Развитие познавательных способностей учащихся 3 класса
методическая разработка (3 класс) на тему

Горелова Марина Игоревна

Данный материал поможет развивать познавательные способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiepoznavatelnyh_sposobnostey.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия Гамма 1404

Развитие познавательных способностей учащихся

3 класс

учитель: Горелова М.И.

Математика
Ученикам даётся любая нестандартная задача, для решения которой ученик должен:
1) провести анализ исходных данных;
2) выстроить последовательность действий;
3) получить искомый результат.

1.Найди логическую связь между числами первого и второго рядов и заполни окошки.
8 14 10 2
5 8 12 6
6 12 18 27
3 5 10 15

2. Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.
… • …• … = 15 … =
… - …=…+1 …=
…+ 15 =16 … =
… • … • …= 8 …=
ϑ • …=2 …=
…+ … = … …=
3. Поставьте знаки действий так, чтобы равенства стали верными:
54 * 6 = 27 * 3

32 * 4 = 4 * 2
4. Используя цифры от 0 до 8 и волшебной сумме 12 заполните пустые клетки (в одном квадрате цифры не должны повторяться)

6
5



2 6

5. а)Используя цифры 1,2,3,4,5, восстановите пример. Каждую цифру, используя 1 раз.
… … + … … + …= 60
б) Вставьте число, чтобы равенство было верным.
7+8+20- (13 – 9) – (12 – 8) - …= 10
6. Учащимся предлагается из трёх цифр получить как можно больше других чисел.
7. Из набора чисел выписать те, которые являются нечётными и одновременно делятся на 3.
3,6,9,12,13,15,18,22,24,27,29,33,36,38,39,41,42,46
8. Определите два числа в следующих выражениях:
Сумма двух чисел 16 их произведение 55
≤≤ 
Сумма двух чисел 18 их произведение 45
≤≤ 
Сумма двух чисел 16 их произведение 48
≤≤ 
Сумма двух чисел 19 их произведение 78
≤≤ 
Сумма двух чисел 24 их разность 18
≤≤ 
9.Сумма трёх чисел равна 15. Сумма первого и второго 11, а разность третьего и первого 1. Найди эти числа (5,6,4)
10.Задачи на смекалку
А) Таня выше Светы, но ниже Наташи. Наташа ниже Кати, а Света выше Иры. Кто выше: Таня или Катя? Катя или Ира? Кто ниже6 Ира или Таня? (Катя, Наташа, Таня, Света, Ира)
Б) В зоопарк привезли16 животных: двугорбых, одногорбых верблюдов и несколько нерп. У этих животных на всех 17 горбов и 44 ноги. Подумайте и скажите, сколько же было двугорбых и одногорбых верблюдов и сколько нерп? Подсказкам – у нерп нет ног.
(44/4 = 11 –всего верблюдов; 16-11=5 нерп, из 11 верблюдов 6 двугорбых и 5 одногорбых – найти подбором Проверка: 6*2+5=17 – всего горбов)
Русский язык 
1.Шифровка и дешифровка текста, слов
А)Развивающий канон
- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаёте, какие буквы мы будем писать

бежит прыгал бросит
? п б

повар каша официант
к ч ?

везде багаж город
е а ?

Собери слово из букв. (кон)
- Как преобразовать слово кон в слово мак? (кон-сон-сок-сак – мак)
Б) Зашифровать какое – нибудь грамматическое правило. Для этого необходимо придумать способ зашифровки (переставляя буквы, писать слово в обратном порядке).
В) Разбор предложения для лучшего запоминания.
Ученикам предлагается задание – сделать разбор предложения или правила, способствующее быстрому запоминанию.
2.Составление или сочинение рассказа, сказки из 3-4 слов.
А)Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, начинающие на одну букву.
Б) написать рассказ на тему.
В) Написать как можно больше слов на данное правило.
3. Упражнение «Вставьте буквы»
Нужно вставить в кроссворд буквы в клетках так, чтобы получились местоимения.

2
1
4 5
3

1) 3л.,мн.ч.,в И.п..(ОНИ)
2) 1л.,мн.ч.,в Д.п..(НАМ)
3) 3л.,мн.ч.,в Т.п..(ИМИ)
4) 3л.,мн.ч.,в Р.п..(ИХ)
5) 3л.,мн.ч.,в Д.п..(ИМ)
4. Упражнение «Хитрые вопросы»
1. Мама пришла с работы и увидев на столе посуду спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?». Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (ОНИ – ВЫ – МЫ- ТЫ)
2. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
(оно). А какие ещё слова вы знаете, используя данный принцип.
5. А)Упражнение «Вставь слово»
С (…) ОКНО (ТОЛ)
КАБ (…) ОШКО (ЛУК)
СА (…) ОН (РАЙ)
Б) Упражнение «Какие это слова?»
К данным согласным добавьте нужное количество букв О так, чтобы получилось слово.
ВРН ГРД
ВСТК МЛТК
МЛК МРЗ

В) Упражнение «Допиши слово»
- Допиши в каждом ряду четвёртое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому.
1) РЕКА-РЫБА, НЕБО – (ПТИЦА)
2) СЛОН – ХОБОТ, ЧЕЛОВЕК – (ГУБЫ)
3) ЗАЯЦ – МОРКОВЬ, ОБЕЗЬЯНА – (БАНАН)
Г) Упражнение «Анаграммы»
Расшифруй название животных
1. Слепой землекоп (крто)
2. Комариная невеста с самоваром. (АУМХ)
3. Летающий шприц (кмрао)
Д) Упражнение «Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный»
Класс делится на две команды. Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный рассказывают, какими она бы хотела видеть детей, используя имена прилагательные.
Е) Упражнение «Четвёртое лишнее»
1. Дочка, почка, печь, ласточка (Печь – орфограмма «ь после шипящих у сущ ж.р.)
2. Полька, Колька, колья, письмо (Колья – орфограмма «Разделительный ь)

Ж) Упражнение «Графическая арифметика»
Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
Кар + то+фельдшер – дшер = ? (картофель)
Череп – п + муха = ? (черёмуха)
З)Исправь ошибки
а)Учитель пишет на доске текст с ошибками. Ученики, замечая ошибки, исправляют. Затем текст закрывается и диктуется учителем.
б)Помоги Незнайке найти «Неправильный фразеологизм»
Костя –мальчик смирный, комара не обидит (мухи)
Ребята затянули песню, кто в лес, кто по грибы. (дрова)
Кристина за словом в портфель не лезет. (карман)
Ребят в классе много – персику некуда упасть (яблоку)
И) Учитель предлагает учащимся увидеть и написать все слова, скрытые в слове Математика.
Литературное чтение 
Виды работ над текстом, развивающие познавательные способности детей
1. Чтение, деление на части. Составление плана
2. Чтение с сокращением текста . Подготовка к сжатому пересказу.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение, ответы на вопросы.
5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
7. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.(сказ)
8. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками. (басня)
9. Нахождение в тексте 3,5..выводов.
10. Установление путём чтения причинно – следственных связей.
11. Чтение по ролям.
12. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек:
…  …  …
13. Конкурсное чтение стихотворения.
14. Нахождение в тексте выразительных средств языка.
15. Составление сравнительной характеристики героев.
Окружающий мир
1.Составление рефератов по определённой теме
2. Составление кроссвордов, викторин
3. Чтение плана местности, географической карты.
4. Составление опорных схем, таблиц
5. Практические и лабораторные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов через технологию Г.Селевко.

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К.Сел...

Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.

ТЕМА: Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.Цель: систематизировать формы и методы развития познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальны...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения  метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...