РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности модуль «Гимнастика для ума» 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Шишкина Ирина Петровна

Программа по курсу «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_gimnastika_dlya_uma.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

   

«Рассмотрено»                          

Руководитель ШМО

_______/Неберекутина Н.Н.

                              ФИО

Протокол заседания ШМО №1

от «27» августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ№ 1

________ /Неберекутина Н.Н/.

                                 ФИО

     «28» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1

_____________/Ивонина Т.В./

                                   ФИО

Приказ  № 148 от «29» августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 модуль «Гимнастика для ума» 1  класса

Шишкиной Ирины Петровны

Ф.И.О. учителя

учителя  начальных классов

должность, категория

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «29» августа 2014 г.

                                                                                                                                                                                                     

2014 - 2015  учебный год

1. Пояснительная записка.

Программа по курсу «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.

Цели программы:

-формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).

-развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

-развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

-воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

 Познавательная:

-научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.

-формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей.

Развивающая:

-развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;

-углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам.

Воспитательная:

-способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;

-способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся.

2. Общая характеристика учебного курса.

Занятия способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

         Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, на первый взгляд, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них уже впервые месяцы обучения стоит пред трудностями, не могут решить задачу и объяснить ее решение, обнаруживаются трудности в формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно - логическому.

В результате освоения программы курса у школьников формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

3. Место модуля «Гимнастика для ума »  в учебном плане.

Программа составлена для учащихся начальных классов для  обучения по одному часу в неделю – 34 часа в год, для  обучающихся 6,5 - 9 лет. В первом классе продолжительность занятий составляет 35 минут. Она разработана в целях развития интеллектуальных способностей  обучающихся с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры изучения модуля «Гимнастика для ума» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результататы:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

 –овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных учебных действий по всем изученным разделам курса;

–сформированность первичных приемов логического мышления

      навыков приема сравнения;

      навыков приема синтеза и анализа;

      навыков приема обобщения;

      навыков приема классификации.

  1. Содержание учебного предмета.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

 Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/п

Дата

Тема занятия

Содержание обучения

1гр

2гр

3гр

4гр

5гр

6гр

1

03.09

15.10

03.12

28.01

11.03

22.04

Поиск недостающей фигуры. Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры

Вводное занятие. Выяснение сформированности  у первоклассника первоначальных представлений о геометрических фигурах,  умения ориентироваться в пространстве и времени.

2

10.09

22.10

10.12

04.02

18.03

29.04

Продолжение ряда. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени. По нескольким признакам

Выявление способностей переходить от практических действий с предметами к действиям в уме, умения обобщать полученную информацию, видеть закономерности и делать выводы.

3

17.09

29.10

17.12

11.02

01.04

06.05

Произвольное внимание.

Работа по развитию произвольного внимания, избирательности и концентрации зрительного внимания

4

24.09

12.11

24.12

25.02

08.04

13.05

Ребусы.

Работа на распознавание и умение отгадывать  различных видов ребусов (музыкальных, арифметических, звуковых).

5

01.10

19.11

14.01

04.03

15.04

20.05

Анализ и синтез предметов сложной формы

Выполнение упражнений с помощью конкретных действий (дорисовать, обвести, закрасить, показать стрелочкой).

6

08.10

26.11

21.01

Умозаключения. Словесные логические игры и упражнения.

Решение задач, где неизвестное всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо. Работа по развитию самостоятельности и активной мыслительной деятельность: анализ, сравнение, обобщение, вывод.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Средства ИКТ

Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска

2. Цифровые образовательные ресурсы

 Интерактивные наглядные пособия

3.Учебно-методическая литература

Для учителя. УМК «Школа России» и новый стандарт

1. И. Л.Никольская Л.И  Тигранова Гимнастика для  ума. - М., 2013

2. Е.И.Игнатьев В царстве смекалки. – М., 1978

3. Г. Айзенк Проверь свои способности.- М., 1972

4. С.В. Глязер Ларчик с играми. – М.,1975

Для учащихся 

Т.Н. Ситникова Контрольно-измерительные материалы Математика  1 класс, издательство «Вако» Москва, 2014.

4. Экранно-звуковые средства

Мультимедийные презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Корригирующая гимнастика для учащихся 3 классов»

Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гим¬настика) являются:1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.2. Передача школьникам необ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Оздоровительная гимнастика"

    Программа «Оздоровительная  гимнастика» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленнос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности;модуль: воспитательная работа. 2 класс.

Здесь я поместила рабочую программу по воспитательной работе.Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали...

Активизация познавательной деятельности младшего школьника. Организация работы в сменных модулях. Модуль «Гимнастика для ума»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика"

Программа ориентирована на учащихся 1 уровня обучения (начальная школа), 7-11 лет.Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика)  являютс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика» на уровень НОО (1-4 класс)

Программа внеурочной деятельности на уровень НОО (1-4 класс) "Корригирующая гимнастика"...