Применение ЭОР на уроках в начальной школе.
статья на тему

Молчанова Ольга Николаевна

Доклад на тему: "Применение  ЭОР на уроках в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1         ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ    РЕСУРСОВ (ЭОР)

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Слайд 2            Эпиграфом к моему выступлению послужит китайская народная мудрость:   «Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню, вовлеки меня –

и я пойму».

Слайд3 Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы и попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Перед школой стоят  задачи формирования творческой личности,  развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.  

 Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. 

Решить повседневные  задачи и облегчить  рутинный  труд  учителя, открывая новые возможности, помогут современные информационные технологии

  Слайд 4  Современный ребёнок     живёт в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

В связи с этим меняется  роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.  

 Слайд 5  В условиях работы по новому ФГОС начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.

Перед учителями ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.

Применение электронных образовательных ресурсов дает  возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Владение информационными технологиями в современном мире стоит в одном ряду с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, который ими владеет, имеет другой, новый стиль мышления, может  иначе подойти к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Слайд 6  Электронные образовательные ресурсы в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения. 

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на  различных электронных носителях.

Приведу пример использования ЭОР уроках:

Слайд 7  Особую помощь мне и моим коллегам оказывают электронные приложения к учебникам. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
-  как обучать;
- как создать в классе соответствующую новому способу обучения     образовательную среду;
- с помощью чего учить;
-  как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.
 
Слайд 8   Следовательно, электронные учебные пособия должны быть основной частью программно-методического комплекса, обеспечивающего возможность выполнения различных видов работ.

Слайд 9 Кроме того существуют готовые  мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы по каждому предмету.

Слайд 10 Данные видеодиски можно использовать на уроках, в качестве дополнительного и развивающего материала, а также в группе продлённого дня.
Слайд 11.   Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Слайд 12  Например: найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.

  Слайд 13 Огромную поддержку в обучении окружающему миру мне оказывает     развивающая программа «Мир природы». Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц.  Разделы «Проверь  себя» предлагают ребенку интерактивные задания, выполняя которые он учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы.

Слайд 14   Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.      

 !!!(Голоса птиц в лесу) 

Слайд 15  Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Слайд 16 Без презентаций, практически не обходятся уроки окружающего мира.

Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды,   

Слайд 17 цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Для проверки знаний также есть достаточно материала.  

Слайд 18    тесты,  ребусы, загадки, шарады – всё делает урок увлекательным,  запоминающимся, а значит результативным.

 Слайд   19    Особенно интересными с помощью презентации получаются уроки литературного чтения.

Слайд 20 Портреты писателей и поэтов, художников и композиторов, знакомство и с их биографией и творчеством, составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки,

Слайд 21  кроссворды– всё становится интересным.

Слайд 22 На уроках технологии и изобразительного искусства презентации используются также успешно: портреты художников,   репродукции, схемы, образцы изделий, этапы работы,

Слайд 22-27 последовательность выполнения рисунка.

Слайд 28 Аудиоматериалы дают возможность, не отвлекая внимание детей на изображение, вслушаться в текст, услышать эталон выразительного чтения. Аудиоматериалы облегчают процесс усвоения учащимися художественных произведений за счёт их профессионального исполнения и использования музыкального сопровождения.

(Звук) Ну и, конечно же,  ни один урок музыки не обходится без использования аудиозаписей музыкальных произведений.  Записи музыкальных произведений так же часто звучат и на уроках изобразительного искусства, литературного чтения.

Слайд 29 Схемы и модели задач я использую на уроках математики, а на уроках русского языка, окружающего мира – схемы изучаемых понятий, явлений.          !!!Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

 Слайд 30 В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность. Поэтому к каждому уроку необходимы   иллюстрации, рисунки

 Слайд 31 и чертежи к задаче. Раньше на это тратилось достаточно большое количество времени. Сейчас же эта проблема решена с помощью презентаций.


Слайд 32  Большой интерес у  учащихся вызывает использование интерактивного плаката, где  пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.

  К информационный инструментам, применяемым в своей работе, я отношу и электронные тренажеры. К урокам русского  языка мною собрана большая подборка тренажеров. Ведь не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка неинтересны, скучны. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными эмоциями, не становятся полезными.

Слайд 33 Тренажёр «Правописание буквосочетаний жи-ши»

Слайд 34Тренажёр «Правописание безударных гласных в корне»

Слайд 35 Тренажёр «Правильное ударение»

Слайд 36 Есть база данных для картинных словарных диктантов.

Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учиться.

Цель всех тренажёров – визуализация правильности выполнения задания.

На уроках математики я провожу математические тренажеры, например:

Слайд 37 «Сложение и вычитание в пределах 10»

Слайд 38 Тренажёр «Игра-раскраска «Карлсон»  Цель – отработка навыка табличного умножения трёх на однозначное число. Мои ученики очень любят такие тренажёры, всегда хочется увидеть картинку по окончанию. А я радуюсь, что закрепляется таблица.

Слайд  39 Ещё одним важным ресурсом являются интерактивные физкультминутки для младших школьников. Они помогают снять утомление и сделать активную паузу на уроке.

Давайте и мы дадим отдых нашим глазам

Слайд 40 Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Таким образом, объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных.    

 Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Таким образом, проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее происходит возбуждение познавательного интереса, что бесспорно ведёт к повышению качества образования.  

Слайд 41  диаграмма

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия. Всем известно: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». У детей появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.  

Слайд 42 Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с компьютером должна быть чётко продумана, дозирована и носить щадящий характер. Планируя урок, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ЭОР.

Приходя в школу, дети спрашивают у меня: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что у детей есть  учебная мотивация, развивать и поддержать которую – одна из важнейших задач учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках в начальной школе.

Статья освещает следующие аспекты ИКТ: теоретические представления об ИКТ, использование ИКТ в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов....

" Применение ИКТ на уроках в начальной школе."

ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал....

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

Применение ИКТ на уроках в начальной школе

ИКТ - технологии могут быть использованы:Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопросаКак сопровождение объяснения учителя Как информационно-обучающее пособие Как инте...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Статья. "Применение ИКТ на уроках в начальной школе"

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"

Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...