Главные вкладки

    Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе исследовательской деятельности
    опыты и эксперименты на тему

    Чеботарева Елена Алексеевна
    Содержание: I. Информация об опыте…………………………………………………. 1 II. Технология опыта……………………………………………………… 5 III. Результативность опыта………………………………………………. 13 Библиографический список………………………………………………. 16 Ссылки на интернет-ресурсы…………………………………………….. 16 Приложение к опыту

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_chebotaryovoy_e.a._na_belgorod.doc302.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чеботарёва Елена Алексеевна

    РАЗДЕЛ I

    Информация об опыте

    1. Условия возникновения и становления опыта.

    К концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми. То есть уже в дошкольном детстве закладывается пропедевтика метапредметных действий. Однако, переступив порог школы, дети включаются в новую социальную среду, и у некоторых из них наблюдается низкий уровень школьной зрелости, недостаточная психологическая готовность к школьному обучению. Эти трудности не обошли стороной и первоклассников Прохоровской гимназии.

            В 2012 году результаты педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе, предложенной БелРЦОКО (см. Приложение 1) оказались  невысокими:

    • развитая мелкая моторика и произвольное внимание – 20%;
    • способность к самоконтролю – 16%;
    • умение классифицировать объекты по данному основанию – 4%;
    • способность к проведению фонетического анализа слов – 8%;
    • умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым – 28%;
    • умение упорядочивать предметы, навыки счета в пределах десятка – 12%;
    • умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания – 20%.

            Стартовая диагностика2 личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД  дала такие результаты:

    УУД:

    Личностные

    Регулятивные

    Познава-тельные

    Коммуникативные

    Критерии

    Самоопределение, внутренняя позиция школьника, самооценка, мотивация учебной деятельности

    Умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку

    умение осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи

    умение высказать свою мысль, договариваться,

    аргументировать свое предложение, убеждать, относиться доброжелательно друг к другу в ситуации конфликта

    Методики

    методики для оценки школьной мотивации Натальи Георгиевны Лускановой, Аллы Демировны Андреевой,  тест «Лесенка»

    модификация теста А. Венгера Образец и правило «Рисование по точкам» и модификация теста Б. Бурдона «Коррективная проба»

    Тестовое задание «Найди отличия» и методика выделения существенных признаков

    методики «Узор под диктовку» и «Рукавички» Галины Анатольевны Цукерман[12]

    Уровень: Высокий

    7  чел

    14 чел

    2 чел

    4 чел

    Средний

    12 чел

    1 чел

    6 чел

    12 чел

    Низкий

    5 чел

    9 чел

    16 чел

    8 чел

    В ходе анализа результатов диагностики по  изучению исходного состояния  сформированности  универсальных учебных действий была определена необходимость формирования у обучающихся  познавательных универсальных учебных действий, которые включают общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем, логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации. (См. Приложение 2)

    Проблема активных методов обучения и исследовательской деятельности в частности, входит в круг моих профессиональных интересов уже не первый год. Как доказал многолетний опыт, одним из эффективных способов решения проблемы является организация учебного исследования. Это обусловлено тем, что смысл такой деятельности заключается в моделировании естественного продуктивного мыслительного процесса, начинающегося с возникновения вопроса и завершающегося нахождением ответа, решением учебной задачи.

    1.2. Актуальность опыта

    Согласно стандартам второго поколения[9], задача учителя – развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. 

    Современная педагогическая литература, методики преподавания, образовательные технологии предлагают учителю большой выбор приемов формирования  УУД.  Однако в практике массовой традиционной школы обнаруживается отсутствие целостного подхода к выбору приемов, являющихся оптимальными для обеспечения успешного развития высокого уровня учебных действий младших школьников с целью дальнейшего развития у них устойчивого интереса к учебе. Таким образом, обнаруживается противоречие между  предметными, основанными на ЗУНах, и метапредметными действиями.

    Поэтому сегодня проблема развития познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного материала является актуальной. Именно поэтому опыт работы по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе исследовательской деятельности» приобретает особую актуальность.

    1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

    Систематическое и методически правильное применение исследовательской деятельности не только формирует познавательные универсальные учебные действия учащихся, но и повышает качество образования.

    1.4. Длительность работы над опытом

    Работа над опытом охватывает период с 2011 года и продолжается по настоящее время. За этот период отслеживался рост познавательных УУД учащихся, оценивались результаты, выявлялись проблемы.

    I этап (сентябрь 2011 – август 2012 года) изучение теоретического материала по теме опыта; определение цел ей и задач исследования; педагогический анализ действующих учебных программ и учебников;  наблюдение учебного процесса в 4классе с использованием исследовательской деятельности учащихся;

    II этап (сентябрь 2012 года – декабрь 2015 года) – внедренческий; реализация исследовательской деятельности и мониторинг формирования познавательных УУД;

    III этап (январь – май 2016 года) – обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования.

    1.5. Диапазон опыта

    Диапазон опыта представлен единой системой «урок – внеурочная деятельность» по предметам «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

    1.6. Теоретическая база опыта

    В соответствии с ФГОС НОО[9] термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Познавательные учебные действия (См. Приложение 2) связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся. Это умения:

    - правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

    - овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

    - выявлять существенные особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    - использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    - использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - находить способы решения проблем творческого и поискового характера.          Познавательные УУД включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Это поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения при решении проблем творческого и поискового характера, рефлексия результатов деятельности.

    В основе развивающего образования, по мнению Л. С. Выготского[4], А. Н. Леонтьева[8], Д. Б. Эльконина[13], В. В. Давыдова[6], П. Я. Гальперина[5] лежит формирование универсальных учебных действий, понятие которых раскрывается учёным А. Г. Асмоловым[1,2] в концепции развития универсальных учебных действий как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. При этом знания, умения, навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих метапредметный характер. Это результаты деятельности, применяемые учащимися  в обучении на разных учебных предметах, на практике и во внеучебной (жизненной) деятельности.

    В настоящем опыте используется трактовка некоторых понятий А. В. Леонтовича[7], в частности, он определяет исследовательскую деятельность учащихся как образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование. В свою очередь, учебное исследование рассматривается ученым как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Суть исследовательской деятельности – выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. 

            Настоящий опыт опирается на труды российского психолога и педагога Савенкова А.И.[10], специалиста в области диагностики и развития детской одарённости, психологии исследовательского обучения. А. Савенков также определяет учебное исследование как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Ученый  выделяет основные ее характеристики:

     1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

    2) развитие навыка формулирования гипотез;

    3) обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

    4) знакомство с первоисточниками;

    5) развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

                 Его «Методика проведения учебных исследований с первоклассниками»[10] позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она рассчитана не только на обучение наблюдению и экспериментированию, но и включает полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до защиты результатов. Методика имеет два уровня: тренировочный и основной. Тренировочные занятия направлены на знакомство детей с методикой поиска, сбора и представления информации. Основные занятия построены на самостоятельном исследовательском поиске каждого ребенка. Данная методика составлена для работы с первоклассниками, призвана помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска.

    1.7. Новизна  опыта

    Новизна опыта заключается в разработке авторских приёмов, в составлении методических продуктов с наработками по теме опыта.

    1. 8. Характеристика условий, в которых возможно

     применение данного опыта

    Данный опыт можно применить в  работе учителя общеобразовательных учреждений всех уровней при организации системы классно-урочных занятий, независимо от УМК и организации внеурочной деятельности.        

    Раздел II

    Технология опыта

            Целью педагогического опыта в данном направлении является обеспечение положительной динамики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

            Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    - изучить теоретический материал по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников;

    создать условия для формирования познавательных УУД на уроках и во внеурочной деятельности;

     определить наиболее эффективные приёмы формирования познавательных УУД на разных этапах проведения учебного исследования;

     выявить значение и особенности  использования учебного исследования для  формирования познавательных универсальных учебных действий;

    – осуществлять мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся.

    Организация учебно-воспитательного  процесса

            Опыт опирается на методику проведения детских исследований А. И. Савенкова[10], в частности на предложенную ученым классификацию этапов учебного исследования. На каждом этапе используются определенные методы и приемы, в том числе и собственные.

    Первый этап - выделение и постановка проблемы.

    На первом этапе учебного исследования очень важно умение учителя ставить вопросы, побуждающие анализировать, сравнивать и наблюдать. Использую прием формулирования проблемы. Чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников, вопросы на уроке ставлю в общем виде: Что видите? Что можете сказать о слове? (числе, произведении, явлении, т.д.) Поделись своими мыслями по поводу… Ученики сами определяют, что надо сказать о слове, числе, произведении, др. Дополняют и поправляют друг друга. Стараюсь заметить и поощрить даже малейшие самостоятельные мысли. Чтобы подвести детей к формулировке темы, использую загадки, ребусы, языковой материал, логические задачи и т.д. В результате дети формулируют тему.

            На этом этапе обязательны приёмы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

    1. В основе проблемных ситуаций, вызывающих удивление, закладывается  противоречие между двумя (или более) положениями. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Однокоренные слова» учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, две полярные точки зрения. На доске слова: лесовик, лес, лесник, леса, лесом, о лесе, лесовичок. Учитель сообщает:

    – Из этого списка слов Маша и Миша выписывали только однокоренные. Миша выписал: лесовик, лес, лесник, лесовичок. А Маша – лесовик, лес, лесом, лесник лесовичок. Кто из детей прав?      

     2.   Педагог предлагает классу вопрос или практическое задание по новой теме. У детей возникают разные мнения. В этом случае ошибка – это находка. Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова» на доске написаны слова: лесной, лес, лесник, лесоруб. Учитель  просит выделить корень в этих словах. Ребенок у доски в слове  лесоруб выделяет корень –лес-. Учитель задает вопрос:

    – Есть ли в классе другие мнения? Все согласны? Докажите свою правоту.

    В результате дискуссии дети приходят к выводу: в слове лесоруб два корня.

    3. Более сложный вариант этого же приема выполняется в два этапа:

    – педагог дает вопрос или практическое задание, провоцирующее ошибку.

    – идет предъявление научных фактов (сообщение, эксперимент, наглядность).

    А в основе проблемных ситуаций, вызывающих затруднение, лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие – в сути задания.

    1. Авторский приём постановки учебной задачи «Матрешка» выполняется в несколько этапов:

     фронтальный диалог (подводящий к теме, актуализация имеющихся знаний, выявление поверхностных знаний о предмете, степень активности детей – максимальная);

    проблемный диалог (побуждающий от проблемной ситуации, выявление уровня знаний по теме, путем решения учебной задачи более высокого уровня);

    целеполагание (создание заведомо проблемной ситуации затруднения, обсуждение затруднений: «Почему возникли затруднения?», «Чего мы не знаем?», формулировка цели в виде вопроса, на который надо ответить, или в виде учебных задач урока, поиск путей решения учебной задачи: «Где можем найти нужную информацию?», «Как можем узнать то, чего не знаем?»).

    2.  Суть приёма «невыполнимое задание» заключается в том, что пытаясь выполнить заведомо невыполнимое задание, дети приходят к нужному выводу. Например, на уроке математики в 3 классе по теме «Задачи с недостающими данными» детям предлагается решить задачу: В синей вазе в 3 раза меньше яблок, чем в красной. Сколько яблок всего? Дети приходят к выводу, что невозможно решить задачу, если в ней недостаточно данных, если такую задачу дополнить данными, то ее можно решить. Или на уроке русского языка учитель предлагает подобрать проверочное слово к слову аптека, после нескольких неудачных попыток выполнить задание, дети приходят к выводу, что это словарное слово, его написание надо проверять по орфографическому словарю.

     Таким образом, в ходе описанных приёмов формируются познавательные УУД:

    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • самостоятельное выделение, формулировка познавательной цели; 
    • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Второй этап - выработка гипотез.

    На этом этапе ведущее место занимает приём постановки проблемного вопроса. Прием прост: учитель задает вопрос, дети – рассуждают и отвечают. Сложность для детей заключается в необходимости доказать свою точку зрения:  Как повлияет исчезновение лягушек на численность комаров и цапель?   

    Чтобы научить детей выдвигать гипотезу (обдумывать, озвучивать), использую приём «Отсроченная отгадка» по методике продуктивного чтения Н. Н. Светловской[11], которая направлена на формирование всех УУД, в т.ч. познавательных. Прием эффективен в любом классе начальной школы.

    1. В 1 классе на уроках обучения грамоте (чтению) с 1 класса при знакомстве с буквой и и звуком [и], даны слова: Инна, Ирина, Игорь, Инга. Учитель спрашивает:

     Что общего в этих словах?

     Почему именно заглавная буква потребовалась?

     Какое слово «лишнее»? Докажите свой ответ.

     Догадались, почему именно эти имена читаем?

     Какая тема сегодняшнего урока?

    2. Во 2 классе перед чтением басни Ф. Кривина «Погремушка» учитель спрашивает:

    Какой музыкальный инструмент лучше – скрипка или погремушка?

    Такое введение в тему эффективно. Ученики иначе относятся к самостоятельной работе с учебником, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, решать учебную задачу.

    3. В 3 классе, работая над темой «Б. Заходер. История гусеницы» до знакомства с текстом художественного произведения учитель задает вопросы, побуждающие детей высказывать свои предположения:

     Как вы думаете, какую историю гусеницы расскажет нам писатель?

     Предположите, сколько частей будет иметь такая история?

     Какой это будет текст: научный или художественный? Почему?

     Надо ли писателю хорошо знать природу, чтобы написать такое произведение?  Как мы можем проверить правильность наших предположений?  

    Результат беседы – мотивация к учебной деятельности. Ребенок ставит перед собой цели и задачи и так учится целеполаганию.

    Таким образом, в процессе реализации выше перечисленных приёмов формируются познавательные УУД:

    • выдвижение гипотез и их обоснование;
    • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
    • обобщение и классификация объектов по основным признакам;
    • умение делать вывод,  определять и формулировать новую тему.

    Третий этап - поиск путей решения (непосредственно учебное исследование):

               - обоснование гипотезы;

               - сбор материала;

               - изучение материала.

    На этом этапе необходимо сформировать умение планировать учебную деятельность. В 1 классе уместен прием комментирования, когда дети учатся планировать деятельность: потренируемся в решении примеров, познакомимся с новым вычислительным приёмом, напишем самостоятельную работу, повторим решение составных задач. Со 2 класса дети планируют работу самостоятельно, предлагают рациональные пути решения учебной задачи.

    В 3 – 4 классах использую более сложные приёмы, например, прием «Составь задание» (по технологии продуктивного чтения Н. Светловской[11]). Примером может являться краткосрочный проект, который можно выполнить в течение урока или его части. Это может быть учебная задача по предмету или составление теста, ребуса, кроссворда, головоломки,  собственного творческого оригинального задания. Для выполнения таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это осмысление, анализ, связь с пройденным материалом. Виды работы над текстом: чтение и определение жанра, пометка непонятных слов, нахождение отрывка к рисунку, иллюстрирование, выразительное чтение отрывка по своему выбор, нахождение отрывка, составление вопросов к прочитанному, деление на части, составление плана, чтение по ролям,  инсценирование, др. Ученики или группы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им  повторить учебный материал. Во время работы выступаю в роли эксперта и консультанта, позже использую задания, составленные детьми.

            Системно-деятельностный подход при изучении материала эффективно реализуется посредством работы в группах. Авторский приём «Пазлы» (См. Приложение 3) проводится по такой схеме: заранее подготовлена картинка, состоящая из частей-пазлов (по количеству групп или детей), которая соответствует учебной теме (допустимо использовать настоящие пазлы). Класс делится на группы из 4 – 7 человек. У каждой группы определенная блоковая тема, подчиненная одной общей теме. Работа группы заключается в сборе и представлении классу информации по этой теме. Время работы в группах обязательно оговорено. Для наглядности можно использовать песочные часы. За успешно выполненную работу группа «зарабатывает» пазл (как вариант – каждый ребенок зарабатывает пазл). Когда все группы выступили, на доске из пазлов складывается целая картина. Далее следует выполнение финального задания, подчиненного общей теме, без осмысления сути материала, представленного другими, выполнение его будет проблематично или даже невозможно. Его можно предложить для индивидуальной работы, парам, тем же группам или выполнить фронтально. Например, в 4 классе по литературному чтению (тема «Произведения А.С.Пушкина») учитель готовит пазлы «А.С.Пушкин». Класс делится на 4 группы. Первая группа выполняет учебное исследование блоковой темы «Стихотворения», вторая – «Сказки», третья – «Поэмы», четвертая – «Пушкин в искусстве». На выполнение работы – 10 минут, после чего группы представляют результаты работы, «зарабатывают» пазлы, складываем картинку на доске и приступаем к выполнению финального задания: решение кроссворда «Творчество А.С. Пушкина» в парах.

    Работа с энциклопедиями и справочниками является одним из требований ФГОС к результатам начального общего образования: «…использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». В УМК «Перспективная начальная школа» уже с 1 класса входят разные виды словарей и хрестоматиЙ с дополнительным материалом. Упражнения для работы со словарями: проверьте написание слова «аптека» по словарю «Пиши правильно», определите, является ли слово «дорога» многозначным по толковому словарю, выпишите из обратного словаря 5 слов с орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные на конце слов» и др. 

    Детские энциклопедии помогают учащимся в поиске простых ответов на сложные вопросы. Например, по окружающему миру, для выполнения  вариативного домашнего задания: найдите ответ на вопрос «Как надо охранять органы дыхания?»; подготовьте сообщение «Дыхательная система человека»; покажите классу упражнения по дыхательной гимнастике, ребенок обязательно обратится к справочной литературе.

    Таким образом, формируются познавательные УУД:

    • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
    • умение представлять информацию в виде схемы;
    • умения выявлять сущность, особенности объектов, делать выводы на основе их анализа;
    • обобщение и классификация по основным признакам;
    • умение ориентироваться в художественной книге, учебнике, словаре, находить ответы на вопросы в иллюстрации;
    •  осуществление поиска информации для выполнения учебного задания;
    •  установление причинно-следственных связей;
    •  умение осознанно строить речевое высказывание,  логические рассуждения.

    Четвёртый этап - формулирование выводов:

    - обобщение;

    - классификация;

    - систематизация.

    Обобщение, классификация и систематизация относятся к группе  познавательных логических УУД. В 1 классе эффективен приём комментирования, т.к. идет ознакомление детей с речевыми клише логических высказываний  об операциях: сравнение, анализ, классификация. Дети их проговаривают, пытаются ими оперировать. Во 2 классе дети могут действовать по алгоритму (образцу, правилу) и приводить  примеры, высказывать собственное мнение по заданной теме, анализировать материал. В 3 – 4 классах дети с высокой степенью самостоятельности формулируют выводы. После формулирования вывода детьми, обязательно дается общепринятая формулировка.  

    Для успешного формирования познавательных УУД на этом этапе проводится моделирование.

    Например, в 1 классе при фонетическом анализе  слова или предложения использую знаковые модели, замещающие звуки или слова. Путем составления схем и преобразования модели (изменение схемы – изменение слова) дети учатся логически мыслить. Овладение детьми навыком письма обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения звука буквой. Здесь уместны упражнения на классификацию, например, при изучении темы «Слова, называющие предметы»: Даны слова: стол, кухня, обеденный, шкаф, деревянный, зеленый. Запиши эти слова в две группы. Или задание «Четвертое лишнее»: Даны слова: стол, кухня, обеденный, шкаф. Найди четвертое лишнее.    

    С 3 класса дети отрабатывают умение строить логическую цепочку рассуждений на примере обучения изложению по серии рисунков.

    На уроках русского языка в 4 классе (См. Приложение 4) дети могут с большой степенью самостоятельности решать различные учебные задачи.    

         Опыт показывает, что уроки математики являются основой развития познавательных УУД, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также планирования (цепочки действий), систематизации и структурирования знаний, моделирования и преобразования модели, дифференциации существенных и несущественных условий, выработки вычислительных навыков, формирования элементов системного мышления. На уроках успешно использую общий приём решения задач. В 1 классе использую игры на сравнение (найди отличия), классификацию (раздели числа на 2 группы: 2, 36, 3, 11) и развитие логического мышления (Продолжи ряд: 2,4,6……). В УМК «Перспективная начальная школа» заложен принцип развивающего обучения, поэтому недостатка в заданиях, развивающих познавательные УУД, нет. Например, задания для 3 класса:

    1. Если разряд единиц считается первым разрядом, то каким будет четырёхзначное число, у которого цифра разряда совпадает с номером разряда?

    2. Начерти квадрат со стороной 3 см. Построй изображение куба, в котором данный квадрат является изображением передней грани.

    3. Восстанови пропущенные числа:

    50 : 8 + 14 : 8 = (__ __ + __ __) : __ = __ __ : 8  = __

    98 : 7 = (70 + __ __ ) : 7 = ____ : 7 + __ __ : __ = __ __+__= __ __

    23 : __ +__ : 1 = 24.

    Проводимая работа позволяет формировать следующие предметные познавательные УУД :

    1) на уроках русского языка:

    • формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
    • выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
    • проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
    • строить объяснение в устной форме по плану и логическую цепь рассуждений;

    2) на уроках литературного чтения:

    • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, находить ответы на вопросы в иллюстрациях и  ориентироваться в учебнике;
    • способность представлять информацию в виде схемы;
    • умение выявлять сущность, особенности объектов, обобщать и классифицировать, делать выводы на основе анализа объектов;
    • обобщение и классификация по признакам;

    3) на уроках математики:

    • осознание, что такое свойства предмета (существенные, несущественные, общие, различные, необходимые, достаточные);
    • моделирование; использование знаково-символической записи понятия;
    • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
    • использование индуктивного умозаключения; выведение следствий из определения понятия;
    • умение приводить контрпримеры.

          Пятый этап - представление результатов исследовательской деятельности.

    На этом этапе дети демонстрируют результаты своей работы перед классом. А умения публичного выступления в начальной школе только формируются. Чтобы эта демонстрация прошла успешно, надо настроить детей на успех. Это можно реализовать через прием перевоплощения: 

    – Давайте представим, что мы сейчас не дети, а известные ученые, которые собрались на важную конференцию по творчеству А.С. Пушкина.

    Учащимся предлагаю действовать по алгоритму: привлеки внимание к себе – расскажи – сделай вывод. Разнообразны формы представления результатов: отчет, презентация работы, «круглый стол», конференция, форум, семинар, диспут, телемост, собеседование, заочное путешествие, аукцион и т.д.

    На этом же этапе формируются такие познавательные УУД, как рефлексивные умения ребенка: он учится анализировать свое психо-эмоциональное состояние на каждом этапе работы, процесс и результат своей деятельности. Богато разнообразие рефлексивных методик, используемых в практике: синквейн, дерево успеха, маятник настроения, смайлики, и др. Авторская педагогическая находка – «Фоторефлексия». Проведение её возможно при наличии фотоаппарата, устройства для вывода фотографий на экран или на печать. Суть приёма: на разных этапах работы класса делается несколько снимков, их количество зависит от занятости учителя на конкретном уроке. На этапе рефлексии фотографии просматриваются (можно на фоне музыки). У детей включаются непроизвольные рефлексивные процессы.

    Таким образом, формируются следующие познавательные УУД:

    • построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • самоанализ и самооценка, оценка деятельности ребенка группой, классом;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Во внеурочной деятельности опыт реализуется с 1 класса посредством программы внеурочной деятельности «Я – исследователь»3 (автор Савенков А.И., 2011 г.), основная цель которой «трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития». В планируемых результатах освоения этого курса прописаны следующие результаты формирования познавательных УУД:

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. Интернет;
    • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
    • анализировать объекты, выделять главное; проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); устанавливать причинно-следственные связи; подводить под понятие; устанавливать аналогии;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

    При организации внеурочной деятельности применяются методы исследования по методике А. И. Савенкова: наблюдение, опыты и эксперименты, социальные опросы и анкетирование, работа с различными источниками информации (дополнительной литературой, СМИ, Интернет).

    Самый простой – наблюдение. Например, в 1 классе дети проращивают фасоль, попутно фиксируют результаты в таблицу, снимают на фото, делают зарисовки. Т.о., развиваются познавательные УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, собирать и сохранять информацию.

    Через опыты и эксперименты дети получают возможность наглядно получить информацию по теме. Как показал опыт, это самый привлекательный для детей метод. Например, в ходе учебного исследования в 3 классе по теме «Что такое почва» необходим ряд опытов: растворится ли почва в воде, доказательство наличия в почве воздуха,  рассмотрение ее состава. Проводится эксперимент: в какой почве лучше прорастет растение, которая постоянно увлажняется или в сухой? Для этого дети высаживают фасоль в разный грунт (удобренная земля, не удобренная, песок), используют разные режимы полива, освещенности и тепла. Попутно фиксируют, систематизируют и обобщают результаты. Эти методы позволяют формировать умение учащихся  структурировать знания, то есть развивают познавательные УУД.

    С 3 класса использую метод социальных опросов и анкетирования. Дети способны самостоятельно наметить вопросы, составить план интервью. Роль педагога – в организации анкетирования (интервью), в помощи при работе с аппаратурой, в обработке результатов. Познавательные УУД: умение планировать учебную деятельность и структурировать полученные знания. 

    В программе много времени отведено для экскурсий. Знания, полученные на экскурсии, оказываются очень прочными, т.к учащиеся наблюдают объект в реальном времени, а затем сравнивают с научными данными и получают целостную картину. Например, во 2 классе после экскурсии «Растения нашего края» дети обрабатывают собранный материал. Материалы экскурсии оформили в виде «Определителя травянистых растений» с рисунками, фотографиями, и текстами. Позже им пользовались на уроках окружающего мира. Т.о., экскурсии способствуют формированию познавательных УУД: умениям описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков, устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, проводить наблюдения и опыты по изучению объектов.

            Занятия по курсу «Я – исследователь» подразумевают работу с различными источниками информации: дополнительной литературой, СМИ, ресурсами Интернет. Во 2 классе при составлении «Определителя растений» учащиеся научились пользоваться настоящим определителем. Эта работа предполагает не только наблюдение, но и поиска и выделение необходимой информации,  структурирование знаний, другими словами, развитие познавательных УУД.

    III. Результативность опыта

    Результативность опыта отслеживалась по следующим направлениям:

    – уровень сформированности познавательных УУД;

    – качество знаний по результатам входных и итоговых работ (Таблица 1);

    – результативность участия в очных (Таблица 2) и дистанционных (Таблица 3) конкурсах и олимпиадах.

    Уровень сформированности познавательных УУД

    На сегодняшний день существует масса методик для диагностики уровня сформированности познавательных УУД (см. Приложение 5). В качестве стартовой диагностики выбрана методика «Найди отличия» (см. Приложение 7), Вот ее результаты:

    Диаграмма 1

    1 класс

         С конца 1 класса используется методика «Выделение существенных признаков», которая проста в проведении и интерпретации результатов (См. Приложение 6). Проанализировав данные до текущего момента, делаем выводы о стабильном росте показателей (См. Диаграмму 2). Диаграмма иллюстрирует уменьшение количества детей с низким уровнем и увеличение – со средним и высоким, что  говорит о положительной динамике познавательных УУД. На данный момент эта цифра не сведена к нулю, значит, работа должна быть продолжена.  

    Диаграмма 2.

    Успеваемость и качество знаний

    Для диагностики уровня успеваемости взято количество детей, показавших при входной диагностике в 1 классе средний уровень готовности к обучению, при итоговой – число детей, освоивших базовый уровень учебной программы. Качество знаний – число детей, показавших при входной диагностике высокий уровень, при итоговой – повышенный уровень усвоения учебной программы. Итоги мониторинга в 1 – 3 классах, итоговая комплексная  работа за 1 и 2 классы иллюстрируют динамику качества знаний (см. Таблицу 1).

    Таблица 1.

    Динамика качества знаний учащихся

    Класс

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    Вид контроля

    Входная диагностика

    Комплексная работа

    Входная диагностика

    Комплексная работа

    Входная диагностика

    Уровень успеваемости

    50%

    100%

    100%

    100%

    100%

    Уровень качества знаний

    26%

    30%

    33%

    38%

    45%

    Более того, рост уровня познавательных УУД прямо пропорционально влияет на уровень качества знаний в целом. Результаты диагностики представлены в сравнении на момент 1 класса и на текущий момент 3 класса (см. Диаграмму 3), дана динамика. Процент учащихся, справляющихся с учебной задачей на высоком уровне, вырос на 23%, на среднем – на 12%

    Диаграмма 3.

    Сравнительная диагностика за 3 года

    Результативность участия детей в конкурсах

    Таблица 2.

    Очные предметные конкурсы и олимпиады

    Фамилия и имя учащегося

    класс

    год

    Название олимпиады, конкурса

    Результат

    Уровень

    1

    Карагодина Дарья

    Пономарев С.

    Фомина Карина

    2013

    Всероссийский  конкурс, посвященный творчеству Б. Заходера "Моя  Вообразилия"

    Призер

    призер победитель

    Муниципальный

    2

    Чижиков Александр

    2013

    Районный конкурс детских сочинений «Русский воин-христианин» о Н.Ф.Ватутине

    победитель

    Муниципальный

    3

    Фомина Карина

    2013

    Всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – исследователь»

    I место

    Муниципальный

    4

    Фомина Карина

    2014

    Всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – исследователь»

    участник

    Региональный

    5

    Легкодимова Ксения

    2014

    Районный конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

    I место

    Муниципальный

    6

    Чижиков Александр

    2014

    Районный конкурс изобрази-тельного искусства «Судьбы, опаленные войной»

    призер

    Муниципальный

    7

    Щербакова Екатерина

    Чернова Юлия

    2014

    Конкурс «Я и информатика» в рамках предметной недели информатики

    I место

    II место

    ОУ

    8

    Фомина Карина

    2014

    Всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – исследователь»

    I место

    Муниципальный

    Дистанционные конкурсы и олимпиады

    Конкурс

    Уровень

    Год

    Участник

    Результат

    1.

    Олимпиада по ЮНЫЙ УЧЕНЫЙ

    Всероссийский

    2013

    4 ребенка

    Диплом II степени

    2.

    Олимпиада «Юный патриот России»

    Всероссийский

    2013

    Заверюхин Александр

    Диплом

    II степени

    3.

    Конкурс-игра по математике «Слон»

    Международный

    2013

    Шахмарданов Тельман

    Лауреат группы «2 класс»

    4.

    V Всероссийский математический конкурс «Ребус» – 2014

    Всероссийский

    2014

    Латышев Никита

    3 ребенка

    Диплом I степени

    Участники

    5.

    Конкурс-игра «Инфознайка 2014»

    Международный

    2014

    2 ребенка

    2 ребенка

    Диплом победителя

     Участники

    6.

    Конкурс «Эрудит-Марафон Учащихся»

    Всероссийский

    2014

    2 ребенка

    8 учащихся

    1 место

    Участники

    7.

    II Всероссийский блиц-турнир «Жар-птица»

    Всероссийский

    2014

    4 учещихся

    13 учащихся

    Диплом победителя

    Участники

    8.

    Открытая российская интернет-олимпиада «русский язык, 3 класс»

    Всероссийский

    2014

    4 учащихся

    2 учащихся

    3 учащихся

    Диплом I степени

    Диплом II степени

    Диплом IIIстепени

    9.

    Зимняя открытая интернет-олимпиада по математике

    Всероссийский

    2015

    4 учащихся

    4 учащихся

    2 учащихся

    Диплом I степени

    Диплом II степени

    Диплом IIIстепени

    Приведенные цифры и факты наглядно доказывают эффективность опыта формирования познавательных УУД в процессе исследовательской деятельности младших школьников.

     Библиографический список

    1. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение. 2003. – 208 с. 13 п.л.
    2. Асмолов А.Г. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития. Интернет-издание «Просвещение», май, 2013, электронная версия: http://asmolovpsy.ru/sites/default/files/vedushchaya_deyatelnost_i_socialnaya_situaciya_razvitiya_-_internet-izdanie_prosveshchenie.pdf
    3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия – к мысли. Система заданий: Пособие для учителя. – М., - Просвещение, 2010. – 195 с.
    4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд. Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
    5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., Изд. Московского университета, 1985 г, 45 с.
    6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М.:Педагогика, 1986.240 с.
    7. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы. –Школ. технологии.- 1999.- 148 с.
    8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. в 2х томах/ Под ред. В.В. Давыдова. – М., - Педагогика, 1983 г.
    9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
    10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.
    11. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11 – 18
    12. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. М. ОИРО, 2010.- 432 с.
    13. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

    Ссылки на интернет-ресурсы

    1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
    2. Инструкция для оценки сформированности УУД http://didakt216.ucoz.ru/file/standart/instrumentarij_dlja_ocenki_poznavatelnykh_uud.pdf
    3. Савенков А.И. Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» 1 – 4 классы http://www.soido.ru/Pr_Ja-Issl_Shk.pdf


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

    За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...

    Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников

    Формирование познавательных УУД для успешного обучения в начальной школе...

    Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

    Представляю разработку по теме самообразования: "Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников". Успешное обуче...

    Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

       Представляю разработку педагогического проекта по теме саммобразования: " Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных УУД младших школьников".   ...

    Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Цель исследования: изучить и научно обосновать формирование познавательных УУД в процессе создания словаря иностранных слов на уроках русского языка.Объектом исследования является образовательный...