Разработка сценария интерактивной игры по станциям: «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Зимина Анна Анатольевна

Использование эффективных современных технологий развивающего общения для формирования творческого потенциала каждого ребенка через создание оптимальных условий для развития коммуникативных, творческих, артистических способностей обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка сценария интерактивной игры по станциям:

 «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева

«Портрет Федора Шаляпина»

Цель игры: создать оптимальные условия для развития коммуникативных, творческих, артистических способностей обучающихся, для демонстрации эмоционально-чувственного отношения к «оживлению» сцен картины. Использование эффективных современных технологий развивающего общения для формирования творческого потенциала каждого ребенка.

Задачи:

  1. Передать обучающимся инициативу в организации своей игровой деятельности для максимального развития творческого потенциала.
  2. Формировать умение взаимодействовать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
  3.  Развивать творческую фантазию, память, связную речь.
  4. Способствовать развитию самостоятельного проявления в различных видах художественной, музыкальной и игровой деятельности.
  5. Способствовать развитию коллективного взаимодействия, организаторской и творческой деятельности обучающихся.
  6. Формировать навыки владения различными видами мышления и творческого воображения, способами преодоления барьеров, препятствий.
  7. Прививать   интерес и любовь к русскому народному творчеству.
  8. Обобщить представления о характерных особенностях быта России восемнадцатого века.

Предварительная работа.

Познакомить учащихся с творчеством художника Бориса Кустодиева. Биография.                                                                                                                  Познакомить с особенностями жизни и становлением великого русского певца Фёдора Шаляпина.

Создать условия для самостоятельного деления участников игры на четыре команды, выбрать капитанов, придумать название команд.                                                                                                                                                                                                                                                  Провести инструктаж с капитанами команд, ведущими на станциях, координаторами.                           Подготовить маршрутные листы, реквизит, награды для участников игры.                                 Подобрать музыкальное сопровождение, мультимедийное сопровождение.                                                                                                             Подготовить станции для проведения игры.

Возникновение идеи.

Еще в прошлом учебном году на нашем отделении дополнительного образования родилась традиция проведения объединенных праздников для обучающихся всех объединений. Эта традиция понравилась, прижилась и получила в этом году новую окраску. Возникла идея придать праздникам интерактивный характер. С этой целью был подготовлен мастер класс по обучению педагогов разных объединений новым формам работы с детьми. Также было проведено два «мозговых штурма». Так родился наш новый проект. Мы назвали его «Творческая мастерская» по проведению интерактивной игры по станциям «Оживи картину». А картину выбрали Бориса Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина». Выбор картины также не случаен. Коллективом педагогов всех объединений, работающих на нашем отделении дополнительного образования с красивым названием «Северное Сияние», мы весело и познавательно проводим праздник Масленицы. А вот окунуться в историю почувствовать себя частичкой этой истории и русских традиций через погружение в яркий образ, ребята могут именно в игровой форме! Вместе объединились фольклорная студия, театральная, студия оригами, изостудия, ткачество и прикладное творчество и объединение социально - педагогической направленности «Совершенная память». Общая концепция проекта и его разработка осуществлялась в максимальном соответствии с теоретическими и практическими навыками курса «Детская одаренность», как итог прохождения курка повышения квалификации.

Разработка проекта.

Главная задача была создать максимально благоприятную среду для развития воспитанников и раскрытия их творческих возможностей. Мне всегда была симпатична модель коллективной формы обучения. В своей практике я не раз его применяла эти методы, но в малых группах, а не для большого коллектива обучающихся. Постольку, отделение дополнительного образования посещают не все обучающиеся начальной школы, а игру мы запланировали провести для обучающихся двух третьих классов в полном составе (так как я работаю в этих классах в рамках внеурочной деятельности), то те ребята, которые уже прозанимались в различных кружках и студиях, объединялись в командах с ребятами, которые не имели практики занятий в объединениях. Так у них появлялась возможность поделиться своими умениями и способностями со своими товарищами. Так же появлялась отличная возможность предоставить ребятам самостоятельность, проявить свои организаторские и творческие способности, самостоятельно выбрать лидеров.

В объединении «Совершенная память» ребята учатся развивать внимание, мышление, память на основе звристических методов. Главное условие развития памяти – оживление пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). На своих занятиях мы не раз оживляли различные предметы, явления, сочиняли различные истории для сохранения полезной и нужной информации, во время игрового действия у ребят появлялась возможность прожить, проиграть, оживить заданные образы на деле. А для эмоционального настроя и отклика души выбрала образ птицы загадки, птицы мечты Жар – птицы. Картинкой этой птицы оформила маршрутные листы, капитаны команд перед выходом на маршруты получили сделанные в технике квилинг перышки Жар – птицы, по окончании игры жюри вручало по расписанному пёрышку наиболее отличившимся игрокам. А главное, о этой загадочной птице упоминалось в детских воспоминаниях самого Фёдора Шаляпина.

      Подготовка к игре проходила в несколько этапов.

На первом этапе нужно было познакомить ребят с жизнью и творчеством этих великих людей, дать максимум информации о детстве, особенностях жизненного пути, мечтах и стремлениях этих замечательных мастеров. Что привело их к успеху и известности – вызвать эмоциональный отклик. А биография художника Кустодиева вызвала неподдельны интерес. Ребята с интересом рассматривали картины мастера на тему масленицы, искали знакомые повторяющиеся сюжеты на полотнах. Удивлены были историей преодоления, художника, прикованного к креслу, тем более, что рассказ о художнике совпал с началом параолимпийских игр. Любовались картинами, наполненными радостью, праздником, любовью к жизни. Педагогам объединений так же подготовили информацию о наших героях.

На втором этапе, который был приурочен к празднованию масленицы, на всех объединениях звучала народная тематика. Народные мотивы в рисунках, песнях, танцах, постановках.

На третьем этапе происходило деление по командам. Двум классам были вручены приглашения на участие в игре по станциям «Оживи картину».  Проговорены условия распределения по командам: равное количество мальчиков и девочек в разных командах, обязательное равномерное деление на обучающихся и не обучающихся в кружках и студиях «Северного Сияния».

Каждая команда должна была выбрать капитана, подготовить девиз.

И на последнем четвертом подготовительном этапе вручение маршрутных листов, оглашение условий проведения игры, представление команд, координаторов и педагогов объединений, работающих на четырех станциях:

Сценаристы – выстраивание сюжета оживающего эпизода, определенного для каждой команды, роли игроков.

Художники-оформители – подготовка декораторских элементов, элементов костюмов.

Звукорежиссёры -  работа с живым звуком.

Постановщики – конкретные действия каждого персонажа картины и определение места расположения в пространстве картины.

Педагоги объединений активно включились в подготовительную работу по подготовке реквизита, помещений для проведения своих этапов, украшения зала.

Обращение к участникам игры.

Добрый день!

Коллектив педагогов и руководителей отделения дополнительного образования «Северное Сияние» приветствуют вас и поздравляют с участием в увлекательной игре - путешествии.

С начала учебного года мы с вами учились оживлять нашу память, создавали яркие, запоминающиеся образы самыми различными способами и сегодня у вас есть прекрасная возможность применить свои умения на деле.

Наша игра называется «Оживи картину». Мы познакомились с жизнью двух выдающихся мастеров, воспевающих своим творчеством свой народ, свою историю, культуру. Нам с вами они оставили яркие, незабываемые образы, а мы сегодня их попробуем ОЖИВИТЬ, окунёмся в историю России и примерим на себя различные роли.

Художник Борис Кустодиев написал картину «Фёдор Шаляпин», на которой изобразил не просто выдающегося, известного всему миру певца, а передал в ней настроение народного гуляния.

У нас есть четыре команды. Капитаны, представьте пожалуйста свои команды.

Прошу капитанов получить МАРШРУТНЫЕ листы

Каждой команде вместе с координаторами нужно будет пройти по маршруту и побывать на станциях с очень говорящими названиями:

- Звукорежиссеры. На этой станции вы будете работать с живым звуком с помощью Екатерины Александровны.

- Сценаристы. Здесь вам нужно будет выстроить сценарий ожившей картины, помогать вам будет Анна Анатольевна.

- Художники-декораторы. На этой станции вам нужно за минимальное время создать элементы, которые зрительно оживят вашу картину. На этой станции вы будете творить с помощью Екатерины Тимофеевны.

- Постановщики. Здесь нужно будет определить место и роль каждого участника команды. Здесь вы будете сотрудничать с Светланой Дмитриевной.

На каждой станции вы, вместе с педагогами, сможете предложенные вам образы сделать ярче, разнообразнее, придадите им законченный вид. В финале вы представите жюри и зрителям свои работы.

На каждой станции вы работаете только 10 минут! На переход со станции на станцию у вас всего 2 минуты.

За временем будут наблюдать наши координаторы – это: Марина Валентиновна, Светлана Борисовна, Екатерина Дмитриевна и Арина Юрьевна.

С их помощью на каждой станции нужно будет зафиксировать время начала и окончания работы.

Вместе с Маршрутными Листами капитаны получают путеводное перо легендарной Жар-птицы. Пусть эти пёрышки помогут вам творчески, с настроением, фантазией и мастерством пройти все испытания и выйти из них победителями!

И перед вашим творческим поиском, я прочитаю маленький фрагмент из воспоминаний Фёдора Шаляпина.

Настройтесь на мысли, чувства, характер этого человека с детства впитавшего в себя народные истоки и широту русской души.

«Я помню себя пяти лет. Темным вечером я сижу на полатях. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце - светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает таинственную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер. Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу разные истории. Вслед за рассказами женщины, под жужжание веретен, начинали петь песни о белых пушистых снегах, о девичьей тоске и о лучинушке, жалуясь, что она неясно горит. А она и в самом деле неясно горела. Под грустные слова песни душа моя тихонько грезила о чем-то, я, то летал над землею на огненном коне, мчался по полям среди пушистых снегов, а то воображал жар-птицу, как она рано утром вылетает из золотой клетки на простор синего неба – огненная, сказочная птица, птица – МЕЧТА».

Удачи вам, и прекрасных творческих находок! В добрый путь!

Схема движения по маршрутам.

Время

Событие

Ответственный

12.00 – 12.10

Начало игры.

Приветствие участников – учащихся 3а и 3б классов.

Дать слово для представления команд и капитанов. (построение в две шеренги друг против друга.

- вручение маршрутных листов и представление судейской бригады (кураторов)        

Маршрутные листы с отметками времени.

1 этап

12.15-12.25  Время перехода с станции на станцию 1 мин.

1команда – Звукорежиссёры.

2команда – Сценаристы.

3команда – Художники-оформители.

4команда – Постановщики.

Е. А. Моисеева

А. А. Зимина

Е. Т. Михайлова

С. Д. Фёдорова

2 этап

12.26-12.36

Время работы на станции 10 мин.

1команда – Сценаристы.

2команда – Звукорежиссёры.

3команда – Постановщики.

4команда– Художники-оформители.

Е. А. Моисеева

А. А. Зимина

Е. Т. Михайлова

С. Д. Фёдорова

3 этап

12.37-12.47

Время работы на станции 10 мин.

1команда – Постановщики.

2команда – Художники-оформители.

3команда – Сценаристы.

4команда – Звукорежиссёры.

Е. А. Моисеева

А. А. Зимина

Е. Т. Михайлова

С. Д. Фёдорова

4 этап

12.48-12.58

Время работы на станции 10 мин.

1команда – Художники-оформители.

2команда – Постановщики.

3команда – Звукорежиссёры.

4команда – Сценаристы.

Е. А. Моисеева

А. А. Зимина

Е. Т. Михайлова

С. Д. Фёдорова

5 этап

13.05-13.15

Оживление картины командами № 1 и № 2.

Е. А. Моисеева      А. А. Зимина          Е. Т. Михайлова

С. Д. Фёдорова

6 этап

13.20-13.30

Оживление картины командами № 3 и № 4.

Е. А. Моисеева       А. А. Зимина          Е. Т. Михайлова      С. Д. Фёдорова

7 этап

13.30-13.35

Подведение итогов. Вручение призов.

Е.Д Кузнецова.    А.А. Зимина.

Заключение.

На заключительном этапе председатель жюри подвел итоги работы команд. Юные представители жюри, учащиеся пятого класса, вручили наиболее артистичном игрокам самодельные пёрышки Жар - птицы - символа нашей игры.

Итог игры порадовал всех участников.

 

В заключении хочется сказать, что модель коллективного обучения и воспитания в процессе игры отлично сработала. Основные участники студий прекрасно ориентировались в предложенных заданиях, а их уверенность и решительность передавалась другим участникам команд.

В ходе игры особенно порадовали капитаны команд, которые проявили себя настоящими организаторами, а некоторые и вдохновителями своих игроков. Наблюдалось и некоторое замешательство в одной из команд – они явно рассчитывали на поддержку и помощь взрослых, но осознав меру собственной самостоятельности, прекрасно справились с возникшими затруднениями и тем большую радость ощутили в финале игре.

Приятна была и оценка классных руководителей – некоторых ребят они открыли для себя с новой стороны.

Лично сама я была приятно удивлена отношением ребят к маленькой, казалось, детальке – пёрышку жар-птицы. Эти перышки, как путеводные лучики вручали ребятам члены жюри – учащиеся пятых классов, как призы зрительских симпатий. Именно эти нарисованные мною пёрышки, оказались самым ценным подарком для ребят. Это самая большая награда для меня за проведенную работу.

        



Предварительный просмотр:

http://t1.moskva.fm/uimg/artists/source/e0/e030c013b88e986e577774af5d27d129.jpeg   Информация, подготовленная для театральной студии и фольклорного коллектива.

Еще у мальчика обнаружился дивной красоты голос, с девяти лет Федор пел в церковных хорах. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре Казани. 

Артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

К сожалению, оставшиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах. Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, его пение казалось громогласным, ошеломляющим, хотя, судя по сохранившимся записям, физически голос Шаляпина не был чересчур большой громкости. Шаляпин выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

http://t1.moskva.fm/uimg/artists/source/56/5680f9c82737e87d979a7828c69f2e07.jpeg  http://t1.moskva.fm/uimg/artists/source/e6/e66970268f0e90dbc0d6e843d23706be.jpeg  http://t1.moskva.fm/uimg/artists/source/e4/e480ec73043b69345d4e50993bcfe5b7.jpeg http://t1.moskva.fm/uimg/artists/source/df/df8dd5741321ff1f9b33439551b15938.jpeg

Его репертуар включал до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Роберта Шумана, «Двойник» Франца Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

Информация для обучающихся объединений «Совершенная память» и изостудии.

Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. Множество раз он обращался в своем творчестве к теме масленицы. Это всегда был праздник, который вовлекал в действие множество людей разных сословий, разного уровня, но всех он делал счастливыми.

Всмотримся в картину "Масленица", написанную художником в 1916 году. Это первая картина с таким названием - потом будет еще несколько. 1916 год - очень трудный год. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Он был тяжело болен. Когда ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать, и создал несколько работ, посвященных жизни провинциальных русских городов. И вот он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем - "Масленица".

Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы - русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей украшает картину и рассказывает о ее героях.

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине - суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней - веселятся буквально все!

 Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "интерактивной игры-инсценировки по мотивам сказки "Теремок""

Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. В младшем школьном возрасте игра по-прежнему является ведущим видом деятельности, но к сожалению времени у детей на игру ост...

Сценарий интерактивной игры "Зов джунглей" на английском языке

Интерактивная игра проводится в 4 классах на английском языке. Эта игра позволяет проверить знания детей по темам "Животные", "Город и село", "Еда". Это открытое заседание кружка, поэтому привлекаются...

Сценарий интерактивной игры для 1 класса "Паровозик"

В материале представлена сценарная разработка Большой психологической игры. Игра разработана для учащихся первого класса и проводится в конце учебного года. Цель игры – формирование коммуникативных на...

Методические разработки к интерактивной игре "Азбука безопасности"

Методические разработки: наградные документы (форматы - doc., pdf), приглашения (форматы - doc., pdf), опросные листы (формат - pdf)....

Сочинение-описание по картине Б.М. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

Сочинение-описание  по картине Б.М. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»....

Сценарий Интерактивной игры "Кто хочет стать Петербуржцем?"

Задача активизировать знания детей  о некоторых достопримечательностях Санкт-Петербурга....