Алгоритмы исследовательской работы в начальной школе.
статья на тему

Галкина Светлана Юрьевна

Методическая статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_v_nachalnoy_shkole.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритмы исследовательской технологии на уроках в начальной школе.

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Готовность и способность учащихся самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности формируется и на уроках русского языка. Ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения: формируются общие умения и навыки учебной работы (познавательные, практические, организационные). Учащиеся учатся наблюдать, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать свою деятельность, формулировать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы в различных видах: рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение, кластер и т.д. Поэтому в своей работе использую исследовательские методы. На уроках русского языка организовываю такие виды исследований, как  исследование словарного слова, исследование текста.

Алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность.

Использование в учебной деятельности алгоритмов позволяет учащимся начальных классов реализовывать предметные и метапредметные результаты, такие как:

  • учиться рассуждать, переносить общие суждения на частные;
  • развивать математическую речь;
  • последовательно, грамотно излагать применяемые знания;
  • ускорить осознание изучаемого материала;
  • увеличить количество тренировочных упражнений;
  • больше времени уделять самостоятельной работе;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • формирование саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствия;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • самостоятельный поиск необходимой информации при работе со схемами;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Использование алгоритмов на уроках математики в начальной школе способствует формированию не только вышеперечисленных свойств, но в рамках личностных компетенций способствует формированию следующих качеств личности учащихся:

  • развитие рационально-логического мышления;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • ориентация на результат и эффективность;
  • развитие навыков планирования;
  • умение извлекать из ошибок опыт, вместо того, чтобы винить внешние обстоятельства, впадать в самобичевание или вообще ничего не делать;
  • проявление гибкости перед лицом меняющихся обстоятельств, в ситуации изменений;
  • способность видеть и понимать разные точки зрения;
  • формирование умения к самоконтролю и проверке результата;
  • развитие творческого мышления.

Алгоритм  исследования словарного слова:

1.Знакомство со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)

4. Подбор однокоренных слов и наблюдение над их единообразным написанием.

5. Наблюдение над функционированием слова в русской речи: Дети знакомятся или находят пословицы и  поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Подбор синонимов, антонимов и фразеологизмов к словарному слову. Работа с этим материалом формирует у учащихся лексикологические представления, делает их речь богаче, ярче и интереснее.

7. Составление словосочетаний, предложений или чтение текста с новым словом. Данная работа позволяет вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

8. Краеведение. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

9. Представление результатов исследования или этап защиты проекта.

Алгоритм исследования текста:

Исследование текста использую при изучении таких разделов русского языка, как «Текст», «Предложение», «Части речи». Для анализа беру художественные тексты, например, отрывок из рассказа М.Пришвина «Старый гриб», стихотворение И.Бунина «Осень», С.Есенина «С добрым утром», отрывок из рассказа К.Паустовского «Подарок». Проводим лингвистический, грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем различные формы слова и др. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.

Исследование отрывка из рассказа М.Пришвина «Старый гриб» проводилось по плану:

1) прочитав текст до слов «Вышел я из ельника и подумал « Может и мне напиться из такой тарелочки?», продолжить слова автора 3 - 4 предложениями;

2) обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;

3) определить вид текста (повествование);

4) придумывание заголовка;

5)зачитывание стилистически - окрашенных предложений и словосочетаний;

6) нахождение сравнений, олицетворений (листья - пятачки; отодвинутая веточка - лесное оконце: сыроежка - тарелка: вода дрогнет: листик загуляет);

7) работа над правописанием слов с парными согласными в корне - берёзки, дубки, погодка, сыроежки, красноголовки, травке, дорожке, головку;

8) обсуждение образования сложных слов - сыроежки, красноголовки;

9) нахождение фразеологизма в тексте по определению «большая усталость» - валился с ног;

10) чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;

11) запись антонимов - прилагательных: холодная - тёплая, узкая - широкая, маленькая - огромная, большая, молодая - старая, мелкая - глубокая;

12)  дополнение словосочетаний: ёлочки (какие?) …, не повезло (с чем?) …, было (как?) …, пищит (где?) …, птичка (какая?) … и т.д.:

13) выписать однокоренные слова и дополнить другими - грибная, грибами; подберёзовики, берёзы, берёзки; дождиком, дождевик; пить, напиться, пьёт.

Алгоритм сложения многозначных чисел.

  1. Способ записи чисел в десятичной системе счисления;
  2. Свойства коммутативности и ассоциативности сложения;
  3. Дистрибутивность умножения относительно сложения;
  4. Таблица сложения однозначных чисел.

В общем виде алгоритм вычитания чисел в десятичной системе счисления формулируют так:

  1. Записывают вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом;
  2. Вычитаю единицы, если цифра в разряде единиц вычитаемого не превосходит соответствующей цифры уменьшаемого, вычитают ее, из цифры уменьшаемого, записывают разность в разряд единиц искомого числа, после чего переходят к следующему разряду;
  3. Если же цифра единиц вычитаемого больше единиц уменьшаемого, цифра десятков уменьшаемого отлична от нуля, то уменьшают цифру десятков уменьшаемого на 1, одновременно увеличив цифру единиц уменьшаемого на 10, после чего вычитают далее переходят к следующему разряду;
  4. Вычитаю десятки (делают, как с единицами )записывают разность в разряде единиц искомого числа и переходят к следующему разряду;
  5. В следующем разряде повторяют описанный процесс;
  6. Вычитание заканчивается, когда производится вычитание из старшего разряда уменьшаемого.

Алгоритм умножения многозначных чисел.

  1. Записывают второе число под первым;
  2. Умножают цифры разряда единиц. Если произведение меньше 10, то записывают его в разряд единиц ответа и переходят к следующему разряду (десятков);
  3. Если произведение цифр единиц числа больше или равно 10, то в разряд единиц записываем число ответа и запоминаем десятки и переносим в следующий разряд;
  4. Умножают цифры разряда десятков также, как единиц.
  5. Процесс умножения заканчивается, когда окажется умноженной цифра старшего разряда.

Алгоритм письменного деления многозначных чисел.

  1. Выделяем первое неполное делимое.
  2. Определяем количество цифр в значении частного.
  3. Подбираем первую цифру в значении частного.
  4. Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
  5. Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
  6. Убеждаемся , что остаток меньше делителя.
  7. Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
  8. Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.

Алгоритм решения задачи.

1. Читаю задачу...

2. Известно...

3. Надо узнать...

4. Объясняю...

5. Решаю...        

6. Ответ...

7. Проверяю...

Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

Использование развивающих и творческих заданий способствует формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий я организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке. Систематическая работа по формированию мыслительных действий обучающихся позволяет им справляться не только со стандартными учебными заданиями, но и с заданиями повышенной трудности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа в начальной школе

Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,...

Исследовательская работа в начальной школе

ИНТЕРЕС К НАУКАМ РОЖДАЕТСЯ ЕЩЁ НА ШКОЛЬНОЙ СКАМЬЕ И ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ ЗАКЛЮЧАЕСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ЭТОТ ИНТЕРЕС НЕ ПОГИБ НА САМОМ ЕГО КОРНЕ, А СО СТРЕМИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ РАЗВИВАЛСЯ. ВОТ ПОЧЕМУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В...

Доклад по теме: "Исследовательская работа в начальной школе"

Шаги организации исследовательской работы, требовиная к презентации....

Летающие цветы-бабочки.Проектно-исследовательская работа в начальной школе.

Проектно-исследовательская работа Новиковой Вики, ученицы 3а класса, участницы 4-ой школьной научно-практической конференции "Первый опыт" (2010-2011 учебный год). Материалы могут быть использова...

Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе

В данной статье описаны необходимые условия для организации исследовательской работы с учащимися начальной школы....

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...