МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
методическая разработка на тему

Близнецова Наталья Владимировна

компетентностно-ориентированные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchemusya_obshchestvu.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Методический семинар

Слайд 2

«Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников»

Близнецовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»

Слайд 3

    Современная школа нуждается в переходе на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у  учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».

      В начале прошлого учебного года я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.

Слайд  4

       КОЗы – это компетентностно-ориентированные задания, представляющие собой способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей.

Слайд 5

      Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:

1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.

2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированные задания.

3. Научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.

5. Собирать дидактическую копилку материалов.

6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7. Найти единомышленников среди коллег в  школе.

8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.

Слайд 6

Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, начала активно применять их на своих уроках.

Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена, я решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе. Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 1 раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык  и литературное чтение, технология, окружающий мир. Условием включения компетеностно-ориентированного задания было прежде всего содержание урока, тип урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам. Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.

Позволю себе отметить, что компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Компетентностно-ориентированное задание –

  1. деятельностное задание;
  2. моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  3. строится на актуальном для учащихся материале;
  4. структура задаётся следующими элементами:

-  Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).

-  Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).

-  Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

-  Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Мои ученики вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они  учатся понимать и осваивать новое,  становятся более открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулируют интересы и осознают свои возможности.

 Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

При постановке целей современного урока   я предполагаю   ответ на вопрос, чему научится ученик и где сможет эти знания  применить.

После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла   проблема -  готовые разработки обычно не  подходят к нашим условиям проживания, требованиям, не  ориентированы на учеников моего класса, требуют корректировки, доработки. Для формирования УУД необходимо разработать систему компетентностно-ориентированных заданий.

Слайд 7

  Поэтому  я заинтересовалась этой темой и в своей работе активно разрабатываю компетентностно-ориентированные задания. Предлагаю шаблоны для конструирования компетентностно-ориентированных заданий.

Объясните причины того, что……….

Изобразите информацию о… графически

            Предложите иной (новый) вариант…….

            Разработайте план, позволяющий……

            Расположите в определенном порядке….

            Найдите в тексте и подтвердите …….

            Сравните……

            Сравните точки зрения…….

            Приведите пример того, ……

            Изложите свое мнение (понимание)…..

Слайд 8

Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».

Стимул.  Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500 рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка.  Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.

 Источник информации.  Справка

Наименование продукта

Цена

горошек  

65руб

картофель  

40руб

лук  

25руб50коп

майонез  

35руб

яйца  

40руб

огурцы  

68руб

Слайд 9

Бланк для выполнения задания:

 

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

горошек

картофель

лук

майонез

яйца

огурцы

Общая стоимость: __________________

Инструмент проверки.

Таблица заполнена верно – 3 балла

Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл

Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл

Максимальная сумма баллов – 5 баллов.

Похожие задания можно составлять  и на работу с квитанциями по оплате за коммунальные услуги.

Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Слайд 10

Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.

Подчеркните правильный ответ.

АКД;

АСД;

АЕД.

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить                     ее с графического представления в текстовое  и наоборот, развивают  образное мышление школьников, умение работать с моделью.

Слайд 11

Стимул: На уроках окружающего мира ты узнал об известных путешественниках: Христофор Колумб, Марко Поло. Тебе тоже захотелось отправиться в путешествие. Для начала по городам России.
Задачная формулировка: Прочитай отрывокиз статьи «Молодой путешественник» Николая Новикова. Это тебе поможет избежать ошибок в путешествии. Составь памятку для начинающих путешественников и запиши её в бланк ответов.

Бланк:

Памятка для начинающих путешественников

  1. чемодан на колёсиках
  2. обувь
  3. лекарства
  4. документы
  5. нитки, иголку
  6. зонт

Источник: Книга для чтения в 4 классе «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, I часть. 
Николай Новиков. Отрывок из статьи «Молодой путешественник» (из журнала «Детское чтение для сердца и разума»).

Слайд 12
Инструмент проверки (модельный ответ): 
1) В памятку включены пункты по подготовке к путешествию – 2 балла, не включены – 0 баллов.
2) В памятку включены пункты о самом путешествии – 2 балла, не включены – 0 баллов.
3) Памятка состоит из 6 пунктов – 2 балла, из 4 пунктов – 1 балл, меньше 4 
пунктов – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 6 баллов

Слайд 13

Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Бланк:

                                                                                                

 

 

 

Источник:  учебник «Риторика»
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл. 
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл
В тексте нет ошибок – 1 балл

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Слайд 14

Стимул: Ты читал рассказы Бориса Житкова из книги «Морские истории».
Задачная формулировка: Выбери в таблице источник, который поможет тебе уточнить значение слова лоцман. Подчеркни букву верного ответа в бланке.

Бланк:

А       Б            В          Г          Д

Источник:

А Орфографический словарь.

Б Толковый словарь.

В Словарь синонимов.

Г Учебник математики.

Д Физическая карта России

Инструмент проверки (ключ):

Верный ответ: Б – 2 балла
Другой вариант ответа – 0 баллов

Слайд 15

Стимул.  Маше дали задание: выбрать корзины для сбора апельсинов, лимонов и груш. Но она сомневается, какие корзины подойдут.

Задачная формулировка.  Помоги для каждого фрукта подобрать корзину соответствующей формы. В таблице запиши буквы соответствующих корзин.

Ответ

Инструмент проверки.  За каждый правильный ответ 1 балл.

1)

2)

3)

 

 

 

                   

Слайд 16

 Стимул.  Ты договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10. Какие ступеньки перепрыгнул твой друг?

 Задачная формулировка.  Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.

А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9.

В – 2, 5, 8.

Г – 1, 4, 7, 10.

Д – нет верной последовательности.

Инструмент проверки.  1 балл – Выбрана последовательность Б,

 0 баллов – Выбраны другие последовательности.

Слайд 17

В целом я удовлетворена полученными результатами, так как прошёл только 1 год моей работы. В этом учебном году планирую расширить сферу применения компетентностно-оринтированных заданий при обучении и развитии моих учеников.

На начальном этапе  использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Смею надеяться, что эти 15 минут не прошли для вас даром.

      Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...