Методическая разработка урока "Кто такие птицы?" с использованием интерактивной доски
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Васильцова Елена Валерьевна

Цели урока: формирование представлений учащихся о птицах как значимых представителей живой природы, демонстрация их многообразия и красоты, обеспечение условий для овладения первоначальными базовыми элементами исследовательских умений.

Планируемые достижения учащихся: понимание учащимися принадлежности птиц к животному миру; овладение знаниями о характерных (классоспецифических) признаках птиц и их видовом многообразии; умениями применять сравнительный подход при изучении видового многообразия птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "Кто такие птицы?"68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Кто такие птицы?» (предмет «Окружающий мир»)

Цели урока: формирование представлений учащихся о птицах как значимых представителей живой природы, демонстрация их многообразия и красоты, обеспечение условий для овладения первоначальными базовыми элементами исследовательских умений.

Планируемые достижения учащихся: понимание учащимися принадлежности птиц к животному миру; овладение знаниями о характерных (классоспецифических) признаках птиц и их видовом многообразии; умениями применять сравнительный подход при изучении видового многообразия птиц.

Оборудование.

  1. Натуральные объекты:
  • чучела вороны серой, голубя.
  1. Изобразительные объекты:
  1. таблицы печатные по зоологии;
  2. большая застежка-молния как модель сцепления бородок опахала для достижения обтекаемой поверхности пера;
  3. атлас-определитель «От земли до неба»; атлас птиц, изображения птиц с красивым и необычным оперением;
  4. экранные пособия:
  • фрагменты кинофильмов: «Хищные птицы», «Перелетные и зимующие птицы», «Идиоадаптация».
  1. Раздаточный материал для учащихся: набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка.
  2. Учебные материалы, литература:
  1. учебная программа;
  2. учебник: Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. для 1 кл. нач. шк. / А.А Плешаков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 125 с.: ил. – (Зелёный дом);
  3. рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» / А.А Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.: ил. – (Зелёный дом).

5. Техническое обеспечение:

  • открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) как элементы Электронных Образовательных Ресурсов (ЭОР) нового поколения (разработанные в рамках Федеральной Целевой Программы Развития Образования и размещенные на сайте http://fcior.edu.ru): тематический элемент ОМС («Общая характеристика класса птиц. Среда обитания. Строение птиц»), включающий в себя три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): Информационный, Практический, Контрольный.

Интерактивный характер работы ЭУМ, вариативность по образовательному уровню делает его гибким средством обучения. Благодаря работе такого средства учащиеся получают предметную информацию с различными способами её подачи, отрабатывают практические умения, закрепляя полученные знания, и контролируют степень освоения учебного материала.

Предварительная работа. До начала урока целесообразно провести наблюдения за птицами в окрестностях школы. Объектом наблюдений могут быть городские (синантропные) и кочующие птицы: воробьи, вороны, галки, синицы и др.

Учащимся предлагается назвать встреченных птиц (если они им известны) и под руководством учителя проверить себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; определить неизвестных им птиц; внимательно рассмотреть внешний вид встреченных птиц (размеры, окраска, другие особенности); понаблюдать за их поведением (особенности передвижения по земле и полета, способы питания и кормовая база, специфика взаимодействия с другими птицами, реакция на появление человека). Целенаправленные наблюдения как бы заново открывают детям этих животных. При организации наблюдений учитель может воспользоваться рекомендациями, данными в атласе-определителе (с. 120—121)??.

Учащиеся получают задание для домашней работы в тетради «Кто такие птицы?» (с. 11)

Ход урока

В начале урока проверяются задания в тетради «Кто такие птицы?».

После этого звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?».

Учитель предлагает рассмотреть на рисунке в учебнике (с. 24) животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они — птицы? Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое. Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей?» Если дети не знают, сообщает: «Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?».

Учитель показывает, что способность к полету не является признаком, отличающим птиц от других животных («Летают не только птицы, но и, например, насекомые, а птица курица летает как раз очень плохо»).

Проблемный вопрос: «Какой признак отличает птиц от других животных?». Учитель задает наводящий вопрос: «Может быть, разгадка таится в другом названии птиц – «пернатые»?». Возможно, дети выскажут предположение, что этот признак — перья.

Это предположение получает подтверждение в ходе более детального знакомства со строением птиц.

Учащиеся изучают строение птиц по информационному модулю № 85 «Общая характеристика класса птиц. Среда обитания» (пункт «Внешнее строение птиц на примере сизого голубя»). Учащиеся записывают в тетрадь новые понятия (голова, шея, туловище, хвост, крылья, задние конечности, цевка). Затем кто-либо из учащихся рассказывает по слайду о строении тела птицы, вызывая ссылки «задние конечности», «глаза». После этого начинается работа с иллюстрациями учебника: дети находят те же части тела у гусей (уточняется, что ног у них не видно, потому что в полете гуси прижимают их к туловищу) и у курицы.

Учитель еще раз обращает внимание на то, что у всех птиц есть перья. Для этого он демонстрирует рисунок в верхней части страницы (с. 24), а также пункт «Если тело животного покрыто перьями – это птица» информационного модуля № 85. Учитель: «Тело летучей мыши покрыто шерстью, а крылья у нее перепончатые. Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит, они не птицы. Из всех животных, изображенных на рисунке, только курица — птица. Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.).

Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. Учитель просит рассмотреть на рисунке Черепаху, спрашивает: «Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина.)».

Далее под руководством учителя проводится практическая работа по изучению птичьих перьев. В качестве визуальной поддержки используется информационный модуль № 85 «Общая характеристика класса птиц. Среда обитания» (пункт «Покровы птицы»).

Учитель: «Рассмотрите предложенные перья. Одинаковые они или разные? Чем они различаются? (Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.) А что у них общего?» Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).

По усмотрению учителя можно провести несколько опытов-наблюдений. Например:

  1. «Положите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, легкое.) Отрежьте кончик пера ножницами. (Внутри оно пустое, полое.) Какой вывод можно сделать? Полость в стержне пера – причина его легкости.
  2. Капните водой из пипетки на перо. (Капелька скатилась, перо не намокает.) Какой вывод можно сделать? Перо из-за непромокаемости является защитой птицы от осадков.
  3. Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.) Для чего птице нужны разные перья? Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Учитель демонстрирует изображения птиц с необычными перьями, например павлина, венценосного журавля, райскую птицу, колибри. В качестве визуальной поддержки используется информационный модуль № 85 «Общая характеристика класса птиц. Среда обитания» (пункт «Если тело животного покрыто перьями – это птица»).

В ходе практической работы возможна физкультминутка: учитель рассказывает, что Муравей Вопросик очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям:

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем…

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем,

что мы сидим?!

Э. Мошковская.

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи. Затем дети вслед за учителем совершают плавные движения, показывая, как летит и падает на землю перышко.

После завершения практической работы учитель обращает внимание детей на изображения в учебнике (с. 24) пера и чернильницы, используется также информационный модуль № 85 «Общая характеристика класса птиц. Среда обитания» (пункт «Покровы тела», страничка «Это интересно»). Просит подумать, почему они нарисованы рядом. Одновременно демонстрируется информационный модуль с портретами У. Шекспира и М. Ломоносова, записывающих свои произведения гусиными перьями. Поясняет, что вплоть до XIX века для письма чернилами по бумаге использовали специально заточенные (очиненные) гусиные перья. Обычно при подготовке к письму перо очищали в раскаленном песке, обрезали, затачивали и кончик (очин) расщепляли. Для этого имелись специальные «перочинные» ножи. Позже на смену гусиным перьям пришли металлические, затем авторучки, шариковые ручки.

Следующий этап урока посвящен расширению представлений детей о многообразии мира птиц.

Учитель предлагает узнать и назвать птиц, изображенных в учебнике (с. 25, внизу). Работа проводится фронтально. Одновременно учитель может читать детям загадки. Например:

У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днем.

(Сова).

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел).

Когда все птицы названы, каждый из учащихся самостоятельно закрашивает кружок возле тех птиц, которых видел в природе. (Вместо закрашивания кружка можно разложить фишки.) Учитель, проходя по рядам, смотрит, каких птиц отметили дети, и просит двух-трех учеников рассказать, что они знают о той или иной птице, где ее видели.

После этого обсуждается вопрос: все ли птицы летают? Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них. Учитель помогает связать неспособность этих птиц к полету с их образом жизни, с условиями, в которых они живут. Можно предложить загадку, которая напомнит о главном признаке птиц — перьях:

И петь не поет,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

В качестве визуальной поддержки можно использовать фрагменты кинофильмов («Хищные птицы», «Перелетные и зимующие птицы», «Идиоадаптация»).

Для закрепления усвоенной информации учащимся предлагается работа с контрольным модулем № 85 «Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц» (пункты «Внешнее строение птиц», «Строение контурного пера», «Типы перьев у птиц»). Учащиеся по очереди «перетаскивают» искомые названия в подготовленную схему-фрейм.

Если остается время, может проводиться игра-соревнование, кто назовет больше разных птиц. Дети по очереди называют по одной птице. Выигрывает тот, кто сможет назвать последнюю. Возможен и другой вариант соревнования. Первую птицу называет учитель. Ученик повторяет, добавляя свое название птицы. Другой ученик повторяет услышанную цепочку слов и добавляет еще одно название и т. д. Выигрывает тот, кто правильно воспроизведет самую длинную цепочку слов. Эта игра развивает внимание и память.

При подведении итогов урока Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Разработка классного часа для 1 класса "День знаний" с использованием интерактивной доски.

В разработке представлена презентация  классного часа на интерактивной доске к 1 сентября для первоклашек. Даны комментарии к слайдам....

Открытый урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное" с использованием интерактивной доски.

Тема урока: «Что такое имя прилагательное».Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский языкТип урока:  Урок изучения нового материала.  Форма урока: изучение новых  знаний об име...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

•      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

"Методические приемы использования интерактивной доски на уроках в начальной школе"

В номинации "Мои методические находки" я решила представить коллекцию упражнений, выполненных в ПО для интерактивной доски elite Panaboard.Представленные упражнения показывают возможность использовани...

Методическая разработка индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной доски обучающимся после кохлеарной имплантации

Статья рассказывает об использование интерактивной доски при проведение индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с использования интерактивной до...

Работа со SMART доской в начальной школе. Использование интерактивной доски на уроках.

Методическая разработка на тему "Использование интерактивной доскина уроках."...