитие познавательного интереса,
  • Расширение кругозора,
  • Формирование всесторонней развитой личности.
  • Формирование гражданской позиции (чувства любви к Родине, патриотизма)
  • Воспитание коллективизма
  • Любви и чуткого отношения к природе

ФГОС ОО большое внимание уделяет общекультурному развитию личности школьника, которое должно осуществляться на основе историко-культурного, этнического и регионального наследия. В связи с этим возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, мероприятий, основанных на материале культурно-исторического наследия, занятий с использованием музейного материала и экспозиций, которые смогут передать культурное наследие подрастающему поколению. Музеи располагают специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, а также окружающего предметного мира, являются идеальной формой воплощения традиций «как способа сохранения человеческого измерения реальности».

Цель – создание условий для  повышеняе качества знаний через организацию  внеурочной деятельности таким образом, чтобы  обучающие как можно больше узнали , о культурном наследии своего народа, о его традициях, о знаменитых людях, научных мировых достижениях и  открытиях с помощью тесного сотрудничества с историческими музеями.

 Так же задачами педагога, осуществляющего подготовку и проведение музейных занятий, являются:

  • научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
  • формировать устойчивую потребность взаимодействия с памятниками культуры и музеям;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию;
  • формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Использование музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности помогает в реализации  поставленных учебных и воспитательных задач задач.

Музейные занятия предполагают использование различных педагогических технологий. Особенно эффективны при проведении музейных занятий игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения

К нетрадиционным технологиям проведения музейных занятий относятся:

  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
  • занятия в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров и викторин;
  • занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций  дебаты и др.);
  • занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала (урок мудрости, урок доброты, урок мужества);

Для наиболее эффективного использования во внеурочной деятельности музейной педагогики очень важно, чтобы осуществлялось тесное взаимодействие с организаторами музейных экскурсий. Соответствующие учебной программе подобранные тематические экскурсии повышают качество знаний учащихся.

Одним из  основных этапов данного вида деятельности, является работа в школьном музее. Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы. Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

В школьном музее хранятся подлинные экспонаты, которые были найдены или созданы в проце6ссе познавательно-поисковой деятельности.

Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.

Например, в школе проводится образовательный эксперимент. достижениях, об известных художниках и деятелях культуры России. Для этого был разработан цикл музейных занятий по темам, в которых учащиеся показали недостаточную осведомленность. Музейные занятия и занятия о музее были организованы и проведены совместно с сотрудниками Государственного Русского музея в Санкт Петербурге.

Мероприятия общекультурной направленности внеурочной деятельности, проводимые в музее, позволяют устанавливать межличностные контакты, активно обмениваться информацией, выявлять творческие способности посетителей, которые выступают не пассивными зрителями, а равноправными участниками занятия. Музейные занятия, используемые учителем во внеурочной деятельности, способствуют эффективной реализации общекультурного направления развития личности школьников.  Учитель начальных классов  может использовать «музейные знания» на уроках  русского языка, литературы, экологии и рисования, а так же  использовать музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.

 Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира [3,с.35]

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
  2. Столяров Б. А. Музейная педагогика. М. 2004. С. 105-108.М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.
  3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
  4. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  5. Музей и школа /Под ред. Т.А.Кудриной. М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  6. Туристско – краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /Под  ред.  В.В.Титова. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе".

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"....

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность....

Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...