Статья: "Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс"
статья на тему

Бабикова Екатерина Юрьевна

Статья представлена в зарубежном сборнике (Великобритания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_ekologicheskoy_kultury.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю. Бабикова

г. Челябинск

Интеграция экологической культуры
в воспитательно-образовательный процесс

В настоящее время сфера образования насыщена различными новообразованиями. Активно разрабатывается целый ряд подходов к обучению и воспитанию, где значительное место уделяется моделированию и проведению учебных занятий на основе интеграционного подхода. Интегрированные уроки, по мнению многих преподавателей, приносят дух творчества, надолго остаются в памяти учащихся [1, С.49]. Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс предполагает выработку единой «стратегии» педагогической деятельности, согласованности учебных планов и программ, моделирования уроков с учетом этой «стратегии». Цель процесса формирования экологической культуры заключается в формировании у школьников сознания своей ответственности за состояние окружающей среды. Они должны проявлять инициативу, участвовать в природоохранной деятельности на местном, региональном и глобальном уровнях. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать как черту нравственную. Оно должно строится на понимании того, что в основе существования жизни на Земле лежат сложные процессы, где ведущая роль отводится совокупной деятельности всех живых организмов. Общее состояние биосферы зависит от жизнедеятельности человека как одного из элементов глобальной экосистемы. 

Интеграцию экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс по нашему мнению необходимо осуществлять следующим образом. Центральное место занимает экологическая культура. Она тесно соприкасается с тремя блоками (обучение, развитие, воспитание), вплетаясь в их сущность, занимает главенствующее место. Основа в форме трудовой деятельности учащихся позволяет осуществлять решение поставленных нами задач.

Первый блок (обучение) предполагает организацию учебной деятельности в оптимальном для продуктивной умственной деятельности режиме, усвоение готовых знаний, умений и навыков, а так же стимуляцию познавательной деятельности школьников.

Второй блок (воспитание) имеет цель - гармоничное развитие личности ученика, его самоактуализация и самореализация, оказание помощи и психологической поддержки в выборе будущей профессии.

Третий блок (развитие) - направлен на развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь), которые являются компонентами человеческой деятельности в любой сфере, в том числе и природоохранной.

        Для интеграции экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс мы использовали следующие предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, внеклассное чтение, изобразительное искусство, внеклассные мероприятия. Выбор данных учебных предметов обусловлен их гуманитарной направленностью, которая способствует формированию у учащихся нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, развитию ценностных ориентаций, полноценному общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней.

        Все уроки были разработаны и проведены в  соответствии с выдвинутыми нами ранее условиями успешного процесса формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.

        В ходе экспериментальной работы была сделана попытка повысить экологический потенциал уроков окружающего мира и других учебных предметов.

Цель учебных занятий: формирование основ экологической культуры, экологических знаний у учащихся с задержкой психического развития, вовлечение их в природоохранную деятельность.

Задачи учебных занятий:

1.Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии.

2.Развитие экологического мышления у детей.

3.Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания основ экологической культуры.

4.Обеспечение выработки у учащихся приёмов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности.

5.Привитие интереса у учащихся к проблемам окружающей среды.

6.Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны.

7.Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды.

        При отборе материала для данных учебных занятий нами ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Содержание уроков было наполнено фактическим материалом, информирующим учащихся о частных проблемах окружающей среды. При этом особый акцент делался на ценностный аспект понятий эколого-природоохранного характера. С учётом возраста и особенностей развития делался особый упор на понятия, в которых актуализировалась эмоциональная сфера младшего школьника с задержкой психического развития: экология, экологическая безопасность, цепь питания, почва, природоохранная деятельности. Экологические задачи формулировались в контексте жизненного пространства ребёнка, что позволило нам развернуть экологические понятия к миру ребёнка.

        Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получали практические умения и навыки, которые приобретались в процессе трудовой деятельности. Ребята читали и обсуждали художественные и научно-популярные тексты о проблемах охраны природы; рисовали агит-листы в защиту.

        Библиографический список

  1. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А.А. Саломатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 439 с.
  2. Основы  специальной психологии: учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений [Текст]:  / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переселени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.