Главные вкладки

    «Проектная деятельность как средство социализации младших школьников в рамках ФГОС НОО».
    опыты и эксперименты (4 класс) на тему

    Асейкина Людмила Владимировна

    Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №25» Асейкиной Людмилы Владимировны

    Содержание:

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен¬ствования учебно-воспитательного процесса.

    2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    3. Теоретическая база опыта.

    4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    5. Анализ результативности.

    6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Проектная деятельность как средство социализации

    младших школьников в рамках ФГОС НОО».

    (из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №25»

    Асейкиной Людмилы Владимировны)

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    3. Теоретическая база опыта.

    4.  Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    5.  Анализ результативности.

    6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

             Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

    За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    2.  Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

               Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: Самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов  «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный момент мы говорим о проектной и исследовательской деятельности как об образовательной деятельности!  Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.

    Различают следующие виды проектов:

          Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

           Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

            Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения реализуется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

           Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами  школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

             Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

    3. Теоретическая база опыта.

    Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

    При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

    В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.

    4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
        В начальной школе чаще всего учитель  предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы, даёт определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, модератора, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
    Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.

    Любая исследовательская работа включает в себя   следующие этапы:

    1 этап – Мотивационный:

    Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

    2 этап. Планирование деятельности:

    Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

    3 этап. Информационно-операционный:

    Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. 

               4 этап. Рефлексивно-оценочный:

    Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

       5.  Анализ результативности.

               Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать не только над углублением, систематизацией предметных знаний, но и в большей степени добиваться личностных и метапредметных результатов образования. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника, используя преимущества технологии модерации.

    В практике моей работы  учащиеся выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты. Так, в 1 классе (УМК «Школа России) на уроке технологии по теме «Волшебные фигурки», «Коллаж «Дикие животные» каждая  из 5 групп выбирает капитана, оценивает по плану этапы  работы над проектом. Главное – не ограничивать свободу мысли и дать волю фантазии. Участие в проектах всегда приносит учащимся радость и удовольствие от выполненной  работы.

     

         Важно отметить следующие преимущества групповых проектов:

            - формируются навыки сотрудничества;

            -умение разделять ответственность и анализировать результаты коллективной         деятельности;

            - каждый этап работы над проектом имеет своего лидера;

            - проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

            -присутствие соревновательного момента повышает мотивацию учащихся  и положительно влияет на качество выполнения проекта.

             Введение проектной деятельности в начальной школе позволяет решать многие задачи, поскольку при осуществлении таких проектов может

    проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и ознакомительно-ориентированная деятельность. Поэтому учителю важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности учащихся.

          Проекты классифицируются по содержательной специфике и комплектности: творческий, ролевой, исследовательский, информационный, практико-ориентированный.

       

    Для реализации поставленных задач в арсенале учителя, классного руководителя достаточно средств, форм, методов, среди которых проектная деятельность занимает одно из ведущих мест.

         Наиболее приемлемой для ученика начальной школы является работа над творческим проектом. Так, изучая тему «Перелётные и зимующие птицы» по предмету «Окружающий мир», ребятам представилась возможность проявить свои творческие навыки.  Ученица 2 класса Тигашова Дарья выполнила и защитила проект на Муниципальном конкурсе «Криативный скворечник» (Диплом 1степени).

        Нет сомнений, что в современном мире очень остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения, развитии общественных

    отношений, в осознании себя гражданином России, развитии чувства патриотизма и гражданской солидарности, осознании безусловной ценности

    семьи, жизни. В связи с этим ученики моего класса активно участвуют в создании и защите проектов социальной направленности: 

    Творческий минипроект «Мордовия - мой край родной» (Школьный уровень), Творческий минипроект  «Моя родословная»   (Школьный уровень), Социальный минипроект  «Моя семья» (Школьный уровень),   Муниципальный конкурс социальных проектов «Письмо в прошлое»  Винокурцев Павел (Диплом 1 степени)

            На современном этапе ФГОС НОО устанавливает требования не только к метапредметным и предметным результатам освоения основной

    образовательной программы начального общего образования, а в первую очередь, к личностным результатам, которые должны формировать установку на экологическое воспитание, безопасный, здоровый образ жизни. Этому посвящены проектные работы моих учеников:   

    Казаков Кирилл Республиканский конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу» - «Выращивание саженца дуба из жёлудя в комнатных условиях» (Диплом лауреата 3 степени),  

     Талалаевская Ульяна  Муниципальный конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей» - «Сколько весит здоровье ученика?» (Сертификат участника),   Родина Ксения Муниципальный конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Школьники города - науке 21 века» - «Домик для молока» (Сертификат участника),   Абанькина Виктория Межрегиональный конкурс Проектно-исследовательских работ «Юный исследователь» - «Где рождаются Олимпийцы, посвящённый Олимпиаде в Сочи-2014» (Диплом лауреата 2 степени)

                         

          Таким образом, в процессе проектной деятельности, у младших школьников формируются следующие умения:
    - умение социального взаимодействия (сотрудничать в процессе образовательной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их

    помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
    - исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

    - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких способов действий недостает);
    - оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
    - презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
    - рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
    - менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

             Результатом проектной работы  является подготовка высоконравственного, компетентного гражданина, ответственного за настоящее и будущее своей страны, способного успешно социализироваться в обществе, самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами, с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

    6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта:

    • подготовка к использованию метода проектов занимает достаточно много времени;
    • в ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися;
    • проблема в трудности выдвижении цели, задач, гипотез проекта;
    • трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль.
    • на этапе рефлексии анализировать не только сам проект, но и деятельность учащихся, что  помогает им самим  оценить процесс и результаты проектной деятельности;
    • возраст младшего школьника накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе.

      7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

            В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. «Профессиональный стандарт педагога» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н)  требует от нас, учителей, профессиональной компетенции – способности успешно  действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.                                                                                                                                         В связи с этим, нам необходимо повышать свой профессиональный уровень, обучаться на курсах, в том числе дистанционных. Коллегам я рекомендую дистанционный курс для педагогов, предоставляемый Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» – руководителей научно-исследовательских работ учащихся  по теме «Подготовка научно-исследовательской работы школьником».  Этот курс поможет учителям и педагогам дополнительного образования, всем, кто  занимается исследовательской работой с детьми, выполнять и оформлять ваши исследования на современном уровне и в соответствии с требованиями всероссийских конференций.

                 В ходе занятий вы узнаете:

    – как выбирать тему и правильно называть работы,

    – из каких обязательных разделов состоит  работа,

    – где искать методы исследований и как их описывать,

    – что такое выборки и почему в большинстве исследований нельзя обойтись без них,

    – как и для чего применять статистические методы и представлять результаты,

    – что означает обсуждение результатов,

    – как корректно сформулировать выводы, оформить работу, подготовить доклад и презентацию.

          В ходе взаимного плодотворного сотрудничества, мне удалось получить

    новые знания и отработанные в ходе занятий практические навыки, которые  помогут мне и в дальнейшем успешно заниматься проектной  работой с учащимися.

    Литература

    1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
    2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
    3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
    4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

    школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).

    1. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
    2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –

    М., 2005.

    1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
    2. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
    3. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.

            10. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Методическое пособие. М.: РОСТ, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

    Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

    Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

    Особенности проектной деятельности и влияние на формирование ключевых компетенций младших школьников...

    Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

    Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

    Проектная деятельность как средство формирования УУД в школе первой ступени в рамках ФГОС.

    1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совмес...

    Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

    Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

    Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...

    «Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

    Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения-один из методов, направленных на выработку  самостоятельных исследовательских умений, для выполнения которой требу...