семинар "Парно-групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода"
учебно-методический материал ( класс) на тему

методический семинар по системно-деятельностному подходу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.seminar.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Парно-групповая работа как средство реализации

 деятельностного подхода в начальной школе

       Третий  год я работаю по новым стандартам. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

         Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без системно-деятельностного подхода.

           Деятельностный подход в образовании – это самореализация личности через деятельность, формирующую опыт и обеспечивающую личностный рост.

           А что такое личностный рост? Это можно определить тремя направлениями. Это: социализация, создание целостной научно-обоснованной картины мира и развитие интеллектуальных возможностей личности. При этом,  все три этих направления  просто в силу видовой специфики человека осуществляются через коммуникацию, через обмен опытом, представлениями и, собственно говоря, наблюдением человека над тем, как другие люди (а именно – их сверстники) приобретают тот самый опыт взаимодействия между предметным и социальным миром, как они создают концепции и теории, т.е. как они воспринимают для себя мир.

     С этой целью большое внимание  в своей деятельности я уделяю одному из способов коллективного взаимодействия – парно-групповой работе, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

         Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать.

          Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом классе я провожу воспитательную работу на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные правила работы в паре. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения:
«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.
«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Ни для кого не секрет, что дети у нас сейчас не говорящие, не привыкшие выражать свою мысль и не слышащие, т.е. ни к какому диалогу они не готовы.

А ведь самое главное при работе в паре, группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Его нельзя сформировать заранее. Вот какое упражнение я использовала для этого: на первую парту каждого варианта выдается карточка со стишком, пословицей, правилом и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.

- Внимательно ли ты слушал товарища?

- Что получилось, что не получилось? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

А ведь это развитие как коммуникативных, так и личностных, и регулятивных УУД.

Когда дети привыкают работать в паре, я предлагаю задание для  работы в группе «Ученик-ученики», т.е. вот эта конкретная пара и весь остальной класс, выступающие и слушающие. Моя задача – организовать эту работу так, чтобы никому было не страшно и не обидно.

        Постепенно перехожу  на немного измененную форму этой работы:, когда вопрос должен задать один ученик любому ученику в классе. Дети очень любят такую форму работы, активно в нее включаются все, даже самые слабые учащиеся.

           АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ГРУППЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИКИ»

  • Придумай задание или  вопрос  для  других ребят в классе.
  • Выбери  того, кому ты будешь  этот вопрос  задавать, и обратись  к  этому  ученику.
  • Тот, к кому  обратились,  должен выполнить задание или ответить  на поставленный  вопрос.
  • Правильность ответа  сначала  оценивает тот, кто задавал вопрос.
  • Затем все присутствующие в классе могут оценить  ясность  вопроса (задания) и правильность ответа.

     Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я занималась подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников. Результат этой работы представлен у меня в таблице на памятках, которые я вам раздала.

Группа по желанию

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на  одинаковые группы.

«Случайная» группа

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

     Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами. Это хорошо всем знакомые мозговой штурм, круглый стол, обсуждение по кругу, кейс-метод и мн.др.

     Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной,  в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника.

Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе.  Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

                                Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")

Мои приемы групповой работы заключаются в том, что я:

1. Класс делю на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.

2. Каждая группе даю своё, определенное задание.

3. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.

4. Состав групп постоянно меняю.

5. Процесс групповой работы строго регламентирую во времени.

     В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, интерактивная беседа, проектные методы, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)

Во время работы на уроках организую такие формы работы, как взаимная проверка тетрадей, взаимные задания групп, учебный конфликт. При проверке какого-то задания у доски я предлагаю детям в группах самим выбрать, кто будет записывать, кто будет подсказывать. Затем сами учащиеся делают выводы по группам. Дети чаще всего оценивают субъективно. Дружит с Ваней, нравится Ваня, значит его ответ лучший. Учу делать объективную оценку. При этом учу отмечать прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий. Я не возражаю против оценивания ответов аплодисментами, а ребята уже по громкости аплодисментов делают выводы: кому громче аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации работы дети приучаются внимательно слушать говорящего.

        Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой.

        Какие УУД развиваются на таких уроках? Все: и предметные, и метапредметные, и личностные.

        Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. А парно-групповая работа мне в этом помогает.
        Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  1. Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  2. На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  3. Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  4. Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  5. Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  6. Сплоченность класса возрастает;
  7. Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  8. В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  9. Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;
  10. Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  11. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  12. Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Памятка для учителя по организации парно-групповой работы

АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ГРУППЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИКИ»

  • Придумай задание или  вопрос  для  других ребят в классе.
  • Выбери  того, кому ты будешь  этот вопрос  задавать, и обратись  к  этому  ученику.
  • Тот, к кому  обратились,  должен выполнить задание или ответить  на поставленный  вопрос.
  • Правильность ответа  сначала  оценивает тот, кто задавал вопрос.
  • Затем все присутствующие в классе могут оценить  ясность  вопроса (задания) и правильность ответа.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ  В  ПАРЕ И НЕБОЛЬШОЙ ГРУППЕ

  •     Прочитайте  задание каждый про себя.
  •  Обсудите между собой, что  нужно  сделать, в каком виде   представить результат.
  • Договоритесь,  как вы будете   выполнять задание, в случае необходимости обратитесь  за помощью к рядом сидящей паре или консультантам.
  •    Выполните задание.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП

Группа по желанию

- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

- разделитесь на группы по … человек в каждой.

- разделитесь на  одинаковые группы.

«Случайная» группа

– группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

Группа, сформированная

лидером (капитаном,

командиром).

Формирование группы лидером:

* Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

* Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа, сформированная

учителем в соответствии

с поставленными целями.

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...

Исследовательская работа как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Вашему вниманию   представлены  педагогические разработки по реализации системно-деятельностного подхода в обучении учебного предмета  «Окружающий  мир» по п...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода  (из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода

Данная  разработка помогает учителю в  организации сотрудничества школьников в процессе обучения посредством групповой работы как одной из форм деятельности учащихся на уроке....