«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий ученика на уроках русского языка»
презентация к уроку

Сухорукова Ольга Владимировна

Технология проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-dialogicheskoe_obuchenie-1-2.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас» ( К.О. Конради ) Дивеевский муниципальный район Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Дивеевская средняя общеобразовательная школа» Сухорукова Ольга Владимировна Учитель начальных классов Образование: высшее Педагогический стаж: 8 лет Квалификационная категория: первая

Слайд 2

Тема презентации: «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий ученика на уроках русского языка» «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ.

Слайд 3

Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно-исследовательские условия: ФГОС НОО (утвержден МОиН РФ приказом №373 от 6 октября 2009 года) Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 80 с. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5. – С. 31-32 Методические условия: Научно-методическая деятельность по теме: «Использование современных технологий в начальной школе» Методические условия: Демонстрация видео урока по русскому языку и выступление на педагогическом совете школы по теме «Современный урок: формирование ключевых компетенций ученика через внедрение новых педагогических и информационных технологий»

Слайд 4

Актуальность темы: Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата . Возникают противоречия и затруднения: между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения современных технологий деятельностного типа; между наличием познавательного интереса у учащихся и отсутствием его развития Актуальность технологии проблемно-диалогического обучения обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования В связи с модернизацией начального образования и необходимостью реализации модели личностно-ориентированного обучения младших школьников остро встала проблема развития творческого мышления учащихся и их познавательных процессов. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. В этом заключается главная задача, которую ставит перед учителем государство. Интерес к учению и развитие творческих возможностей школьника, умение принимать самостоятельные решения, сотрудничать обеспечивает технология проблемно-диалогического обучения. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся выйти на более высокий уровень качества знаний. То, что удивляет, вызывает живой интерес к познанию. Для подготовки детей к решению не только учебных, но и жизненных проблем очень важно, чтобы проблемно-диалогическое обучение пролегло через все звенья образования: начальная школа, среднее и старшее звено.

Слайд 6

Понятие проблемно-диалогического обучения. В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: Постановка учебной проблемы; Поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога . Таким образом, на смену монологу приходит диалог . (Одной из концепций деятельности обучаемых в учебном процессе является теория проблемного обучения, которая по-своему раскрывает сущность познавательной деятельности учащихся, описывает уровни их познавательной самостоятельности, достигаемые разными методами. Возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса.)

Слайд 7

Два вида диалога: 1. Побуждающий (в ходе этого диалога легко сбиться с курса и попасть не туда, этот диалог позволяет повторить этапы научного творчества); 2. Подводящий (медленно , но верно доставит к пункту назначения). Эти два диалога устроены по-разному, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Слайд 8

Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. Такой диалог выстраивается от проблемной ситуации, которая обязательна. Подводящий диалог - это система посильных для учеников вопросов и заданий, он задействует и развивает логическое мышление школьников. Этот диалог не требует создания проблемной ситуации, представляет систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые приводят к формулированию темы урока. Вопросы могут быть репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу и т.п.); мыслительные (на сравнение, обобщение; это не анализ!), но все звенья опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет сформулировать тему урока. При подводящем диалоге меньшая вероятность появления ошибочных ответов. Если ошибка появляется, необходима принимающая реакция учителя: «Хорошо. А кто думает иначе?». Эти вопросы имитируют творческий процесс.

Слайд 9

В технологии используются следующие приёмы создания проблемной ситуации (создать проблемную ситуа­цию - это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения ): 1. Проблемная ситуация создаётся при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений. 2. Ситуация создаётся вопросом или практическим заданием на новый материал. 3. Предлагается противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. 4. Предлагается противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, так как оно не сходно с предыдущим. 5. Система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильная для ученика. Последний вопрос должен содержать обобщение, которое позволит сформулировать тему урока.

Слайд 10

Пример задания на уроке русского языка с применением данной технологии: Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности . Проблемно-диалогическое обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний, которые позволят успешно формировать познавательную компетентность учащихся .

Слайд 11

Цель и задачи педагогической деятельности:

Слайд 12

Ведущая педагогическая идея Построение педагогического процесса, в условиях которого младшие школьники превращаются из пассивных обучающихся в активных субъектов учения и собственной жизни.

Слайд 13

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Проблемно-диалогическое обучение – это технология обучения, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Проблемно-диалогическая технология как средство познавательных УУД Формы работы Групповая Средства Фронтальная ТСО Учебник Парная Опорные сигналы

Слайд 14

Если сравнивать технологию традиционного урока и проблемно-диалогического урока, то она будет выглядеть так: Технология проблемного диалога Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство : открытие знаний вместе с детьми . Традиционный урок Проблемно-диалогический урок Проверка домашнего задания учеников учителем Объявление темы учителем Объяснение темы учителем Закрепление знаний учениками. Применение знаний учениками. Поиск решения проблемы учениками. Выражение решения. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Актуализация учениками своих знаний .

Слайд 15

Результат: Дети открывают знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют. Проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер . Дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему .

Слайд 16

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 17

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Качество знаний и успеваемость по русскому языку Качество знаний 2017-2018 уч.г . – 54% 2018-2019 уч.г . – 74%

Слайд 18

Методика исследования словесно-логического мышления по Э.Ф.Замбацявичене Цель : исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций (УУД).

Слайд 19

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Выступление на педагогическом совете школы Открытый урок для педагогов ШМО Демонстрация видео урока русского языка в ННГУ им. Н.И.Лобачевского ( Арзамасский филиал)- участие во всероссийском конкурсе методических разработок «Мой новый урок в начальной школе» Размещение в интернет ресурсах методической разработки урока с применением проблемно-диалогической технологии Опыт профессиональной деятельности может быть использован в массовой практике педагогов

Слайд 20

Литература Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий

Некоторые методические аспекты интегрированных уроков в начальных классах с технологической картой конкретного урока....

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...

Игра на уроке английского языка как средство формирования универсальных учебных действий.

Статья предлагает познакомиться с механизмом формирования универсальных учебных действий при помощи различнго рода игр на уроках иностранного языка преимущественно в начальной школе....

Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Научить ребёнка решать жизненные задачи путём одност...

ГРУППОВОЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье анализируется значение коллективного способа обучения, раскрываются этапы его развития, которые описали российский педагог, выдающийся дидакт В.К. Дьяченко и д–р пед. наук М.А. Мкртчян....

"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "

Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...