Формирование коммуникативной компетентности младших школьников
методическая разработка на тему

Авдонина Юлия Владимировна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

Авдониной Юлии Владимировны

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Тема инновационного педагогического опыта

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Коммуникативная компетенция − это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.  Это обобщающее свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения.

В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным прежде всего в плане общения.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя  становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной личности.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства. Эти приобретения осуществляются на уроках русского языка уже в начальной школе.

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

         − коммуникативная способность;

         − коммуникативное знание;

         − коммуникативные умения.

Коммуникативная способность  − природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность  − с другой.

Коммуникативное знание − это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Уже в начальной школе необходимо познакомить детей с понятием «богатая / бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи учащихся. При этом нужно исходить из того, что, чем больше слов знает, понимает, употребляет человек, тем  богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли и чувства, настроения и желания. 

Наличие теоретической базы, опыта

Изучением формирования коммуникативной компетенции занимались такие ученые, как Т. А. Ладыженская, В. И. Капинос, А. Т. Еремеева, Е. В. Архипова, С. А. Арефьева, Е. А. Быстрова, Л. Г. Антонова и др. В их исследованиях в понятие «компетенция» включены специальные и общепредметные знания, умения и навыки, различные способы и мотивы деятельности, сформированные у учащихся в результате изучения ими предметной образовательной области. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.

Ведущая педагогическая идея

Формирование коммуникативной компетенции, которая определена в основополагающих документах как ключевая, решающая проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Ведущее место в формировании коммуникативной компетенции младших школьников отводится урокам русского языка.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности часто зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.

Оптимальность и эффективность средств

Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Причины:

  1. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
  2. У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности.
  3. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития.
  4. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
  5. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
  6. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.
  7. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру с можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • все виды пересказа;
  • все формы учебного диалога ;
  • доклады и сообщения;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов;
    обсуждение, дискуссия, диспут;
  • Работа с использованием игровой формы .

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • сочинения и изложения;
  • участие в конкурсах сочинений.

          Возвращаясь к основным составляющим понятия коммуникативная компетентность, хотелось бы подробнее раскрыть приемы работы по  развитию коммуникативных умений, опираясь на концепцию программы «Перспективная начальная школа».

Первое коммуникативное умение – умение общаться, то есть умение слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, задавать вопросы, возражать, дополнять).

Средства учебника, обеспечивающие формирование этого коммуникативного умения – внешняя интрига – действующее интеллектуальное окружение школьника. Это не только учитель в классе, но и герои учебника – Маша и Миша, обитатели Волшебного леса. Круг общения с каждым годом (классом) расширяется.

С первых страниц учебника первоклассники поставлены в ситуацию необходимости слышать, слушать, принимать решения и действовать: задавать вопросы, выполнять задания. Самый сложный материал, нестандартные ситуации в курсе русского языка вынесены на обсуждение. (Прав ли Миша? Помоги Маше и Мише. А как ты думаешь? Можешь привести примеры? А ты сумеешь ответить? А ты знаешь? Ты тоже так считаешь? С кем ты соглашаешься? Маша и Миша догадались, что делать. А ты? Маша и Миша растерялись. Помоги им, пожалуйста!).

Дети учатся деловому общению, обращаясь к различным источникам информации – текстам учебника, иллюстрациям, справочникам, словарям, окружающим их героям учебника, учителю и, наконец, в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка («Ключ и Заря») – «совместное дело». Потрясающая культура подачи материала. «Маша и Миша решили вступить в Клуб. Ты присоединишься к ним?» Ученику предоставляется право решать самому, дается время для принятия решения.

Задания Михаила Потаповича для вступающих в Клуб – это общение с учебниками, по которым занимался ребенок весь год, с библиотекарем, с Музейным Домом. Задания простые, но не упрощенные. Ученик высказывает самостоятельно свою точку зрения, которую услышат не только в классе, но и в столице нашей Родины – Москве (переписка). Первоклассник имеет возможность общаться с учёными. Важность этого события подчеркивается не обязательной инструкцией, а советом: «При заполнении конверта обязательно попроси помощи у взрослых – у своей учительницы или у своих домашних». Невозможно отделить социальную компетенцию от коммуникативной и информационной.

Умение вести переписку с авторами учебников и интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Интерактивность – это ещё и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение», «Естествознание. Обществознание» и «Технология».

У учащихся появляется потребность в общении, общение определяет нормы поведения (например, «Гости Михаила Потаповича из Америки»). Эту мысль можно подтвердить словами из учебника: «Потрясенная успехами Маши и Миши, а также и твоими знаниями Анишит Йокоп почувствовала в себе призвание учителя». Такие разные герои научились жить вместе, заниматься общим делом. 

Второе коммуникативное умение – использование приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем.

Современное общество нуждается в личности с высоким уровнем речевого развития. Речевое развитие обозначает знание и творческое освоение языка. Принцип «прочности знаний» не нов. Но прочность знаний, которая основана только на памяти, в информационный век невозможна. Её можно достичь при осознании изучаемого материала. Авторы структурировали теоретический материал. Содержание учебного материала во 2-м классе, ориентированное на рассмотрение с различных точек зрения слова как основной единицы языка, – это благодатная почва для изучения языка не только в 3-4-м классах, но и в среднем звене.

Методический аппарат учебников помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу с соседом по парте, найти нужный материал в словаре, в компьютере, включить детей в интерактивные проекты. Принципы и методические свойства не декларируются, а действительно реализуются в УМК «Перспективная начальная школа». Сначала предоставляется выбор одной точки зрения из предложенных, затем выдвигаются гипотезы и делаются выводы.

Лозунг «Словари – наше богатство» существует многие годы, но на 100% реализуется, надо признать, только в данном УМК. Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари используются при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле и так далее.

Третье коммуникативное умение – овладение речевой деятельностью, характеризующейся:

а) выразительностью, то есть эмоциональностью и образностью;
б) содержательностью, то есть точностью и ясностью, насыщенностью информацией;
в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.

В учебниках русского языка УМК «Перспективная начальная школа» впервые представлен материал по развитию речи, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к результатам освоения программ, сформулированных в проекте стандарта второго поколения.

Часть II учебников русского языка для 2-4-го классов – это учебник, формирующий не только коммуникативную компетентность младшего школьника, но и все основные компетенции. Остановимся более подробно на подборке текстов – они интересны, многие составлены в стихотворной форме, читаются с удовольствием.

Результат педагогического опыта

Основным показателем развития коммуникативных умений младших школьников является готовность:

  • учащихся участвовать в общении;
  • отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
  • задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
  • комментировать вопросы и ответы;
  • делать сообщения;
  • рассказывать логично и последовательно.

Также умение просто и чётко  строить речевое высказывание, умение вести беседу в паре, в группе, умение поддерживать беседу, умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Мои ученики, с успехом применяют эти навыки общения, показателем этого являются призовые места в школьных конкурсах сочинений, активное участие и победы в гимназических, региональных и международных научно-практических конференциях. (Копии дипломов в приложении к портфолио).

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Публикация на тему «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников при изучении имени прилагательного» в сборнике статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: материалы межрегионального научно-практического семинара; МГПИ – Саранск, 2013

Материал размещен на сайте МОУ «Гимназия № 20» http://www.schoolrm.ru/schools/gim20sar/

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

  В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информа...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Представлен опыт работыпо формированию коммуникативной компетентности младших школьников....

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...