Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий
статья на тему

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одностороннего изучения готовой информации невозможно. Необходимы способы обучения, побуждающие учащегося к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических проблем. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Стратегия модернизации образования в Российской федерации предполагает, что в основу обновления содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Ключевые компетенции можно охарактеризовать как наиболее общие универсальные учебные действия, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Работая в школе, мне пришлось столкнуться с рядом педагогических противоречий.

1. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости; в несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся; в трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий.

2. При традиционном обучении обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях, они без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на применение этих знаний. А это означает, что знать теоретический материал -  мало, надо уметь применять его на практике для решения различных задач. То есть, в рамках урока я должна дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

3. Для успешного обучения обучающийся должен быть включен в творческий процесс познания, т.е. выступать как субъект деятельности учения и собственного развития, но низкий уровень развития у обучающихся моего класса способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания.

4. С одной стороны, в современном обществе возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества. С другой стороны, низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Ученики первых классов  не умеют сотрудничать и работать в группе, быть толерантными к разнообразным мнениям, не умеют слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром. На мой взгляд, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Психологические исследования показывают, что предпосылки успешной учебной деятельности обучающихся в основном звене формируются в период начального обучения. Одной из точек соприкосновения между этапами начального и общего образования может стать умение учиться как результат овладения универсальными учебными действиями.

Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:

1. личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

2. регулятивные действия: целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция;

3. познавательные универсальные действия:

общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, сериация, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство);

4. коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Основой формирования универсальных действий является урок. В соответствии с дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков по этой технологии.

Тип урока

Цель урока

Применяемые методические приемы

1.

Урок введения нового знания

Формирование новых понятий.

Проблемно – диалогическое введения нового знания через противоречия.

2.

Урок применения знаний

Выработать умения применять полученные знания в приобретении опыта творческой деятельности.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

3.

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

Организовать обобщение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий.

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений.

4.

Урок проверки знаний и умений

Осуществить контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач.

Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.

Общая схема организации процесса введения новых знаний и навыков в моей работе представлена в таблице. Также в ней отражаются цели этапов и формируемые на этих этапах универсальные учебные действия.

№ этапа

Название этапа

Цель

Формируемые УУД

I

Организационный момент

Включение обучающихся в деятельность на лично-значимом уровне

Личностные: смыслообразование, самоопределение

На каждом этапе урока формируются коммуника-тивные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудни-чества

II

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение.

III

Возникновение проблемной ситуации

Создать проблемную ситуацию на основе противоречий.

Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации.

IV

Постановка проблемы (целеполагание)

Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса на который предстоит ответить

Регулятивные: целеполагание, планирование

V

Поиск решения

Выдвинуть гипотезы. Построить выход из затруднения. Проверить гипотезу

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные (логические)

VI

Выражение решения

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Общеучебные: моделирование

VII

Применение знаний на практике

Закрепить полученные знания в упражнениях, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка

VIII

Самостоятельная работа

Каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка

IX

Итог урока

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Общеучебные: рефлексия.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Пример урока введения нового знания на уроке в Приложении 1.

На уроках применения знания и обобщающего повторения, при создании проблемных ситуаций, я использую методические приемы:

— предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, эколога, педагога);

—побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

— ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

—  формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом даёт повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых обучающихся. Это происходит потому что, как правило, проблему решают и раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции дифференцированного обучения. На своих уроках стараюсь определить три уровня проблемности (Приложение 2).

Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной обучающимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Уровни представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задачи, я помогаю каждому ученику решить проблему, корректирую ход решения проблемы каждым учеником.

Сущность уровней проблемности заключается в том, что проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне не содержит подсказки, на среднем уровне содержит одну подсказку, на низком уровне – две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу новых знаний.

Таким образом, при такой организации проблемного урока задание даётся всем одинаковое, конечный результат – вывод новых знаний на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности учащихся.

В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я имею возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление.

Мною установлено, что обучающиеся, которые открывали новые знания на высоких и средних уровнях проблемности, т.е. с большей долей самостоятельности почти не допускают ошибок. Те обучающиеся, которые открывали новые знания на низком уровне проблемности, с помощью учителя допускают меньше ошибок, чем те которые не открывали новых знаний вообще.

На мой взгляд, технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной и внеклассной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ – формирование творческой личности. А также, формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет мне повысить не только эффективность учебно-воспитательного процесса в начальной школе, но и:

  • развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения;
  • обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Учебный эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий

Данный материал направлен на описание значимости учебного эксперимента в процессе формирования УУД школьника....

Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

ГРУППОВОЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье анализируется значение коллективного способа обучения, раскрываются этапы его развития, которые описали российский педагог, выдающийся дидакт В.К. Дьяченко и д–р пед. наук М.А. Мкртчян....

Мастер-класс «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Эта про...