«Проектная деятельность, как средство развития компетентностей обучающихся начальных классов в рамках ФГОС»
статья

Кобзева Елена Константиновна

 

          Каждый учитель в свое работе, старается найти эффективные формы и методы. Очень  актуальным в настоящее время считается метод проектов. Этот метод немыслим без применения новых информационных технологий.   Они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность, как средство развития компетентностей

обучающихся начальных классов в рамках ФГОС»

          Каждый учитель в свое работе, старается найти эффективные формы и методы. Очень  актуальным в настоящее время считается метод проектов. Этот метод немыслим без применения новых информационных технологий.   Они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

         Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем,  и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

          В 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие в 20-х – 30-х годах прошлого столетия.

         В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту совершенно особые:

  1. Необходимо наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
  3.  Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

                     

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. По продолжительности проекты бывают: мини, краткосрочные, долгосрочные.

Этапы работы над проектом в начальной школе:

I этап – мотивационный.

Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.

Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы.

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта;

формулируются и уточняются задачи;

уточняется информация (источники);

вырабатывается план действий;

определяются средства достижения цели;

устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

согласовываются способы совместной деятельности.

III этап – информационно - операционный (выполнение проекта)

Ученики:

  • собирают материал;
  • разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
  • проводят исследование;
  • работают с литературой и другими источниками;
  • непосредственно выполняют проект;
  • оформляют проект;
  • составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

IV этап - рефлексивно-оценочный.

Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта,  проводят рефлексию.

Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Роль учителя как руководителя проекта:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

          В этом  учебном году учащимися была начата работа над долгосрочным проектом «Подари книге вторую жизнь».  Идея проекта возникла в связи с тем, что в  современном мире, насыщенном всевозможной информацией, исходящей из радио и телевизора, СМИ и Интернета  общество испытывает информационное пресыщение, а чтение серьезной литературы воспринимается  людьми как трудная задача, требующая усилия воли и напряжения мозгов. В течение школьного курса учащиеся просто не успевают прочесть ни одной серьезной книги, ограничиваются отрывками и аннотациями.  Кроме того, возвращение итогового сочинения по литературе, ставит перед школой задачу научить ребёнка  не просто ссылаться на тот или иной художественный текст, но и обращаться  к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.

          Ограничить детей от потока информации невозможно, но необходимо с раннего детства приучать ребенка уметь выставлять приоритеты для определенного рода информации  и сосредотачиваться на чтении. Эта задача целиком и полностью лежит на родителях, однако учителя начальных классов также могут повлиять на корректировку приоритетов и помочь ребенку развить абстрактное мышление.

Цель проекта: Привлечение учащихся начальных классов к чтению, возвращение им радости общения с книгой, ведь чтение – деятельность, которая открывает пути жизненных ориентиров, сближает людей, способствует возникновению атмосферы духовности, общности.

Задачи проекта:

- Оказать практическую помощь  школьной библиотеке; улучшить состояние книжного фонда;

- Рассмотреть варианты и организовать книгообмен;

- Включение детей в социально-культурное творчество;

- Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка;

- Развитие навыков коллективного взаимодействия.

          Проект  рассчитан  на сотрудничество классного коллектива и школьной библиотеки в решении проблем информационно-библиографического обслуживания читателей.

          Также, при работе над проектом  мы учитывали, что младший школьник, в силу возрастных особенностей, не обладает достаточным опытом (социальным и познавательным), необходимым для самостоятельной реализации проекта. Поэтому я  выступала в роли координатора,  направляла работу, соблюдала консультирующую функцию без навязывания своего решения.

       В процессе реализации проекта у детей должны  сформироваться социально – значимые компетентности:

·                   компетентность в сфере самостоятельной деятельности: постановка целей и задач, распределение выполняемой работы внутри группы, согласованность действий;

·                   компетентность в сфере получения, обработки, анализа информации, прогнозировании и решении социально – значимых задач.

Учащиеся:

·               углубят свои знания о структуре книги;

·               приобретут  навыки  ремонта книг;

·               научатся  взаимодействовать в команде;

·               почувствуют важность своей деятельности.

          В ходе реализации проекта уже проведены библиотечные часы и анкетирование учащихся.  Организован сбор книг у населения. Проведена творческая мастерская по ремонту книг и передача книг в школьную  библиотеку. Разработан буклет «Как правильно обращаться с книгой».

 

        Планируется начать движение «БУККРОСИНГ», так называемый  КНИГОВОРОТ.

Человек, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте (магазин, остановка, кафе и т. д.), для того, чтобы другой мог найти и прочитать. Затем в свою очередь повторить это действие. Слежение за путешествием  книги осуществляется через специальные странички в социальных сетях.

          Деятельность по реализации проекта   направлена на позитивную социализацию ребенка. Для учащихся создадуться ситуации, в которых они могли  бы проявить свои способности, будут не только исполнителями, но и генераторами идей, которые воплотились  бы в проекте. Особенностью реализации данного проекта является то, что к деятельности привлекуться не только успешные дети, но и дети, имеющие трудности в общении и обучении.

          Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. У каждого ученика класса есть закреплённый за ним ученический ноутбук.   Освоив  компьютерную грамотность, каждый  ученик получил возможность реализовать свой творческий потенциал. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения”.

 И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

 Список  используемой  литературы:

 

1. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

3. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

4. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

6.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

7. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ruindex/fgos/0-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов

В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....