Приёмы технологии развития критического мышления
методическая разработка на тему

Рассмотрим некоторые приёмы ТРКМ, применяемые на различных уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_trkm.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы технологии развития критического мышления

 Приём «Шесть шляп». Применяется он на стадии рефлексии. Описание его приведу на примере подведения итогов проекта «Маленький дубок - зелёненький листок» (выращивание дубов из желудей для последующей высадки на пришкольном дворе). 
            Каждая группа получает шляпу одного из шести цветов. После обсуждения в группах подводятся итоги работы по следующим направлениям: 
            Белая шляпа. Факты. Перед посадкой была проведена большая подготовительная работа. Было посажено 12 желудей. 
            Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Каждый добросовестно относился к своим обязанностям. Взошло 9 маленьких дубков.
           Чёрная шляпа. Проблема. 3 жёлудя не проросли. Возможно, было много влаги.
           Красная шляпа. Эмоции. На пришкольном участке будут подрастать молодые дубки, высаженные нами!
           Зелёная шляпа. Творчество. Варианты оформления данного участка школьного двора.
           Синяя (фиолетовая) шляпа. Философия. Обобщение всех ответов. Подведение итогов проекта.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Классический синквейн строится так:

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных (или причастия), которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола (или деепричастия), рассказывающие о действиях темы;

четвёртая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, вывод, обобщение.

Например, при изучении темы «Детский альбом» П.И.Чайковского учащиеся 2 класса могут создать такие синквейны:

Солдатики.

Бравые, смелые.

Идут, маршируют, стараются.

Чётко чеканят каждый шаг.

Молодцы!

                               (Юля Л.)

Жаворонок.

Маленький, весёлый.

Поёт, звенит, заливается.

Далеко разносится весенняя трель.

Радость!

                              (Арсений Л.)

Приём РАФТ   Его можно применять как на этапе осмысления содержания материала, так и на этапе рефлексии. Например, по окончании изучения темы «Атмосферные явления и погода» (Окружающий мир, 3 класс) можно попросить учащихся составить текст.

Определим четыре параметра будущего текста:

Р – роль (т.е. кто рассказывает – флюгер на крыше дома)

А – аудитория (т.е. кому вы будете рассказывать – домашнему животному (н-р, собаке или коту)

Ф - форма – сказка

Т – тема «Высоко сижу – нос по ветру держу»

Учитель предлагает ученикам написать небольшую сказку о том, для чего люди изобрели флюгер.

- Сказка  должна быть  не от вашего имени, а от имени флюгера, и предназначена она будет для домашнего животного, которое смотрит на крутящуюся фигурку, как на игрушку, и не знает, что у этого предмета есть более важная работа, чем просто развлекать четвероногих домашних любимцев.

Ученики в течение 10-12 минут составляют и записывают сказки, а затем зачитывают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

Картотека приёмов технологии развития критического мышления.

В презентации представлены приёмы ТРКМ. Показаны приёмы стадии вызова, осмысления и рефлексии....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...