Развитие творческих способностей
материал на тему

Шишаева Татьяна Вячеславовна

Развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве».

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Слайд Человек творческий хочет творить. Эта аксиома относится к любой профессии, любому виду деятельности.

Вообще, учитель – уникальная профессия. Это, скорее, не профессия. Это образ жизни, целый мир. Мир, который растит, воспитывает и оберегает самое дорогое – душу человека.

Я учитель начальных классов.

Я открываю дверь и вхожу в класс…Вот они мои родные, пытливые детские глаза… Они смотрят на меня. Они ждут… Ждут, когда я улыбнусь им и начну урок. Урок, ведущий к открытиям, пробуждающий их способности, расширяющий познания…

Главным вопросом для каждого учителя, на мой взгляд, должен стать вопрос: «Зачем я иду на урок?»

Зачем Я иду на урок? Чтобы вместе с моими любознательными учениками делать открытия, искать ответы на вечные вопросы: «Что такое добро и зло? В чем смысл человеческой жизни?» И только со временем я понимаю, что желание читать, думать, размышлять о прочитанном вместе с ребятами, учить их выражать чувства и мысли правильно, аргументировано, «ваять» из них Личность, способную сочувствовать и переживать, - все это не просто моя работа – это мой образ жизни!

Каждый мой ученик индивидуален и отличен от другого. И когда я это поняла, передо мной возник вопрос «А как развить каждого ребёнка согласно его способностям?»

Слайд  Актуальность данной темы заключается в том, что развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве».

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.

Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия рождается еще на школьной скамье. Уже сейчас во 2 классе  я встречаю таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Слайд В психологии выделяют два типа одаренности:

Общий (умственный) тип

Специальный (творческий) тип

Каждому типу одаренности соответствует определенный вид одаренности. А вид рассматривается в психологии как специальная способность.

Слайд Виды одаренности:

  1. Интеллектуальная. Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности.
  2. Академическая. Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям.
  3. Творческая. Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация.

Мне, как человеку творческому, наиболее близок творческий вид одаренности. К сожалению, я не стала проводить каких-то специальных исследований, чтобы выявить одаренных детей своего класса. Слайд С начала работы в данном классе я стала использовать основной принцип педагогической деятельности - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы предоставить ученикам выбор. Чтобы понять, в чем силен ученик, ему надо дать возможность попробовать многие направления. Предлагая детям участие в предметных олимпиадах, художественных конкурсах, викторинах, декоративно-прикладных конкурсах, исследовательских работах, я для себя определяю, в чем ученик силен и к чему у него есть интерес. Получая результат от проделанной работы, у ученика появляется стимул делать что-то дальше и развиваться в других областях. При этом существует главное правило участия в конкурсах и олимпиадах -  никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

           Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по  образовательной модели «Школа 2100». Эта программа сама по себе имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, требует рассмотрения вопросов с разных точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого.

       Самым удобным уроком для развития творческих способностей является литературное чтение.  

Ученикам я предлагаю следующие виды заданий:

«А что будет дальше?..», нарисовать иллюстрацию, придумать город своей мечты,

 составить вопросы по прочитанному произведению, изготовить «Шляпу Волшебника».

Слайд Вот одно из последних заданий. Произведение «Маленький принц».

Самые распространенные задания при работе с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи – позволяют включить воображение, которое является основой для развития творческого познания.

Отдельно хотелось бы остановиться на стихотворчестве. Лучше всего вкус к слову у детей воспитывается на поэзии. Сразу хочу оговориться – я не ставлю своей задачей научить детей писать стили. Этому научить нельзя. Стихи должны рождаться вдруг.

        Эта работа начинается с 1-го класса. Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу – зарифмовать слоги:

за – за – за – на дворе стоит коза

ра – ра – ра – во дворе идет игра и т.д.

       Все эти пробы проходят очень весело, с шутками и смехом, и с большим желанием. Постепенно желания усложняются и дети переходят к сочинению двустиший. Часто я делаю так: предлагаю 2 строчки стихотворения, а дальше – досочинить самому. Такой вид работы уже дал результат. Моя ученица с данным стихотворением заняла 1 место в районе.

         Слайд Очень любят дети сочинять сказки.  Сказка – поистине неувядающий жанр. Особенно активизируется эта работа при прохождении темы "Устное народное творчество". Тематика самая разнообразная. Когда во 2-м классе мы знакомились с видами сказок: волшебные, бытовые, о животных, то детям предлагалось попробовать сочинить сказку любого вида по выбору. Причем, не просто – сочинить, но и оформить в книжку-малышку. Слайд 

       Слайд В моем понимании математика – это точная наука, но даже в ней есть место творчеству. Русский язык и окружающий мир тоже нельзя отнести к особо творческим предметам, но и там есть, где разгуляться. В русском языке тоже есть место творчеству.  

         Во 2-м классе при изучении темы «Слова,  отвечающие на вопросы  какой ?, какая ? , какое ? , какие ?» детям было предложено такое задание :

-прочитайте орфографически слова , исследуйте и придумайте интересное задание .

     Мороз, красное , грустная ,песня ,проворная , лютый , ручьи , солнце .

Дети рекомендуют разбить слова на две группы ( имена существительные и имена прилагательные ).  На доске появляется запись :

песня                           красное

солнце                         грустная

ручьи                           лютый

мороз                           проворные.

-Соедините пары слов правильно . ( Дети связывают в словосочетания два слова . Делают вывод .)

  Я уверена , что подобные упражнения развивают логическое мышление , грамотную , связную речь .

На уроках окружающего мира часто применяю проектную деятельность. При знакомстве со странами дети выполняли следующие проекты. Им нравится самим добывать информацию, творчески ее перерабатывать и доносить до учащихся.

        Большое внимание в своей работе я уделяем таким уроках как ИЗО и технология. Часто сталкиваюсь с ошибочным мнением об изобразительной деятельности – люди относятся к ней, как к чему-то не нужному, не серьезному и бесполезному.
           Вот перед вами чистый, белый лист бумаги. Вы можете стать на время волшебником, изображая на нем то, что видите, или то, что помните или то, чего совсем не существует. Это огромная радость и большая ответственность. Ведь изображение должно передать ваше настроение, ваши мысли. То, что вас настолько поразило, что захотелось поделиться своим впечатлением.  В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки.

       Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Вот только некоторые из заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку отойти от образца и работать по собственному замыслу:

·   чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);

·   сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;

·   город будущего (город-фантазия);

      В выполнении заданий учащиеся используют различные  технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи.

 Слайд Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Мы не действуем шаблонно. Я даю основу, а далее, ребята творчески дорабатывают свое изделие.

         Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.

            С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, сделать первые шаги в творчестве.

        Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. Такая работа также дает свои плоды. Об этом свидетельствуют многочисленные призовые места в районных, городских и областных конкурсах художественного и декоративно-прикладного творчества.

      Слайд  С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться.

Из данной таблицы видно, что постепенно растёт количество желающих принять участие в различных конкурсах, и соответственно растет и количество призовых мест.

       У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство их деятельности на уроках и во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...