Активизация познавательной деятельности младшего школьника. Организация работы в сменных модулях. Модуль «Гимнастика для ума»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шишкина Ирина Петровна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация  познавательной  деятельности младшего школьника. Организация работы в сменных модулях. Модуль «Гимнастика для ума»

«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.  Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».  

В.А. Сухомлинский,  книга «Разговор с молодым директором школы»

Программа по курсу внеурочной деятельности «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.

Цели программы:

-формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).

-развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

-развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

-воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

 Познавательная:

-научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.

-формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей.

Развивающая:

-развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;

-углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам.

Воспитательная:

-способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;

-способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся.

Презентация: «Активизация  познавательной  деятельности младшего школьника».

Слайд 1

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Калачеевская СОШ №1 Шишкиной Ирины Петровны

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Воспитанием и становлением такого человека занимается современная школа, где по мере возможностей реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально- творческой личности.

Слайд 3

Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Слайд 4

Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей.

Слайд 5

Первоначальный уровень познавательных способностей класса.

Слайд 6

ПРОБЛЕМА: Как активизировать познавательную активность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

Слайд 7

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления. Учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся. Разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников Моделировать процесс обучения как исследовательскую деятельность учащихся. Создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников с разными складами ума.

Слайд 8

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ,РАЗВИВАЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Логические задачи Анаграммы Частично-поисковые задачи Философские задачи Развивающие каноны Графические задачи

Слайд 9

ПРОГНОЗИРУЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ УРОВЕНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация «Гимнастика для ума» практическая часть:

Слайд 2

 Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Слайд 3

Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Слайд 4

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Слайд 5

Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Слайд 6

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Слайд 7- 16

Развитие ассоциативной памяти:

игла - шить,

карандаш – острый,

книга – читать,

корова – молоко,

курица – цыпленок,

ландыш – душистый,

пирог- вкусный,

пылесос- уборка,

рыба – река,

яблоко – сад.

Слайд 17 -19

Логическая задача:

На картинке изображена сырная головка. Нужно придумать, как, сделав всего 3 разреза ножом, получить 8 кусков

Слайд 20 -21

 Кто лишний?

Слайд 22

Выбери фигуру, которую нужно поставить вместо знака вопроса.

Слайд 23 -29

Занимательные ребусы.

Шмель, дворец, шоссе, вариант, мороз, погода.

Слайд 30

 Развитие внимание (игра «Репка»), проверка уровня развития ассоциативной памяти. (слайды 7-16)

Слайд 31

Рефлексия.

- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учиться обучая.

Ах, как я устал от этой суеты.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Слайд 32

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

"Родительское собрание "Игра и труд в жизни младшего школьника . Организация семейного чтения"

Игра - первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...

Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"

В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...

РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.

  Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...

Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.

Произведения искусства «как источник ярких впечатлений», воздействуют на эмоции детей. Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изобр...