Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.
статья на тему

Церетьян Светлана Сергеевна

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс86.5 КБ

Предварительный просмотр:

      «Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

             1.   Что понимается под внеурочной деятельностью?

В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется

образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО  следует понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

                  2.   Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.  Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

     3.Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

  Задачи внеурочной деятельности:

-  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

        4.Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

                   5.Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

           Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития    личности :

 -спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

-социальное;

-общеинтеллектуальное;

-  общекультурное

             6.Какие существуют виды внеурочной деятельности?

         Виды внеурочной деятельности :

  • Познавательная
  • Игровая
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Досугово-развлекательная деятельность
  •  Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение

         Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

          7.Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная  деятельность  организуется   в  таких  формах  как  экскурсии,

кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции,  диспуты,  школьны научные

общества,  олимпиады,  соревнования,  поисковые  и  научные  исследования,

общественно полезные практики и других.

   Аудиторных занятий не должно быть более 50%

           8.Каковы основные уровни воспитательных результатов?

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников    

 распределяются  по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества,          социально  одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта    переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

                          Программа кружка “Моя малая родина»

                             Пояснительная записка.

        Данная программа разработана для реализации культурологической направленности по лицензии (по ФГОС духовно-нравственного направления внеурочной деятельности) на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта,.

       Программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и города, исследовании животного и растительного мира. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом.

  Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного  развития.

 Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

                                   Актуальность программы

Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.                          

В последнее время в  России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его действия и поступки.

Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.

        

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

          Образовательные задачи программы:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Кубани, как опорного края России;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

          Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения,

 - укрепление семейных связей:

- заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

-    формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

 Развивающие задачи:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины;

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, района и города.

       

.                    Содержание программы.

Данная программа выполняет две функции:

 - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

      - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

         - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своего края, района, города.        

 -выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

 Курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.         

 Программа кружка духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников  «Моя малая родина», представлена в виде 4 блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

 п/п

Темы

Рабочая программа

Рабочая  программа

по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Город ,в котором мы живем

33

33

2

Летопись нашего города

68

68

3

По просторам Новокубанского района

68

68

4

Наш район-частица Кубани и России

34

34

Всего часов

203

33

68

68

34

 

        1.«Город, в котором мы живем» (33 час)

    Город, в котором живёт  ребенок, его название. Новокубанск – районный центр. Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждения. Особенности времен года и погоды своей местности.

2. «Летопись нашего города» (68 часов)

  Географическое положение Новокубанска. Новокубанский район, г.Новокубанск на карте(границы района и города). Рельеф. Природные зоны. Растительный мир. Мир животных. История города. С чего начинается Родина? Историческая карта Новокубанского района. Образование г. Новокубанска. Гимн, флаг, герб города и района. Многонациональный состав  населения. Достопримечательности родного города: памятники, мемориальные комплексы,  музеи, центр города, парки. Культура. Промышленные объекты. Сфера услуг. Сельскохозяйственные объекты. Памятные места. Знаменитые люди района, города.

   

3. «По просторам Новокубанского района» (68 часов)

Природа Новокубанского района. Особенности формы поверхности местности. Почвы, их значение для жизни растений и животных.   Разнообразие растительного и животного мира. Водоемы района. Домашние и дикие животные. Особенности труда и быта жителей района. Промыслы и ремесла района.

4. «Наш район – частица Кубани и России» (34 часа)

Кубань-житница России. Вклад тружеников района в развитие агропромышленного комплекса края.  Выдающиеся личности в сельскохозяйственном комплексе района: Ф.И. Булдыжов, В.В. Первицкий А. Стаценко , В.И.Цыганков и другие. Выдающиеся личности Новокубанского района: А.И. Солженицын, В.Я. Первицкий , В.В. Горбатко, Ф.И. Булдыжов и другие. Достижения агропромышленного комплекса, промышленности, культуры , спорта и сферы услуг.

                       

                 Планируемые результаты.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • родословную своей семьи
  • историю своего населённого пункта, различных учреждений
  • историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
  • основные краеведческие термины и понятия
  • администрацию района и города, правительство, губернатора Краснодарского края, значения официальных символов
  • изменения природной среды Кубани в результате деятельности человека
  • особенности природы, населения
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства
  • природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

  • рассказывать о важнейших событиях истории Кубани и своего населённого пункта;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
  • работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
  • описывать традиции народов своего края
  • составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
  • работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведения самостоятельного поиска информации
  • понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
  • ориентирования на местности и чтения карт
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Краснодарского края

                                     

                               Формы и виды контроля.

Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий кружка, устных опросов, конкурсов, викторин, творческих работ

Опираясь на естественнонаучные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи, игры, выставки, спектакли , соревнования и т. п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание данного материала.

Младшие школьники узнают о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани, о своей семье, фамилии, которую они носят, познакомятся с предметами культуры своих предков, с новой информацией ребята делятся на занятиях кружка, готовят рефераты и презентации.

                                         

                                 

                                  Методические рекомендации

Для более успешного  усвоения данной программы  руководителю кружка необходимо проводить занятия клуба в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, игры, посещение  музеев, выставок; встречи с интересными людьми и пр.

Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Участие родителей в работе клуба также играет положительную роль.

7.Описание материально-технического обеспечения программы.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Н.Я.Паскевич «Любимый уголок земли».

ОИПЦ «Перспективы образования», 2005год.

«Родная Кубань»(Страницы истории).Книга для чтения под редакцией профессора В.П.Ратушняка.

ОИПЦ «Перспективы образования».

Соловьёв А.В. и др. «Новокубанск: Историко-краеведческий альбом. 1867-1997.

М.В. Мирук, Т.А. Науменко . Введение в историю Кубани. – Краснодар .ОИПЦ «Перспективы образования»,2000.

Г.К. Плотников . Животный мир Краснодарского края. – Краснодар : Кн. изд- во , 2000 .

В.В. Петров . Растительный мир нашей Родины. –Москва .Просвещение.2001

Красная Книга России и Краснодарского края.

1

1

1

1  

1

1

1

1

2.

Печатные пособия:

Настенные карты Краснодарского края.

Карта Новокубанского района.

1

1

3.

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Фотоаппарат

Экспозиционный экран.

1

1

1

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  методического объединения

учителей начальных классов

от  «   28   »  августа 2014 года

Руководитель МО МОБУГ №2

            С.С.Церетьян

                               

                               СОГЛАСОВАНО

                               Заместитель директора по НМР

                                _________Е.В.Бондаренко

 

                                 «_29_» августа 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе".

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"....

Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...

КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я»....

«Реализация внеурочной деятельности в начальной школе».

laquo;Реализация внеурочной деятельности в начальной школе»....

Использование средств музейной педагогики в рамках реализации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС .

В соответствии новым стандартом на этапе начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравст...