Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по теме

Лакеева Елена Алексеевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Лакеева Елена Алексеевна

2.

Должность

Учитель начальных классов

3.

Стаж педагогической работы

25 лет

4.

Квалификационная категория

первая

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. о. Саранск Республики Мордовия

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Экологическое воспитание младших школьников в учебной и внеурочной деятельности.

1.

Актуальность и перспективность опыта

Правильное воспитание - это наша счастливая старость.

Плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                                          А.С. Макаренко

Актуальность опыта обусловлена углубляющимися преобразовательными процессами воспитания подрастающего поколения в современном обществе, осуществляющимися в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Воспитание детей должно быть не только подготовкой их к жизни, но и  непосредственной организацией повседневной их жизни и опыта. Решение этой задачи связано с формированием  системы устойчивых нравственно-патриотических качеств и свойств личности младшего школьника. В соответствии с Законом «Об образовании» в центр школьного образования  должно быть поставлено воспитание, образование и развитие человека нравственно-патриотического, культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося её с национальными и общечеловеческими достижениями.

     Современное состояние окружающей среды давно уже вызывает тревогу  специалистов образовательных, социальных, государственных и общественных организаций. В этих условиях от педагогов требуется понимание особенностей экологического образования в условиях глобализации экологических проблем, его современной концепции, целей, места в системе начального общего образования, подходов к отбору содержания и методическому сопровождению. Сегодня стало совершенно очевидно, что экологическое образование требует изменения традиционных педагогических подходов общественности. Экологи всего мира считают, что ощутимых позитивных результатов по обеспечению экологической безопасности населения можно достичь только при совместных усилиях специалистов. Обычные способы трансляции предметных знаний не позволяют достичь декларируемых целей экологического образования.

 Главная цель экологического образования заключается в становлении экологически культурной личности, то есть личности, уверенно владеющей принципами экоцентрического мышления, понимающей взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых  действий и обладающей чувством ответственности  перед современниками и потомками за  свое экологическое поведение.

Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф.Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий».

Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии в Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания.

В Постановлении Правительства Российской Федерации № 380 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени общего начального  образования  определяет пять направлений воспитания младших школьников, одним из которых является:

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) .

  Методологические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются

Главные задачи экологического воспитания, определенные программой духовно- нравственного воспитания следующие:

- воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- развивать  интерес к природе, природным явлениям и формам жизни;

- формировать понимание активной роли человека в природе;

- прививать элементарный опыт природоохранной деятельности.

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной и внеклассной деятельности.

Современная концепция общего экологического образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС); опирается на системно - деятельностный и культурно-исторические подходы, основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации и воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Соблюдается преемственность с концепциями общего экологического образования, разработанными в РАО в 1984, 1991 гг.; примерными программами общего образования нового поколения, разработанными на основе ФГОС; учитывает международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития.

  Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно- нравственного развития и воспитания в начальной школе. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, воспитание обучающих предусматривается как: «принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями».

В начальной школе предусматривается духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, в части принятия ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину; выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; осознающей свою этническую и национальную принадлежность; имеющей целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; освоившей основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умеющей устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Актуальность исследуемой проблемы подтверждается исследованиями ученых И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других, которые утверждают, что при правильной организации экологического воспитания в начальной школе могут быть сформированы у детей начальные формы бережного отношения к природе, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются и др.

В ходе теоретического анализа работ Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. было выявлено, что экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.

2.

Новизна опыта

Новизна опыта  заключается в том, что,

 во-первых:  обоснованы базисные принципы разработки воспитательно-образовательных технологий, применение которых способствует достижению программных целей повышения качества экологического воспитания в младших классах; определены принципы профессионально-творческой направленности личности воспитателя в инновационной педагогической деятельности и дана характеристика  ключевых  стилей профессионально-педагогической  деятельности учителя в контексте  профессионально-творческого саморазвития и внедрение инновационных воспитательно-образовательных технологий в воспитательный процесс;

во-вторых,  имеет огромное значение психологический аспект, который включает в себя: выработку нравственно-патриотических чувств; навыков и привычек; развитие экологического сознания; воспитание устойчивой воли  формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начать с младшего школьного возраста.

3.

Наличие теоретической базы

Научный интерес представляют исследования, посвященные экологическому воспитанию школьников, как ведущему аспекту целостного учебно-воспитательного процесса, Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. 

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемам  экологического воспитания посвящены  работы И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.

Важные теоретические положения о средствах, формах и методах экологического воспитания содержатся  в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.

Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.

О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.

       Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован интерес к изучению окружающего мира. Он включает:

 -  эмоциональную сторону: восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;

- деловую готовность: возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеурочных  ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности;

- интеллектуальную готовность:  определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

       Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.

И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами.

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы".

В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.  

4.

Ведущая педагогическая идея

    Ведущей педагогической идеей является применение современных воспитательных технологий с целью формирования личностного отношения к окружающим; овладения этическими, эстетическими и нравственно-патриотическими нормами;   информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала.

Мое педагогическое кредо –вырастить здоровых и высоконравственных детей, и именно младший школьный возраст является фундаментом и стартовым периодом всех человеческих начал. Учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы детям в школе стало интересно и радостно. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. Во время внеурочной деятельности стараюсь создать психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников

5.

Оптимальность и эффективность средств

Работая над проблемой «Экологическое воспитание младших школьниках в учебной и внеурочной деятельности », выбираю те приемы и методы, которые наиболее рациональны и эффективны.

Каждому участнику учебно - воспитательного процесса предоставлены возможности проявить свою индивидуальность, основываясь на личностных качествах, добиваться положительных результатов. Занятие интересным делом дает возможность самосовершенствоваться, удовлетворить свои интересы, развивать способности, работать в социуме, участвовать в коллективных творческих мероприятиях, повышать культурный и духовный уровень, вести диалог между учащимися и педагогом на равных. 

В своей работе широко применяю элементы игры, работу над мини-сочинениями, красочную наглядность, художественную литературу, элементы знакомства с персоналиями. Всё это помогает включить ребят в воспитательный процесс, соединить полноту эмоциональных впечатлений с глубоким осмыслением материала.

6.

Результативность опыта

Результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает улучшение, преобразование существующей воспитательной ситуации; повышение качества учебного и воспитательного процесса и его результатов; положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

Каждому ученику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных профессиональных результатов.

Воспитание даёт возможности:

  1. сформировать и укрепить нравственные ориентиры;
  2. стимулировать творческое восприятие окружающего мира;
  3. повышать общий культурный и духовный уровень;
  4. способствовать приобретению учащимися компетентности в коммуникативной и социально-эстетической сферах;
  5. развивать стремление к эстетическому самообразованию и самовоспитанию;
  6. вести диалог между воспитанником и учителем на равных, постигать школу взаимопонимания, дружбы, добра, милосердия, развивать в себе положительные нравственные качества;
  7. формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
  8. формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Мои ученики  участвуют в  школьных и городских олимпиадах, и творческих  конкурах.  Большой интерес воспитанники проявляют к конкурсам, дистанционным викторинам  и олимпиадам, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

   Результатом систематической работы с обучающимися стало:

-        личное участие в  Республиканских семинарах и конференциях;

        - проводятся занятия по программе внеурочной деятельности «Информатика и ИКТ»»;

-        повышение качества обучения по предметам;

-        учащиеся моего  класса являются постоянными участниками различных конкурсов, олимпиад:

-конкурс чтецов, посвященный 125 - летию со дня рождения С.А.Есенина  (призер 1, участник 1);

-Всероссийский интернет – конкурс творческих работ «Помощник Деда Мороза» (диплом финалиста);

- Всероссийский интернет – конкурс творческих работ «Лесная красавица» (диплом финалиста);

- Всероссийский дистанционный  конкурс Образоватикус по математике (победитель- Диплом 2 степени);

- Всероссийский дистанционный  конкурс Образоватикус по русскому языку (победитель- Диплом 3 степени);

- Литературно - творческий конкурс детских сказок «Добрая сказка Нового года» (лауреат)

           - Всероссийский конкурс по ОБЖ «Спасатели»(5 участников, 1 победитель. 2  призёра)(грамоты прилагаются на сайте);

          -Всероссийский блиц - турнир «Всезнайки» (7 участников, 2 победителя, 2 призера);

         - Всероссийский блиц - турнир по литературному чтению «Жар- птица» (7 участников, 2 победителя, 4 призера);

        - Международный конкурс-игра по русскому языку «Ёж» ( 8 участников, победитель 1, призёров 2);

- - Международный конкурс-игра по информатике «Инфознайка» (5 участников, победителей 1)

- Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» (6 участников, призёров 4);

- Всероссийский конкурс по ОБЖ«Спасатели» (6 участников, победителей 2)

- Всероссийский межпредметный конкурс «Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (8 участников, победителей 1);

       Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.                  

7.

Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах.

1.Размещение материалов на школьном сайте:

http://sc1sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10740/177726/

2.Размещение материалов на собственном сайте:

http://nsportal.ru/elena-alekseevna-lakeeva

3. Размещение материалов на сайте

http://www.proshkolu.ru/user/ElenaLakeeva/

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

1. Тема самообразования: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »

2. Программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, спортивно-оздоровительному, социальному, общекультурному направлениям.

3.Разработки  внеклассных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...