Сборник методических рекомендаций по использованию цифрового учебного оборудования
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Баранова Елена Михайловна

Школа получает современное оборудование, соответствующее материально-техническим условиям введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Задача педагога – своевременно, грамотно и максимально полно использовать имеющееся оборудование для формирования способов деятельности и развития ключевых компетенций обучающихся, организации и проведения опытно-экспериментальной деятельности обучающихся.

Применение в образовательном процессе начальной школы  лабораторно- экспериментального оборудования функционирующего на базе компьютерных технологий затруднено в связи с трудоемкостью подготовки к такому учебному занятию и установки (переноса) оборудования в кабинет.

Для решения проблемы ставшей перед школой в ходе реализации проекта было  выделено отдельное помещение  и в соответствии с современными требованиями  оборудована  учебная лабораторию начальных классов «Зона развивающего обучения», организованы  курсы повышения квалификации.

Цель данного сборника:

Методические рекомендации по использованию оборудования учебной лаборатории «Зона развивающего обучения» на уроках и внеурочной деятельности

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_metodicheskih_rekomendatsiy.docx350.33 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерацияhttp://mistergid.ru/image/upload/2011-08-06/330026694634_cfae3f6c309d.jpg

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Сборник  методических  рекомендаций  по использованию цифрового учебного оборудования

Оглавление:

Введение_________________________________________________________2 стр.

Цифровой-USB микроскоп ProScope HR ______________________________3 стр.

Легоконструирование. Учебная роботехника LEGO® ___________________7 стр.

Цифровые датчики цифровой лаборатории «Архимед»__________________11 стр.

Кукольный театр__________________________________________________14 ст.

Комплекты тематического материала по ПДД _________________________17 стр.

Гербарий и коллекции _____________________________________________19 стр.

Наборы-лаборатории:  «весовые измерения», «фильтрация воды», «звук и тон», «наблюдения за погодой»___________________________________________22 стр.

Источники информации ____________________________________________24 стр.

Введение

           Школа получает современное оборудование, соответствующее материально-техническим условиям введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Задача педагога – своевременно, грамотно и максимально полно использовать имеющееся оборудование для формирования способов деятельности и развития ключевых компетенций обучающихся, организации и проведения опытно-экспериментальной деятельности обучающихся.

Применение в образовательном процессе начальной школы  лабораторно- экспериментального оборудования функционирующего на базе компьютерных технологий затруднено в связи с трудоемкостью подготовки к такому учебному занятию и установки (переноса) оборудования в кабинет.

Для решения проблемы ставшей перед школой в ходе реализации проекта было  выделено отдельное помещение  и в соответствии с современными требованиями  оборудована  учебная лабораторию начальных классов «Зона развивающего обучения», организованы  курсы повышения квалификации.

Цель создания «Зоны развивающего обучения»:

        Развитие интеллектуальных, проектно-исследовательских способностей и опытно-экспериментальных навыков младших.

Цель данного сборника:

Методические рекомендации по использованию оборудования учебной лаборатории «Зона развивающего обучения» на уроках и внеурочной деятельности

Цифровой-USB микроскоп ProScope HR

           Качественное преподавание естественных дисциплин невозможно без широкого использования микроскопов, позволяющих раскрывать перед ребенком тайны живой природы. В школах современные кабинеты информатики, кабинеты биологии оснащаются цифровыми микроскопами, мультимедийными проекторами, разрабатываются новые программные продукты.  Одной из форм применения компьютерных технологий на занятиях по биологии является сочетание возможностей микроскопа с возможностями цифровой камеры. Цифровой-USB микроскоп ProScope HR: данные модель цифрового микроскопа  сочетает в себе особенности светового микроскопа и фото–видео камеры.  

Методика работы с цифровым комплексом, несмотря на его богатые функциональные возможности, очень проста. Ребята за одно занятие хорошо осваивают методику работы на цифровом комплексе. Микроскоп позволяет рассматривать любые объекты, но не при таком большом увеличении. У каждого из них свои преимущества. Но каждый из них, подключаясь к компьютеру позволят разнообразно работать с исследуемым объектом:

  • Рассмотреть не только объект, но и процессы.
  • Создать видео и фото.
  • Демонстрировать результаты опытов с помощью цифрового проектора на экран, т.е. при проведении опыта или изучении объекта все обучающиеся одновременно могут наблюдать результат опыта или объект и слушать комментарии педагога. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук – принцип наглядности.
  • Возможность проведения фотосъемки и видеосъёмки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян.
  • Можно совмещать демонстрацию объекта цифровым комплексом с индивидуальной работой учащихся со световыми микроскопами.

           Одна из самых больших сложностей, подстерегающих педагога при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…

            Те же занятия проходят значительно легче и эффективнее, если проведение лабораторной работы предваряется вводным инструктажем, проведённым с помощью цифрового микроскопа.

             При такой организации урока учащиеся могут сравнить результаты своей работы с результатами той работы, которую провел учитель. Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ. Фотографии, заранее сделанные, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса.Можно проводить всевозможные демонстрации на занятиях в том случае, если мы имеем один небольшой натуральный объект (например, крыло бабочки), но не имеем времени на проведение лабораторной работы по его изучению.

Для получения снимков с цифрового микроскопа необходимо:

  1. Подобрать объект наблюдения
  2. Приготовить препарат.
  3. Расположить его любой поверхности.
  4. Добиться стандартными приемами четкого изображения сначала в окуляре микроскопа, потом на мониторе компьютера.
  5. В окне фото или видео щелкнуть на строчке «Сделать новый снимок, видео».
  6. Дальше этот снимок можно сохранить в любой папке.

Для работы с "микроскопным" изображением на компьютере в комплекте поставляется специальное программное обеспечение для управления цифровой камерой от общего производителя. Через удобный интерфейс можно устанавливать пользовательские настройки качества изображения, запоминать и сохранять информацию в цифровом виде, создавать тематические галереи съемки и итоговые презентации с элементами видеоэффектов и видео анимации.

Соответственно, нет никаких проблем оформить сохраненные кадры указательными знаками и подписями, а также распечатать изображения в бумажном виде. Выполнить подписи к рисункам очень просто, особенно в программе PowerPoint. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение.

Фотографии, заранее сделанные учениками или учителем, можно использовать при подготовке презентаций для сопровождения объяснения или опроса. Обрабатывать снимки можно любыми программами – фото редакторами, имеющимися на компьютере: ACDSee, Photoshop, PowerPoint, Nero и т.п.

Данные цифровые комплексы используются не только на уроке окружающего мира, биологии, но и во внеурочной деятельности:

  • Исследовательская работа
  • Внеурочная деятельность в рамках ФГОС и т.д.

Применение цифрового комплекса при выполнении исследовательских работ позволяет:

  • Соблюдать технику безопасности при работе с опасными объектами, так как юные исследователи будут обрабатывать результаты по фотографиям.
  • Хорошо проиллюстрировать работу.
  • Подготовить компьютерную презентацию проделанной исследовательской работы.
  • Использование цифровых микроскопов  в учебном процессе и внеурочной деятельности  позволяет обеспечивать:
  • Повышение познавательной мотивации учащихся;
  • Возможность внедрения разнообразных стратегий обучения;
  • Организацию индивидуализированного обучения;
  • Интерактивное взаимодействие учащихся с образовательными ресурсами;
  • Повышение глубины понимания содержания учебного материала;
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • Оптимизацию и повышение объективности контроля обучения учащихся

Пошаговая инструкция работы с «Цифровым-USB  микроскопом ProScope HR»

  1. Подключить цифровой-USB микроскоп ProScope HR через USB-порт к компьютеру.C:\Users\24-KAb\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Безымянный.png
  2. Запустить программное обеспечение ProScope HR (на рабочем столе)
  3. Включить свет (светодиодная  подсветка).
  4. Повернуть сменный объектив против часовой стрелки (для фокусировки  изображения, в этом положении объектив в режиме макросъёмки) до щелчка, для съемки на расстоянии  повернуть по часовой стрелке.
  5. Поднести микроскоп к исследуемому объекту.
  6. Нажать кнопку запуска фото-видео съёмки.
  7. Кликнуть  полученный снимок (справа колонка сделанных  фотографий). Вокруг снимка, который желаете сохранить, образуется красная рамка.
  8. Справа внизу в белой папке найти строку Save As…кликнуть её и сохранить фотографию на рабочем столе, переименовав её  (все остальные снимки автоматически сохраняются на жёстком диске  в папке «Изображения»)

Описание элементов устройства

Вид

Название

Функция

Цифровая

видеокамера

(основа ми-

кроскопа)

Передает изображения в компьютер для хранения и анализа. Цифровая видеокамера может быть установлена на оптический микроскоп с использованием оптического адаптера.

Сменный

объектив 50x

Объектив 50х входит в стандартный набор Basic ProScope HR. Максимальное увеличение микроскопа как автономного устройства в 50 раз.

Кнопка

запуска

фото- и

видеосъемки

Запускает процесс фото-видеосъемки и серийной съемки с временным интервалом в программном обеспечении ProScope HR.

Кнопка

включения/

выключения

света

3-х позиционный переключатель для включения/выключения светодиодного освещения объектив.

Кнопка

замены

объектива

Открывает защелку для снятия объектива

Винтовое

гнездо для

крепления

штатива

Позволяет закреплять микроскоп в штативе

Легоконструирование. Учебная роботехника LEGO®.

В «Зоне развивающего обучения» проводятся занятия внеурочной деятельности «Легоконструирование» и «Робототехника».

ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития учащихся младших классов. Лего-технология – это совокупность способов и приемов конструирования, направленных на реализацию образовательной цели через систему продуманных заданий, из разнообразных  видов конструкторов Лего. Технология  объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у ребят  развиваются различные группы мышц, моторика рук.

Цель использования Лего-конструкторов в школе на уроках и внеурочных занятиях - это развитие начального  научно-технического мышления,   творчества   учащихся   посредством    современных образовательных конструкторов. Применение  ЛЕГО возможно   на следующих школьных предметах: математика, окружающий мир, технология, русский язык.

На уроках математики дети развивают пространственное воображение, тем самым готовятся к восприятию геометрии в старших классах. Работа со счетным материалом – мелкими элементами Лего-кирпичиками,  служит одним из ключевых средств изучения математики  в школе на начальном этапе.  Детали  конструктора используются при:

  • изучении пространственных представлений: направо, налево, вверх, вниз;
  •  сравнении предметов: столько же, больше, меньше;
  •  изучении увеличения и уменьшения числа на несколько единиц, состава числа;
  • переходе через десяток;
  •  изучении таблицы умножения;
  •  периметра и площади геометрических фигур;
  • решении задач (помощь в понимании условия задачи);
  • изучении долей и дробей. (Тема «Доли» в 3-4 классах (например по программе ОС «Школа 2100» является важной и сложной для понимания младших школьников, понятия «доля», «целое», «части целого»   можно показать  с помощью конструктора «Лего»)

На уроках русского языка  при:

  • изучении и закреплении темы «Предложение. Количество слов в предложении»;
  • выполнении задания «определи количество звуков»;
  • изучении темы «Деление на слоги». (можно определять количество гласных звуков в слове, количество слогов)

Личностными результатами изучения курса «Лего - конструирование» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

        Метапредметными результатами изучения курса «Лего - конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять,  различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
  • уметь  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

         Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:

        Знать:

       -   простейшие основы механики

       - виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

       - технологическую последовательность изготовления несложных  конструкций

             Уметь:

       - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.

        -  реализовывать творческий замысел.

Учебная робототехника, как направление учебной деятельности, основано на трёх основных конструкторах производства компании Lego Group:

1. LEGO® Education WeDo.

Данный конструктор рассчитан на учащихся 2-4 классов, базовая коробка содержит:

1) Мультиплексор LEGO® USB Hub – обеспечивает связь конструктора с компьютером.

2) Мотор – с помощью специального языка программирования можно запрограммировать алгоритм работы данного мотора.

3) Датчик наклона - сообщает о направлении наклона; различает шесть положений: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон».

4) Датчик движения - обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см.

  1. Робот WeDo предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей:http://www.wired.com/geekdad/wp-content/uploads/2010/10/LEGO-Education-WeDo-Robotics-Construction-Set1.jpg
  • Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Анализ результатов и поиск новых решений.
  • Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
  • Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
  • Проведение систематических наблюдений и измерений.
  • Использование таблиц для отображения и анализа данных.
  • Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
  • Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
  • Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.

Конструктор может применяться на занятиях с учащимися 1-4 классов.

  1. LEGO Mindstorm NXT. http://www.educatec.ch/about/presse/LEGO_MINDSTORMS_NXT/LEGO_MINDSTORMS_NXT_Sys/contentimage

В базовой набор ПервоРобот NXT входят (437 элементов):

Микрокомпьютер NXT, 3 интерактивных сервомотора, ультразвуковой датчик расстояния, датчик света, датчик звука, два датчика касания.

По сравнению с LEGO® Education WeDo это значительно более функциональный конструктор. Робот, собранный из его деталей может двигаться самостоятельно, под управлением своего микрокомпьютера, реагировать на сложные ситуации, принимать решение в соответствии с программой, которая пишется на достаточно сложном языке программирования. Конструктор может применяться на занятиях с учащимися 2-11 классов.

Данные конструкторы используются на:

  • Уроках информатики
  • Занятиях внеурочной деятельности в рамках ФГОС и т.д.
  • При организации исследовательской деятельности

Цифровые датчики цифровой лаборатории «Архимед»

Цифровая лаборатория адресована в первую очередь начальной школе. Она предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественно-научном образовании младших школьников.

В лаборатории с регистратором данных даже младшие школьники могут быстро провести эксперимент и получить реальный результат.

Цифровая лаборатория оснащена 7 датчиками:

  • Датчик температуры окружающей среды (-10…+50) .
  • Датчик освещенности (0 – 55 000 лк).
  • Датчик громкости звука (под кнопкой микрофонный датчик 58 – 93 дБ).
  • Датчик силы.
  • Датчик расстояния. (0,4-10м).
  • Датчики не требую настройки и калибровки.        

Практическая работа по измерению температуры окружающей среды, освещенности, расстояния, уровень громкости звука:

1.Подключаем датчик к компьютеру.

2.Запускаем на компьютере программу Logger Lite(в окне программы появляется термометр, график ,таблица данных и цифровой счетчик).

- Теперь мы можем измерить освещенность, температуру окружающей среды и расстояние до какого-либо предмета, просто нажав на кнопку соответствующего датчика.

Темы практических работ, которые выполняются учащимися на уроках окружающего мира:

  • Измеряем свой пульс;
  • Измерение размеров класса;
  • Скорость и расстояние;
  • Отражение света;
  • Зависимость освещенности от расстояния;
  • День и ночь;
  • Громкость звука.
  • Выберите способ измерения длины удава.
  • Измерение длины и ширины класса.
  • Температурный режим класса.
  • Измерение частоты сердечных сокращений.

Сферы применения

Работу с датчиками можно проводить на следующих дисциплинах: 

Математика – при изучении величин для измерения длины, ширины, высоты. Данные измерений возможно использовать для нахождения периметра, площади, объёма геометрических фигур.

Окружающий мир – широкий спектр использования при изучении тем: - сезонные изменения в природе – измерение температуры окружающей среды;

- свойства воды – измерение температуры исследуемой среды (горячая и холодная вода, снег или лёд);

- строение тела человека (органы кровообращения) – измерение частоты пульса при различной физической нагрузке; - звуковые волны – измерение уровня звука; - план и карта – обозначение маршрута на карте с использованием системы GPS;

- охрана здоровья – измерение уровня освещённости; шумовое загрязнение; - температурый режим помещения.

Внеурочные занятия: »Юный исследователь», «Земля-наш общий дом»

Работа в сетевом сообществе .

«Глобальная школьная лаборатория» - это международный проект, объединяющий учеников разных городов. Ученики исследуют окружающий мир по одинаковым методикам, чтобы можно было сравнить результаты. Для сравнения результатов  школьники могут разместить отчеты о своих исследованиях на сайте www.globallab.ru.

Практическая работа с датчиками способствует формированию универсальных учебных действий.
В первую очередь - это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров. 

Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли.
Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.
Самый большой плюс от работы с датчиками заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики получают возможность получать более глубокие знания.

Техническое средство является мощным источником инновационных ресурсов. В рамках научно-исследовательской деятельности, обучающиеся сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы.

Это повышает учебную мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми.

Никогда ещё изучение окружающего мира не было таким увлекательным и    доступным!

Кукольный театр

Использование кукольного театра  возможно на уроках литературного чтения, классных часах, занятиях творческого объединения дополнительного образования  и сложно переоценить.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Театрализованная игра, являясь разновидностью творческой игры, имеет огромные воспитательные и развивающие возможности. Это отмечают  школьные психологи и педагоги - практики. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания; она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Также театрализация позволяет формированию УУД у младших школьников, таких как: 

Личностные УУД:

 1. Создавать положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2. Развивать интерес к занятиям на уроках литературного чтения  через театрализацию.

 3. Создавать условия для развития первичных умений оценки своей работы на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД. 

1. Выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

2. Оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Познавательные УУД.

1. Искать нужную информацию из различных источников.

2. Соотносить изученный материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД. 

1. Обеспечить участие детей в разных формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и группах)

2. Осуществлять инсценирование по прочитанным ранее сказкам.

Особое влияние театрализованные игры оказывают на умственное развитие детей. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Во время работы над выразительностью реплик персонажей активируется, расширяет словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Заучивая какую - либо роль, ребенок развивает память, а обсуждая образы и поступки героев, учится рассуждать и делать выводы. Расширяется кругозор детей: они знакомятся с профессиями людей, работающих в театре, что позволяет в процессе профориентации активизировать внутренние резервы учащихся  для личностного самоопределения в целом. Также комплект  кукольного театра «Мы в профессии играем» помогут учащемуся «примерить на себя» одну из 9 профессий и рассказать о ней. Дети знакомятся с различными видами кукол (куклы - игрушки, куклы - перчатки и т. д.), учатся управлять этими куклами, что способствует развитию мелкой моторики рук.

Особое место занимает театрализованная игра в эмоциональном развитии ребенка. Работа над спектаклями, обсуждение образов, их действий и поступков заставляют детей сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. У учащихся развивается эмпатия - способность распознавать эмоциональное состояние человека по жестам, интонации, мимике, развивается умение ставить себя на его место в различных ситуациях.

Использование  наборов для инсценирования (куклы):

  • Кукольный театр «Колобок» - 7 персонажей
  • Кукольный театр «Маша и медведь»-6 персонажей
  • Кукольный театр «Репка»-6 персонажей
  • Кукольный театр «Красная шапочка»-5 персонажей
  • Кукольный театр «Буратино»-8 персонажей
  • Кукольный театр «Мы в профессии играем»-9 персонажей
  • Кукольный театр «Зайкина избушка»-6 персонажей
  • Набор « кукольный театр»-4 куклы +ширма

и наборов  для театральной студии (костюмы):

  • Маска « Буратино»
  • Костюм и маска «Кощея бессмертного»
  • Русский народный костюм
  • Маска «медведя»
  • Маска «волка»
  • Маска «зайца»
  • Маска «лисы»

возможно на уроках литературного чтения, например,  при изучение тем:

  • «Русские народные сказки»
  • «Русский фольклор»
  • «Рукавичка»  (украинская народная сказка)
  • В. Сутеев «Под грибом»
  • Мир сказок.  Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
  • «Лиса и журавль» (русская народная сказка), Н. Сладков «Лиса и мышь»
  • Русская народная сказка «Снегурочка». Упражнение в чтении по частям.
  • Сказки разных народов.

Комплекты тематического материала по ПДД

Большое количество тематического материала по правилам дорожного движения позволяет интересно провести любое мероприятие: классный час, практико-ориентированное занятие, викторину, беседу по ПДД. Так же использование тематических плакатов, комплектов магнитов, видеофильмов, возможно на уроках  окружающего мира по ПДД, которые запланированы в каждом классе.

Имеющие в «зоне развивающего обучения» материалы, направлены на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности учащихся  на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.  Использование наборов  плакатов  на занятиях по ПДД необходимо с целью не механического заучивание ПДД учащимися, а формирования и развития познавательной деятельности детей, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

  • «Зарница» Комплект тематических магнитов. Дорожные знаки для магнитной доски.
  • «Зарница» Комплект тематических магнитов. Светофоры, пешеходы и прочие элементы для магнитной доски.
  • Азбука юного пешехода. Набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах для детей младшего школьного возраста.
  • Дорога на зеленый свет. Набор плакатов по правилам безопасного движения на дорогах для детей младшего школьного возраста.
  • Дорожная безопасность 4 класс «Повышение безопасности дорожного движения».
  • Дорожная безопасность 2 класс «Повышение безопасности дорожного движения».
  • Азбука пешехода 1 класс учебное пособие Р.П.Бабина
  • Методические рекомендации к рабочей тетради «Азбука пешехода» Р.П.Бабин 1 класс.
  • Плакаты:

-правила дорожного движения.

-правила безопасности детей.

-хорошие привычки.

Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

С помощью наборов плакатов и комплектов тематических магнитов возможна организация   творческих работ учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде); практической отработки координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Гербарий и коллекции

Гербарий – это коллекция растений или частей растений. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. Небольшие растения могут располагаться полностью. Крупные растения изображены, а в гербарии могут содержаться его части. Кроме того, возможно помещение плодов и семян. Коллекции - это наборы объектов для изучения (например, коллекция «Полезные ископаемые»). Для начальной школы специально разработаны коллекции полезных ископаемых, почв, коллекции насекомых. Как правило, на образцах помещены номера, а названия указаны в списке на крышке коробки, где данные образцы помещены. Это позволяет не только познакомить учащихся с объектами, но и осуществить последующий контроль. 

Использование гербариев возможно как на уроках окружающего мира, биологии, так и на занятиях внеурочной деятельности. Начиная с первых уроков, парковых занятий, внеурочных занятий  первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством  наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое  применение наглядных средств в  обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

С помощью гербариев и коллекций  учащиеся могут:

  • практическим путём соотнести рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;
  • научить определять хвойные и цветковые растения по существенным признакам;
  • познакомиться с растениями разных растительных сообществ;
  • выделять общие части растений;

Рассмотрев листья, растения, можно использовать на уроке, внеурочной занятии  хороший приём развития наблюдательности - это приём фиксации наблюдений.  Учащиеся делают зарисовки изученных растений или раскрашивание чёрно-белых рисунков. Только рассмотрев вблизи и внимательно  ветви хвойных растений, рассмотрев длину и количество видоизмененных листьев – игл,  учащиеся смогут отличать ветку сосны от ветви ели, кедра, пихты или лиственницы. Таким образом, изучение темы «Хвойные деревья» в 1 классе ОС «Школа 2100» будет носить практический характер.

Гербарии и коллекции.

Гербарий культурных растений

Гербарий лекарственных  растений

Гербарий деревьев и кустарников

Гербарий дикорастущих растений

 Гербарий «Основные группы растений»

Гербарий « Растительные сообщества» (разд. мат)

Коллекция голосемянных растений

Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников

При изучении темы «Насекомые» рассматривание коллекций  «Семейство бабочек»,

«Отряды насекомых», позволит учащимся не на картинке сосчитать количество лапок у животных и рассмотреть остальные признаки отряда насекомых

Использование «Коллекции тканей» возможно не только на уроках окружающего мира, но и на уроках технологии при изучении тем «Ткани». Учащиеся могут не только рассмотреть растения, из которых произведены натуральные ткани, познакомиться с особенностями их строения, но и с помощью цифрового микроскопа рассмотреть способы переплетения нитей различных тканей, представленных в коллекциях.

  • Коллекция «Шерсть» (Коллекция предназначена для демонстрации на уроках труда и географии)
  • Коллекция «Лён» (Коллекция предназначена для демонстрации на уроках труда и географии)
  • Коллекция «Хлопок» (Коллекция предназначена для демонстрации на уроках труда и географии)
  • Коллекция «Шёлк» (Коллекция предназначена для демонстрации на уроках труда и географии)

Коллекции.

Хлопок

Полезные ископаемые (Коллекция предназначена для использования в качестве демонстрационного материала при изучении курсов географии, химии и окружающего мира)

Известняки

Основные виды промышленного сырья

Каменные уголь и продукты его переработки (Коллекция предназначена для демонстрации на уроках органической химии и географии)

Образцы коры древесины 1 и 2 часть

Горные породы и минералы

Набор удобрений

Гербарий для начальной школы

Набор муляжей плодов (Коллекция предназначена для демонстрации на уроках окружающего мира при изучении тем «Овощи» и «Фрукты»)

Наборы-лаборатории:  «весовые измерения», «фильтрация воды», «звук и тон», «наблюдения за погодой»

Школьные переносные лаборатории "в чемоданах"  - это комплекты оборудования в компактной упаковке для организации естественно-научного практикума и демонстрационного эксперимента в начальной (согласно новым ФГОС НОО) и основной школе. Можно переносить их из кабинета в кабинет, с этажа на этаж. 
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения наглядных и простых опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельность, а так же способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

Набор «Наблюдение за погодой». Используется на уроках окружающего мира и географии. Набор приборов и инструментов в чемодане помогает систематизировать знания учащихся о понятии «погода» и изучить четыре ее составляющие – температуру, облачность, осадки, силу ветра; с помощью простейших лабораторных приборов освоить способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик. В комплект лабораторного оборудования включена мобильная станция наблюдения за погодными явлениями, которая используется совместно с материалами для рабочих групп.

 Работа с комплектом позволяет учащимся:

  • провести наблюдения, описать, измерить и записать температуру, направление и силу ветра, облачность и количество осадков;
  • научиться читать и использовать различные символы для описания погодных явлений, начиная с простых пиктограмм и заканчивая научными символами, используемыми в официальных картах погоды.

Набор «Фильтрация воды»  Комплект позволяет исследовать вопросы, связанные с добычей и очисткой грунтовых вод; обнаружить, что гравийно-песчаный фильтр удерживает твердые частицы, содержащиеся в воде, но пропускает соли, нефть и примеси моющих веществ; обсудить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. 

Тематика лабораторных работ:

  • Какой тип почвы пропускает, а какой удерживает воду
  • Как загрязнение воды влияет на рост растений
  • Каковы стадии механической очистки сточных вод
  • Принципы работы сообщающихся сосудов и их практическое применение

          Набор « Звук и тон»  Комплект лабораторного оборудования позволяет познакомить учащихся с физическими основами акустики, провести эксперименты по изучению характеристик звука, выявить влияние особенностей конструкции музыкальных инструментов на их звучание, а с помощью входящих в комплект аудио-CD научиться распознавать более 90 различных звуков. Может использоваться как на уроках физики, так и на уроках биологии и музыки.

Тематика лабораторных работ:

  • Колебания и взаимосвязь высоты звукового тона и частоты колебаний
  • Визуализация звуковых колебании
  • Способы усиления и поглощения звуков
  • Распространение звука в различных средах
  • Взаимосвязь длины, степени натяжения и толщины струны музыкального        инструмента и влияние этих характеристик на высоту тона
  • Влияние особенностей конструкции музыкальных инструментов на их звучание
  • Влияние длины звуковой пластины на высоту звукового тона

 

Весовые измерения. Комплект лабораторного оборудования

Используя данный комплект оборудования, можно провести опыты по исследованию условий равновесия, получить представление о принципах работы рычажных и пружинных весов, а также узнать историю развития технологии взвешивания.

 

Тематика лабораторных работ

  • Условия равновесия
  • Переход от конструкции качелей к весам
  • Регулировка коромысла весо
  • Какие предметы весят больше или меньше, а какие – одинаков
  • Единицы измерения веса

Использованные  источники информации:

  1. http://goo.gl/gNRFRm
  2. http://goo.gl/K8aoYs 
  3. http://goo.gl/adloau 
  4. http://goo.gl/1e6nQO 
  5. http://goo.gl/N6LWhR 
  6. http://festival.1september.ru/articles/607778/ 
  7. http://goo.gl/zY1LSC 

http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-06/330026694634_cfae3f6c309d.jpg

Паспорт учебной лаборатории

«Зона развивающего обучения»

http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-06/330026694634_cfae3f6c309d.jpg

http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-06/330026694634_cfae3f6c309d.jpg

Программы внеурочной деятельности

1-4 класс

http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-06/330026694634_cfae3f6c309d.jpg

Технологичекие карты уроков с указанием использования оборудования учебной лаборатории

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифрового лабораторного оборудования в начальной школе

Презентация из опыта работы по освоению и использованию цифрового лабораторного оборудования  VERNIER на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности. Тематика возможных исследований на перв...

Cтатья "Использование учебного оборудования на уроках в начальной школе".

Статья "Использование учебного оборудования на уроках в начальной школе" предназначена учителям начальной школы, в которой даны рекомендации по использованию учебного оборудования на всех уроках ...

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

Мастер класс " Использование учебного оборудования в условиях введения ФГОС начального общего образования"

С введением ФГОС второго поколения  происходит оснащение кабинетов мультимедийным оборудование.  Даны инструкции по использованию мультимедийного оборудования....

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ   ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК»  «РЭШ»  «GLOBALLAB&ra...

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....