Главные вкладки

    "Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ самореализации личности".
    методическая разработка на тему

    Кузнецова Наталья Валерьевна

    Выступление на педагогическом совете.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_pedsovet_moy_avtosohranennyy.docx489.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ самореализации личности.

    Выступление на педагогическом совете 10.02.2014

    Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

    Я. А. Каменский

    ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

    В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия – «проектное обучение» и «исследовательское обучение».

    В образовательном обиходе они часто соединяются в «проектно-исследовательское» и даже иногда отождествляются. Однако специалисты в области исследовательского поведения детей рекомендуют различать их.Это разные виды деятельности, что не исключает возможность их сочетания в структуре учения.

    Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разрабатывая проект чего-либо, человек представляет это что-то (объект, процесс, структуру и т. п.), по крайней мере, мысленно. Иначе говоря, проектировщик знает, что он собирается получить в результате проектирования. Работа над проектом – дело творческое, однако зависящее от многих внешних обстоятельств, зачастую никак не связанных с задачами исследования, и оно всегда направлено на создание какого-либо нового продукта (школьная газета, рукописный журнал, театрализованный спектакль, учебное пособие, сценарии компьютерных игр, проект гоночного автомобиля, макет здания и т. д.).  

    Исследование же основывается на любознательности и не предполагает достижения определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания.Однако следует различать научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность.  Основным отличием  учебно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате этой деятельности  учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

    Иногда в итоге исследования удается решить какую-либо практическую проблему, однако это, скорее, можно назвать «побочным эффектом». Исследователь чаще всего не знает, как можно на практике использовать добытые им сведения.

    Заметим, что исследование, в отличие от проектирования, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности, без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

    Итак, в упрощенной форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения.

    В методическом плане важно понимать,что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы и т. д. В отличие от этого исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не стесняемой какими-либо внешними установками.

    В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения.

    Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности уч-ся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.

    Но научно-исследовательская деятельность не возникает в школе и в отдельном классе сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на мой взгляд, следующее:

    - готовность школык этому виду работы;

    - желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

    Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования  объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов и явлений.

    Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью гимназиста.

         В своей работе учителя, ведущие исследовательскую деятельность учащихся, руководствуются пятью принципами организации научно-исследовательской деятельностью школьников:

    - принцип последовательности;

    - принцип поуровневости;

    - принцип временного развития;

    - принцип разнообразия;

    - принцип постоянного совершенствования.

    Принцип последовательности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраста обучающегося.

    Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы : администрации, , педагогического коллектива, родителей обучающихся ,  самих обучающихся . При этом "уровень  школьника " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

    Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

    Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: семинары, защита проектов, научно-практические конференции. Всё это дает обучающемуся  широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации.

    Принцип разнообразия предоставляет возможность творческого и научного роста и педагогическому коллективу.

    Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно-исследовательской деятельности гимназистов.

    МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Методика проведения учебных исследований во многом сходна с методикой работы над проектом. Далее представлено описание этапов работы.

    1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.

    Подходы к выбору темы исследовательской работы могут быть разными. Можно начать с определения предметной области. Это может быть любимый учебный предмет или область увлечений ребенка.

    Тему могут подсказать и родители учащегося. В этом вопросе может оказать помощь «Анкета для родителей»  

     При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на наш взгляд, правил.

    Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

    Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

    Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

    Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.

    Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

    Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит, в первую очередь, от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете  себя как рыба в воде.

    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

    Оригинальность в данном случае  надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

    Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

     Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

    Тема должна быть доступной.

    Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

    Сочетание желаний и возможностей.

    Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях.

    С выбором темы не стоит затягивать.

    Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показали наблюдения, интересы становятся устойчивее.

    2. Поиск вариантов решения и сбор материала.

    Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные, и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических приобретает черты фантастической.

    Выбор источников для сбора материала также во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Главный смысл долговременного исследования школьника – добыть знания самостоятельно.

    Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны в образовательном плане при  проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.

    Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству – понимать других. На этом этапе исследования, как показывает опыт, торопиться не стоит. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему.

    3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

    Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как ее  проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот непростой вопрос  нуждается в индивидуальном рассмотрении.

    Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей. Правильно организованная подготовка проекта к защите для детей должна превратиться в интересную многодневную игру. Дети становятся очень серьезными и важными, увлеченно, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

    Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ (макетов, чертежей и др.).

    4. Оформление исследовательской работы.

    В любой работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основную часть и заключение.

    Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. Обоснование выбора темы исследования можно начинать словами: «Тема представляется мне интересной, потому что…».

     На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования, далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

    Объект исследования – это процесс, явление и т. п., которые исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывают то, чему оно посвящено.

    Определение цели и задач зачастую вызывает значительные трудности. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться слова: «доказать», «обосновать», «разработать». При формулировании задач применяют глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».

    Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачиисследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.

    Должна быть определена практическая ценность работы. Она заключается в возможности реализации и использовании на практике результатов исследования.

    Формулируется гипотеза. Учащийся выдвигает предположение, которое в результате проведения работы либо подтверждается, либо опровергается. Обычно гипотеза имеет форму « Если…….., то……..»

    Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

    В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено ... , установлено ...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано ... (обосновано..., разработано ...)».

    Частные требования к оформлению исследовательской работы.

    При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), приложение, список литературы и других источников.

    Титульный лист (формат А 4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Ниже указываются вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя и в отчество учащегося, класс, в котором он учится. После этих данных указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указываются город и год выполнения работы (без слова «год»).

    Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

    Далее следуют введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами.

    После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3–5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

    В приложении размещаются фото исследований, опытов, анкеты, диаграммы социологических опросов.

    4. Защита результатов исследования.

    «Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. В нашем случае при проведении учебных исследований важно не столько сообщить об усвоенном тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.

    Поэтому этап защиты исследования пропустить нельзя. Без него оно не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской (как и проектной) работы и один из главных этапов обучения начинающего мыслителя и изобретателя. Способы представления результатов исследовательской работы аналогичны способам презентации проектов.

         Выполнив творческий проект и защищая его на конференции, ученик приобретает навыки, которые в дальнейшем помогут ему и в обучении и в творческих начинаниях.

    • мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); выдвижение гипотезы; постановка вопроса; выбор способа и метода; пути деятельности;
    • презентационные: составление устного доклада о проделанной работе;
    • коммуникативные: свободное владение информацией; умение четко отвечать на поставленные вопросы и выражать свои мысли;
    • поисковые: поиск информации;
    • информационные: выделение главного; прием и передача информации, представление её в различных формах;
    • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; осмысление полученного результата.

         Проведенные научно-практические  конференции  показали способность учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствовало повышению мотивации к такой форме работы.

         Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения учащихся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.

    УЧАСТИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИХ КОНЕРЕНЦИЯХ

    Учителя начальных классов нашей школы имеют опыт подготовки  детей к проектным и научно – исследовательским работам. С результатами проектных работ вас ознакомила Наталья Александровна.

    В 2012 -13 учебном году в нашей школе прошёл очный тур НИР . Участвовали ребята 2 -3 классов.

    2 а класс Спиридонова Диана    с работой «Гималайская соль в декоре и отделке», Седлова Екатерина «  «Соль  в нашей жизни»  руководитель Бурнина И. А.                                                  

    2 б класс  Камаева Полина  «Берёза в русском фольклоре»                                                руководитель Красильникова С. И. Их работа вышла в очный этап Республиканского конкурса «Дебют в науке» и получила Диплом 3 степени.

    З  а класс Иванова Вероника  с работой «Новая жизнь старым вещам» стала участницей очного тура Республиканского конкурса «Дебют в науке» в г. Нижнекамске в 2012 – 2013 учебном году.

    В 2013 -2014 учебном году работа была дополнена образцами, вышла в очный тур 3 республиканской конференции « Я -  исследователь» в городе Набережные Челны и стала победительницей  - Диплом за 1 место. Руководитель Кузнецова Н. В.

    Ученица 4 а класса Тазтдинова Олеся  участвует  в 5 Республиканской конференции «Дебют в науке», на данный момент ждём результатов заочного тура. Руководитель Кузнецова Н. В.

    Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:

    • планировать свою работу;
    • предвидеть результаты;
    • использовать различные источники информации;
    • самостоятельно отбирать и накапливать материал;
    • анализировать, сопоставлять факты;
    • аргументировать мнение;
    • самостоятельно принимать решение;
    • устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
    • адекватно оценивать себя и друг друга.

    Приложение 1.

    Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс

    9-0

    9-1%20copy

    9-2%20copy

    9-3%20copy

    9-4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»

    В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями ...

    Проектная деятельность учащихся как способ формирования УУД. Творческие проекты в первом классе.

    Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется ре...

    Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве

    Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве     В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так...

    Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности

    Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности...

    Значение проектной деятельности в социализации и самореализации личности ребёнка с ОВЗ.

    Статья, основанная на опыте участия в конкурсе дистанционных проектов "Я познаю мир"...

    Инновации в учебной, воспитательной и научно-исследовательской работе с учащимися

    Инновации в учебной, воспитательной и научно-исследовательской работе с учащимися. Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных  систем. Жизнь ставит пере...