Сценарий интерактивной игры для 1 класса "Паровозик"
методическая разработка (1 класс) по теме

В материале представлена сценарная разработка Большой психологической игры. Игра разработана для учащихся первого класса и проводится в конце учебного года. Цель игры – формирование коммуникативных навыков, диагностика адаптации детей в классе, социальных взаимоотношений в коллективе. В подготовке материалов игры принимала участие Савельева Л.Ю., педагог начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parovozik.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интерактивной игры «Паровозик»

Игровая оболочка разработана на основе игры, предложенной Битяновой М.Р. в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками».

Игра разработана для учащихся первого класса и проводится в конце учебного года. Цель игры – формирование коммуникативных навыков, диагностика адаптации детей в классе, социальных взаимоотношений в коллективе.

Главная идея игры - детям предлагают сесть в поезд, на который везет во второй класс. Но оказывается, что билеты «Второго класса» пропали по пути из типографии. Билеты везли на поезде по Школьной Железной Дороге (ШЖД) на станциях следования они затерялись. Детям предлагается найти билеты самим, побывав на станциях следования поезда из типографии.

В игре принимают участие от 3 до 4 команд, которые должны пройти несколько игровых этапов под руководством старших детей (5 класс). Обычно в нашей практике это прошлые выпускники педагога.

Задействованные участники: вагоновожатые (старшие дети, сопровождающие команду, 1-2 человека), станционные смотрители (старшие дети или взрослые, которые проводят испытание на этапе, 2 человека на этап), ведущие (психологи, классный руководитель).

Материалы, необходимые для проведения игры:

-Бэйджики  для вагоновожатых, станционных смотрителей, участников команд.

-Изображение паровоза на картоне (примерно лист А5), который разрезается на 16 неравных частей.

-Карта-схема передвижения команд. На карте отмечается местоположение станции-этапа (например, «станция Вокзальная – холл 3 этажа»), а также очередность прохождения этапов для каждой команды (чтобы не было пересечений на одной станции). Пример схемы представлен в приложении 1.

-Для создания лабиринта – скотч, игрушки, мягкий конструктор, стулья, парты, повязки на глаза.

-Для станции «Багажная». Изображения разных людей на отдельных карточках (младенец, школьник, женщина, мужчина, бабушка, дедушка). Изображения разных предметов (вырезанные из журналов, книг и пр.), которые имеют отношение к какому-либо человеку (относительно его социального статуса или возраста). Например, школьник – рюкзак, карандаш, младенец – коляска, пустышка, бабушка – очки, палочка). По 3-4 предмета.

-Музыкальное сопровождение. Запись паровозного гудка (как сигнал к отправлению команд и по прибытию команды на конечную станцию), запись песни «Голубой вагон».

На каждый этап выделяется 10-15 минут. По завершении задания на этапе дети получают часть паззла (1 кусочек). Вся игра ориентировочно занимает 1час. По окончании игры можно устроить чаепитие для детей.

Сценарий проведения игры:

  1. Этап «Начальная станция».

Цель этапа: Введение в игровую ситуацию, получение схемы прохождения этапов.

Ведущий проводит с детьми обсуждение того, чему они научились, чего достигли в 1 классе, что им особенно запомнилось, а что было трудно. По окончании обсуждения ведущий спрашивает у детей, кто из них хочет перейти во второй класс. Далее ведущий рассказывает, что не так просто перейти из 1-го класса во второй, для этого им нужно попасть на особенный поезд «во второй класс». Детям рассказывают про существование Школьной Железной Дороги (ШЖД), по которой курсируют такие необычные поезда. Ведущий спрашивает у детей, все ли готовы ехать. В этот момент можно ввести игровой персонаж - или курьер школьной типографии, или билетный кассир. Он рассказывает детям о том, что билеты везли по ШЖД и на станциях следования они пропали. И предлагает детям помочь их найти.

Далее детей делят на команды («поезда») по 5-7 человек («вагончики») и прикрепляют каждую команду к старшему ученику или педагогу – «вагоновожатому». Если позволяют временные рамки, можно предложить им придумать название команды и нарисовать свою эмблему. После того, как команды-поезда сформированы, старшему в команде выдается карта ШЖД со всеми станциями и очередностью прохождения этапов. После этого кассир или педагог дает гудок – сигнал к началу игры и команды-поезда отправляются в путь.

Можно расширить этап посещением школьной редакции («типографии»), где дети получат схему ШЖД.

Примечание: при составлении схемы движения необходимо учесть очередность прохождения этапов каждой командой так, чтобы они не пересекались. Поэтому количество этапов целесообразно делать не меньше, чем количество команд.

  1. Этап «Туннель».

Выбирается один ведущий из детей – «тепловоз» (головной вагон). Остальные – вагончики. Детям, которые выполняют роль вагончиков, завязывают глаза. Поезд «въезжает в туннель» и задача главного ведущего провести свой состав через туннель, чтобы вагончики не растерялись. Если хоть один вагончик отцепится, то необходимо начинать сначала. Лабиринт можно обозначить с помощью скотча на полу, мебели, других учеников. Если этап оказался легким и дети быстро его преодолели, можно предложить еще нескольким детям побывать в роли тепловоза.

  1. Этап «Станция Мудрой Совы»

Цель этапа: На этом этапе детям предлагается продемонстрировать то, чему они научились за год.

На этом этапе дети встречаются с Мудрой Совой, которая предлагает детям проверить, готовы ли они перейти во второй класс. Сначала детям по очереди нужно отгадать загадки Совы. Тематика загадок должна быть связана с учебой и школой. Когда дети успешно отгадают все загадки Мудрая Сова спрашивает детей, какие качества необходимы второкласснику, какие из названных у них уже есть, а  каких не хватает и как их приобрести?

Примеры загадок представлены в приложении.

  1. Этап «Станция Вокзальная»

На этом этапе используется игра «Небоскреб» (Фопель К., Как научить детей сотрудничать? Часть 1).

Игровая ситуация – наш поезд приближается к очередной станции. К сожалению, недавно здесь прошел ураган и разрушил здание вокзала и ж/д кассу, где были билеты. Нам нужно помочь выстроить новое здание. Возьмите по 3 кубика. Сейчас Вам надо всем вместе построить один небоскреб. Очень интересно, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив один кубик в центр. Потом подходит следующий и кладет свой кубик сверху или рядом. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. Вы можете разговаривать друг с другом. Но если свалится хоть один кубик, вам придется начать строительство с самого начала. Для того, чтобы считать строительство законченным нам нужно использовать все кубики и достичь определенной высоты.

  1. Этап «станция Багажная»

На этом этапе игровая ситуация такая. При выдаче багажа пассажирам оказалось, что все вещи перепутаны. Детям предлагается помочь пассажирам найти свой багаж. Станционный смотритель раскладывает перед детьми карточки с изображением людей. Они должны отличаться друг от друга по возрасту (младенец, мальчик, бабушка) и социальному статусу (школьник, работник).  Это наши пассажиры. После этого ведущий предлагает много карточек с изображением различных предметов-вещей, которые нужно рассортировать между пассажирами. Кроме этого, дети должны объяснить свой выбор – например, школьник с рюкзаком ходит в школу, а младенец пока не умеет ходить – поэтому коляска нужна ему. Предметы должны быть подобраны организатором игры так, чтобы выбор был однозначный. Но бывает, что некоторые предметы можно отнести к разным персонажам (например, ноутбук дети относят не к мужчине, а к школьнику – «для учебы»). Если дети это объясняют, то ответ засчитывается как правильный.

  1. Этап «Конечная станция»

На этом этапе дети возвращаются в класс, где игра начиналась. Если дети были поделены на 3 команды, то у ведущего остается еще 4 осколка. Поэтому вводится дополнительное испытание. Каждой команде предлагается изобразить паровоз так, чтобы все участники были частью общего механизма, обязательно представляется не только статичная модель, но и в движении. Каждая команда получает еще по одному кусочку паззла.

Далее ведущий предлагает детям из осколочков, которые они получили за прохождение этапов, собрать целую картинку. Целесообразно поставить несколько столов в центр класса, чтобы у каждой команды было свое место, но при этом все дети находились рядом, за одним столом. Сначала они собирают в своей команде, но потом сами или с помощью взрослого они должны догадаться, что для того, чтобы собрать целую картину нужно использовать осколочки всех команд. Когда изображение практически собрано, ведущий включает музыкально сопровождение – песню из м/ф про Чебурашку и крокодила Гену «Голубой вагон». Когда картина собрана, оказывается, что это изображение паровоза.

В случае если у нас 3 команды, в итоговой картинке не будет хватать 1 кусочка. Поэтому детям предлагается вспомнить самую популярную «паровозную» песню и спеть 1-2 куплета. Дети предлагают несколько вариантов, но чаще песня, которую все знают и могут спеть  - «Голубой вагон». Ведущий включает музыку, и дети вместе с классным руководителем поют песню.

Ведущий отмечает, что дети прекрасно справились со всеми заданиями и доказали, что достойны стать второклассниками.

В нашей практике эта игра проводилась и в конце первого класса, и во втором классе. Во втором классе игровая ситуация немного изменяется – поезд, который ехал к ученикам, вез сладости для них, но по пути они потерялись. В конце игры (после того, как дети собрали паззл), детям получают конфеты или торт.


Приложение 1

СХЕМА

ШКОЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ


Приложение 2

Загадки про школу

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.

(Школа.)

Он звонит, звонит, звонит,

Очень многим он велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

(Звонок.)

Меж двумя звонками срок
Называется…

(Урок.)

Пишем в нём заданья на дом –
Ставят нам отметки рядом, 
Коль отметки хороши, 
Просим: «Мама, подпиши!»

(Дневник.)

По алфавиту

В строгом порядке -

Тридцать фамилий

В толстой тетрадке.

Справа от них

Разлинованы клетки,

Чтоб не сбежали

Ваши отметки.

(Классный журнал.)

В чудесном домике живут

Весёлые друзья,

Их всех по имени зовут

От буквы А до Я.

И ты, коль с ними не знаком,

Стучись быстрее в дружный дом!

(Букварь.)

Снаружи смотришь -

Дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай...

Как называют этот дом?

Попробуй угадай!

(Библиотека.)

Загадочные правила поведения в школе

(Доскажи словечко)


На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …  
(внимательным).

Все пиши, не отставая,
Слушай… 
(не перебивая).

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … 
(понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку…
(поднимать).

На математике считают,
На перемене… 
(отдыхают).

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не…
(сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши… 
(перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно… 
(руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты… 
(звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда… 
(готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменках не… 
(кричи).

В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы в тетради)

Первая книжка

Для всех детишек:

Учит – мучит,

А научит – радует. (Азбука)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (Книга)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы мне кто пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный ... (ранец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "интерактивной игры-инсценировки по мотивам сказки "Теремок""

Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. В младшем школьном возрасте игра по-прежнему является ведущим видом деятельности, но к сожалению времени у детей на игру ост...

Сценарий интерактивной игры "Зов джунглей" на английском языке

Интерактивная игра проводится в 4 классах на английском языке. Эта игра позволяет проверить знания детей по темам "Животные", "Город и село", "Еда". Это открытое заседание кружка, поэтому привлекаются...

Разработка сценария интерактивной игры по станциям: «Ожившая картина» по картине Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»

Использование эффективных современных технологий развивающего общения для формирования творческого потенциала каждого ребенка через создание оптимальных условий для развития коммуникативных, творчески...

Интерактивное обучение. Интерактивные игры.

Презентация отражает опыт работы педагога начальных классов и рассказывает об использовании интерктивных игр на разных этапах урока....

Сценарий интеллектуальной интерактивной игры «Лукоморье» для обучающихся 5-х классов

Интеллектуальная интерактивная игра «Лукоморье» (далее по тексту—игра) является мероприятием Недели народов Ямала в системе образования Надымского района  и традиционно приуроче...

Сценарий Интерактивной игры "Кто хочет стать Петербуржцем?"

Задача активизировать знания детей  о некоторых достопримечательностях Санкт-Петербурга....

«В поисках клада» Интерактивная игра по финансовой грамотности (в форме игры «Своя игра»)

Знакомство с финансовой грамотностью направлено на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений. Учащиеся в этом...