Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС
    статья по теме

    Штаханова Ирина Валериевна

    Особенности проектной деятельности и влияние на формирование ключевых компетенций младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность

    как средство формирования УУД

    в рамках  ФГОС

    Подготовила:

     председатель МО ГБОУ КШ № 1778 Штаханова И.В.

         При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

              Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

    Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности в зависимости от вида проектов.

                 Классификация проектов, основанная на доминирующей деятельности:

    1. Исследовательские
    2. Творческие
    3. Игровые
    4. Информационные
    5. Практико-ориентированные

    Кратко рассмотрим особенности каждого вида проектов.

    Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

    Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

    Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

    Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

      Поскольку виды проектов имеют различные цели и результаты в виде продукта проектной деятельности, подробней остановимся на этапах проектной и научно-исследовательской деятельности.      

          Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:   цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.  Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

    Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

    В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.  

    Основными этапами проектной деятельности являются:

    •    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

    •    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

    •    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

    •    Подготовка и защита презентации;

    •    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

    Этапы научного исследования:

    1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
    2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
    3. Определение объекта и предмета исследования.
    4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
    5. Описание процесса исследования.
    6. Обсуждение результатов исследования.
    7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

        Актуальность проектно-исследовательской деятельности в начальной школе при формировании универсальных учебных действий (УУД) неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы у младших школьников формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

        К познавательным УУД относят: поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывании, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

        Особенно при групповой работе происходит продуктивное формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и находить общее решение

    строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других.

         Поскольку очень часто проектно-исследовательская работа предполагает самостоятельную деятельность, то важно сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких  как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.

         В конце следует упомянуть о том, что важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, то здесь фигурирует еще один блок- личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств.

          Результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности- что является одной  из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.

         

           

                     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

    Проектная деятельность как средство формирования УУД в школе первой ступени в рамках ФГОС.

    1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совмес...

    Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД

    В работе прописаны этапы формирования ууд через проектно-исследовательскую деятельность...

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...