Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе. Руденко О.В. ( Из опыта работы).
статья на тему

Руденко Ольга Викторовна

В статье освещены приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnyh_kompetentsiy.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе.                                                                       

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,  которые надо решить”.          Роджер Левин

Научные исследования ожиданий и требований современного общества к гражданам показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. При этом требования к компетентности ученика включают не только достаточно высокий уровень фундаментальных знаний, но и знаний на уровне функциональной грамотности.

Целью образования в соответствии со стандартами нового поколения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, сформулированных Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, директором Института образования человека:

  1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
  3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
  6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  • разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;
  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • в связи с проблемами дезадаптации, низким уровнем школьной зрелости со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
  • для формирования коммуникативных компетенций необходим базовый уровень интеллектуальных умений, например для воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера важным является способность свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему, анализировать позицию собеседника.

Поэтому важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования.

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация.

На нём происходит разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

  • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
  • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
  • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
  • установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
  • прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;
  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
  • Многообразие подходов и точек зрения;
  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять,
 пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса:  

    - технология проблемного обучения;

    - технология проектного обучения;

    - развития критического мышления;

Активные методы обучения

  • Расширять формы и методы самостоятельной работы на уроке
  • Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении
  • Ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения
  • Развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий

Познавательное развитие детей является одной из важных составляющих системы педагогической работы по формированию компетенций. Оно предполагает целенаправленное сенсорное воспитание детей, развитие мышления (наглядно-действенного, образного, словесно- логического), внимания, образной и словесной памяти, воображения; формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения). Важным аспектом умственного воспитания является расширение представлений детей об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, жизни природы.

На занятиях по литературному чтению опираюсь на технологию продуктивного чтения, основанную на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Цель технологии продуктивного чтения – научить детей самостоятельно понимать текст, при этом используются следующие средства: приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. Особенности технологии формирования типа правильной читательской деятельности заключаются в следующем.

  • Во-первых, дети учатся медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям), т.е. продумывают в ходе чтения смысл каждого слова, учатся задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, учатся размышлять и сопереживать, а также делать элементарный анализ прочитанного.
  • Во-вторых, обучающиеся учатся читать не для взрослых, а для самих себя, т.е. они должны понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложили авторы.
  • В-третьих, младшие школьники уделяют равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Рассмотрим этапы работы с текстом на уроках литературного чтения по технологии продуктивного чтения:

  • 1 этап. Антиципация – т.е. предугадывание. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Учитель ставит задачу прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.
  • 2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем читают вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаю вопросы на понимание текста, дети находят в тексте ответы, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором). В процессе совместного чтения текста учителя с детьми у них формируется способность, читая, вести диалог с автором через текст. Это достигается при соблюдении следующей последовательности действий:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение обучающихся. По слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) научить детей задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: «Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится?» Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

  • 3 этап. После чтения. Ставлю проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос в ходе беседы, с помощью которой им удается понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Также на занятии обучающиеся выполняют творческие задания в тетради по чтению. Под руководством педагога работа делится на три этапа:

  • 1) до чтения. Например, прочитайте ключевые слова текста, подумай, почему они разбиты на две группы? Какое задание ты к ним предложишь?
  • 2) в ходе чтения. Например, выпиши из текста, как писатель называет девочку (обрати внимание, что название меняется). Найди в толковом словаре значение слов.
  • 3) после чтения. Например, запиши цитатный план первой главы. Запиши слова, которые раскрывают тему произведения. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки тебе кажутся наиболее точными?

Далее учитель совместно с детьми выделяет средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваются стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Ребёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит потому, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, т.е. отсутствует мотив. Следовательно, не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя помочь ребенку определить, для чего нужно изучать материал данного урока и где можно в жизни применить полученные знания.

Хотелось бы обратить внимание на комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, главным фактором которого является субъективизация процесса обучения. Субъективизация – это способ организации работы обучаемого, сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности. Интеллект – основа субъектности. Именно им определяется глубина и многогранность личности. В учебной деятельности исключительную роль играют такие качества ученика, как способность к абстрагированию и самостоятельному, последовательному, аналитическому мышлению. Следовательно, субъективизация предполагает такое содержание учебного процесса (тип заданий, характер изучаемого материала), которое способствует развитию указанных качеств. Параллельно с ними успешно совершенствуются и  другие качества интеллекта (речь, внимание, память). Оригинальные задания, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объёмом работы с понятиями и терминами, творческим зарядом, позволяют удерживать внимание ребёнка на протяжении всех этапов урока и воспитывать интерес к русскому языку.

Использование комплексных интеллектуально-лингвистический упражнений интенсифицирует процесс развития целого ряда качеств интеллекта. В свою очередь, лингвистические знания, умения и навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. Во время выполнения задания ребёнок совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и использует разные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Комплексное воздействие на сознание обучаемого такого рода упражнений реализуется через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий.

Устойчивость внимания, смысловую память, аналитико-синтетическое мышление развивает следующее задание при изучении темы «Ударные и безударные гласные»: внимательно прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить (через 1 – 1,5 мин закрываю второе слово каждой пары).

мост

снег

гвоздь

море

р…ка

з…ма

д…ска

в…лна

Ориентируясь на первое слово, напишите по памяти вторые слова, подбирая к ним проверочные, подчеркните орфограммы. Постепенно количество пар увеличивается при неизменном времени их предъявления. В I классе их может быть  4-6; во II – 6-8; в III – 8-12, в IV – 12-15. Такой подход способствует развитию объёма внимания и памяти.

На высоком эмоциональном подъёме выполняются упражнения, в число развиваемых качеств которых входят творческое воображение, языковая ситуация. Приведу пример задания, выполняемого в рамках темы «Род имён существительных». Рассмотрите рассыпанные буквы:

  1.  о м с е д а л к
  2.  м м а е л д и в е н д а ь
  3.  б а е о л н о к о б

Используя их, отгадайте загадки.

  1. Белый камушек растаял, и на чём следы оставил? (Мел, доска).
  2. Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь).
  3. Пушистая вата по нему плывёт куда-то. (Облако, небо).

Охарактеризуйте полученную группу слов. Найдите в них общее и отличия. Напишите слова, группируя их по родам.

        Важной особенностью комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений является их универсальный характер, поскольку они дают возможность закрепить или проверить сразу несколько изученных тем и сформировать ряд умений. Пример задания по теме «Глагол». Прочитайте слова, поочерёдно исключите лишнее по самостоятельно найденным признакам так, чтобы осталось одно слово. Обосновывайте причину исключения. Объясните написание пропущенных букв: подпиш…ш…,  нар…сую,  стро…ш…,    л…тят,    слу…ба,    накорм…ш….

Ответ: служба – лишнее слово, так как это имя существительное, остальные – глаголы; летят – лишнее слово, так как это глагол во множественном числе, а остальные – в единственном; строишь – лишнее слово, так как это глагол настоящего времени,  а остальные – будущего; нарисую – лишнее слово, так как это глагол 1 лица единственного числа, а остальные – глаголы 2 лица единственного числа; оставшиеся глаголы отличаются спряжением, можно исключить как лишний любой из них. Часто при составлении рассматриваемого типа упражнений использую шифры, коды, схемы. Это даёт возможность вместе с другими качествами интеллекта развивать одно из самых слабых у младшего школьника – абстрактное мышление.

        Безусловную ценность для развития учащихся имеют лингвистические задачи, решение которых активизирует их творческую деятельность. Новый лингвистический материал, который обычно лежит в основе задач, развивает интерес к языку, углубляет языковое чувство ребёнка, языковую интуицию, расширяет познавательную активность. В основе лингвистических задач лежат требования: принципиальная доступность решения, целостность, целесообразность, проблемность. Лингвистические задачи могут быть различными по характеру языкового материала: фонетическими, орфографическими, морфемно-словообразовательными, лексическими, семантическими, морфологическими, синтаксическими. Вот одна из задач. Строчка из песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик» в зашифрованном виде выглядит так: «Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг». Как с помощью этого шифра записать «Крокодил Гена»? (Ответ: Глёгётыр Кэмя).

        Очень нравятся детям упражнения, развивающие творческое мышление. Например: напиши как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв.

        Н … т … л … (Наступило тёплое лето. Наколол тигрёнок лапку. Напев тихо льётся. Наша тётя ласковая.)

        Уроки русского языка начинаю с мобилизующего этапа, в течение которого одновременно решается несколько задач: в нетрадиционной форме повторяется ранее усвоенный учебный материал, необходимый для работы на уроке; учащимися формулируются тема и цели урока . На минутке чистописания и в словарно-орфографической работе учащиеся определяют и формулируют тему структурного компонента урока. Эта работа осуществляется с помощью логико-лингвистических упражнений. Каждому структурному компоненту урока свойственны свои типы упражнений, но в них есть ряд общих признаков: так или иначе они связываются с изучаемой на уроке темой, направляются на одновременное развитие нескольких качеств интеллекта, в первую очередь речи, внимания, памяти, логического мышления. Их выполнение предусматривает развёрнутую речевую деятельность, в процессе которой ученик строит рассказ-рассуждение или рассказ-умозаключение. Высокая степень осознанности действий и активность детей во время изучения нового материала обеспечивается за счёт ознакомления их с новыми лингвистическими категориями как понятиями. Эта работа осуществляется с помощью использования на данном этапе урока частично-поискового метода. Во время закрепления изученного использую комплексные интеллектуально-лингвистические упражнения.

         

Урок русского языка.

На уроках русского языка младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках русского языка.

Чтобы решить данную проблему дети сами должны формулировать тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Происходит добывание знаний из реальности и овладение приёмами учебно-познавательных проблем. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование ряда ключевых образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Приведу пример…

    Используемые приёмы активно включают детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, создаются ситуации, где ученик чувствует себя ведущим в познавательной деятельности, знания даются не в готовом виде, а выведены из  самостоятельно наблюдения и эксперимента.

Минутка чистописания.

Например,  на доске слова: лампа, ветка, отлетел.

Определите букву, которую мы будем писать  на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук . ( л)

Словарная работа.

  • Например, на доске-

 п ф б к т х е ш с р ч е ш з ц а

Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза)

Изучение нового

На доске слова: страна,  земля, дедушка, дядя,  стол,  озеро,  поле,  дочь.

Что общего? ( все имена существительные)

Разделите на три группы, ориентируясь на таблицу

По каким признакам группировали имена сущ.? (по роду и окончанию)

С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

Физминутка

 Физкультминутки не исключение в интеллектуальном развитии уч-ся. Они представляют собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью.

Если назову сущ.1скл, вы приседаете…..

Систематическая работа в данном направлении способствует формированию познавательной  компетентности, способствует развитию  активной, творческой, личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.

На примере урока математики.

Тема: « Как быстро выучить таблицу умножения на 9?»

Давайте понаблюдаем, проведём эксперименты, найдём секреты лёгкого запоминания и расскажем всему классу.

Каждая группа исследует свой секрет и поделится с нами.

Даю задания группам.

Как я стал изобретателем.  Первая  групп получает книгу и ищет информацию, как запомнить таблицу умножения на 9.

II группа: А вам я даю стихи. Выберите те,  которые помогут быстро выучить таблицу умножения на 9.

III группа: Вы получаете таблицу умножения на 9. Ваша задача понаблюдать за ответами. Что интересного заметили?

Кому какой секрет понравился больше? Поможет он вам запомнить таблицу на 9?

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить:

8-3+4=9        8-3+4=1

Из - за чего получились разные ответы?

Дети предлагают варианты, затем совместно  формулируем правило. Интерес и радость открытия – вот те основные параметры, которые способствуют развитию критического и логического мышления. Таким образом, на данных этапах урока формировались учебно-познавательная, информационная компетенция, коммуникативная.

  • Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Кластер - один из приёмов развития критического мышления.

Возможности использования кластера:

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле;

Пошаговое описание метода.

  • В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение).
  • Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
  • По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
  • Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Составление кластера.

Способности к рефлексии обнаруживают себя через:

  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

На стадии рефлексии хорошо составить синквейн.

Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста.

  • Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
  • Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку, тем проще перестроиться ученику под новые требования.

 Коллективный рисунок или коллаж. Этот вид упражнения можно использовать на любом уроке. Участникам группы предлагается создать коллаж или групповой рисунок на заданную тему, используя подручные инструменты и материалы. И как продолжение возможно создание коллективного проекта по теме. Когда несколько групп объединят свои работы по одной теме. А далее организовывается защита проекта его представление и обсуждение.  Пример упражнения «Групповой коллаж». После прохождение темы «Полезные ископаемые»  детям даётся домашнее задание:  найти и принести из дома картинки, стихи, рассказы, загадки, вырезки из журналов и т.д. хоть каким-то образом связанные с темой. На уроке класс делится на группы. Каждая группа оформляет коллаж так, чтобы он был объединён одним сюжетом. После выполненной работы происходит презентация коллажа. Детям необходимо доказать его значимость и ответить на возникшие вопросы членов других групп и учителя. Далее  коллажи объединяются, и получается проект «Полезные ископаемые».  Любой современный педагог должен владеть различными методами и приёмами обучения и воспитания, пользоваться междисциплинарными подходами в обучении детей, творчески подходить к своей профессиональной деятельности, так как всё это является составляющим компонентом профессиональной компетентности педагога.

Таким образом, используемые выше перечисленные приемы, позволяют мне формировать ключевые компетенции у школьников, что является результативностью освоения основной образовательной программы начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках  в начальной школе...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов....

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"

Презентация предназначена для выступления на педагогическом совете школы....