современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления ФГОС
статья ( класс) на тему

Охохонина Надежда Викторовна

Жизнь в современном мире немыслима без информационных технологий, которые прочно вошли в сферы нашей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_sredstva.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Таятская основная общеобразовательная школа им.Героя России И.Кропочева»

Доклад

на тему:

«Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски  в рамках вступления в ФГОС.»

Зам.директора по УВР

Охохонина Н.В.

«Новое надо созидать в поте  лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки.»А. Герцен

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования информатизации воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.
У каждого преподавателя свой стиль работы. Кто-то привык работать у доски, кто-то предпочитает объяснять материал, сидя за своим рабочим столом, кому-то проще и привычней свободно перемещаться по классу. Но эти методы устарели и им на смену пришли интерактивные технологии, требующие нового подхода к демонстрации визуальных материалов.

Жизнь в современном мире немыслима без информационных технологий, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети – это поколение людей, которые выросли в мире современных цифровых технологий, таких как Интернет и мобильные телефоны, и уже не могут представить мир без всего этого. Мы, учителя, чаще оказываемся на ступеньку, а то и две ниже своих учеников, теми, кто поздно пришёл в мир технологий.  Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как  интерактивная доска.

Наверное, уже нет такого учителя, который бы не слышал об интерактивной доске. Но к сожалению, очень мало педагогов имеют счастье хоть иногда работать на ней, и уж совсем счастливы те, у кого ИД живет в классе. Да, да, именно живет, а не висит, в лучшем случае, экраном. А на самом деле эта волшебная доска пришла в школы, чтобы сделать наш труд  легче, эффективнее и уважаемым в глазах детей и родителей.

Как сложно бывает учителю освоить и полюбить интерактивную доску с непонятным программным обеспечением  без какой-либо технической поддержки. И даже при существовании великой и могучей Сети, бедный педагог остается бессильным и вскоре бросает освоение знаменитым методом "тыка" и начинает использовать ИД, как экран. Почему одни учителя в восторге от работы наИД, а другие так и не могут подружиться и разочарованно пожимают плечами?    Давайте не будем  спешить осуждать коллег. Поначалу мы все  являемся  Незнайками в Стране Интерактива. А чтобы таковыми не быть нужно сначала  попробовать понять все преимущества работы на интерактивной доске.  

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Используя доску,  не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания.

Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски  явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения первоклассников и эффективность моего учительского труда.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия:

1.        Объяснения нового материала.

2.        Выполнения упражнений для закрепления нового материала.

3.        Обобщения и закрепления изученного материала.

4.        Контроля знаний, тестирования.

5.        Проверки домашнего задания.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотр.

Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы

Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

       Работа с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски,  всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в процессе.

Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.

  • Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней
  • Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране.  
  • Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определённым признакам.  
  • Возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово
  • Возможность вынести ключи решений на доску.
  • Разнообразные упражнения и игры;
  • Составление своего собственного теста:;
  • Словарь;
  • Интерактивные произносительные упражнения;
  • Оценка упражнений компьютером с выдачей ошибок;
  • С помощью маркера можно выделить части упражнения на которые нужно обратить внимание;
  • Распечатка выполненного упражнения и т. д.

Конечно на ряду с возможностями у доски есть и   недостатки:

1. Наличие нескольких разных типов интерактивных досок

2.  Наличие чисто технических проблем.  

 3. Временные затраты на подготовку урока очень велики.

4.  Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные  нормы

       Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной игровой деятельности на современном уроке в начальной школе

Сейчас, когда  приоритетной целью образования становится овладение учащимися  универсальными учебными действиями, сформированность  таких качеств личности, как конкурентоспособность,...

Урок по окружающему миру с использованием интерактивной доски SMART Board "Растение-живой организм"

Урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" . В работе рассматриваются части растений, их функции и особенности. Есть задания для самостоятельной работы с проверкой на доске и тест для проверки ...

Методическая разработка урока "Кто такие птицы?" с использованием интерактивной доски

Цели урока: формирование представлений учащихся о птицах как значимых представителей живой природы, демонстрация их многообразия и красоты, обеспечение условий для овладения первоначальными базовыми э...

Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»

  Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...

Презентация на тему "Использование интерактивной доски при переходе к ФГОС"

Презентацию можно использовать на педсоветах, м/о учителей начальной школы....

Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках реализации ФГОС

В статье кратко описываются некоторые приемы с интерактивной доской, ее функции. Статья может быть полезной учителям, начинающим работать с интерактивной доской....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...