Значение проектной деятельности в социализации и самореализации личности ребёнка с ОВЗ.
статья на тему

Обрядова Наталья Вадимовна

Статья, основанная на опыте участия в конкурсе дистанционных проектов "Я познаю мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_proektnoy_deyatelnosti.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Значение проектной деятельности в социализации и самореализации личности ребёнка с ОВЗ.

Обрядова Наталья Вадимовна, учитель английского языка, руководитель проекта «Английский Петербург», победитель конкурса дистанционных проектов «Я познаю мир», 2014-2015гг. (ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»)

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране традиционно осуществлялось в условиях специальных коррекционных образовательных учреждений.

В современной образовательной практике все более широкое распространение получает идея совместного обучения всех детей вне зависимости от их особенностей и возможностей, то есть идея инклюзивного образования. Суть инклюзивного образования можно выразить словами замечательного отечественного педагога Ш.А.Амонашвили: «...мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть».

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д. А. Медведевым. «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Это значит, что признание проблемы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на государственном уровне.

В нашей школе уже 4 года ведётся работа по организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обобщенные данные, собранные за это время, позволяют сделать вывод о том, что совместное обучение в условиях инклюзивной образовательной среды способствует изменению отношения к детям с инвалидностью со стороны детей без инвалидности. В условиях инклюзивной образовательной среды школьники получают возможность развивать свои социальные навыки общения и сотрудничества, развивать чувство толерантности и самоконтроля.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Под этим методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия «проект» – как результат деятельности и «проект» как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме.

Он предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.

Цель проектной деятельности учащихся в рамках новых ФГОС: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Работа учителя заключается в том, чтобы развить индивидуальные творческие способности учащихся в процессе выполнения проектной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся состоит из следующих этапов:

  • Постановка цели: выбор темы проектного задания с учетом его практической значимости, выявление проблемы, формулировка задач.
  • Оценка материальных и интеллектуальных возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта.
  • Сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных.
  • Разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна, самообразование учащихся в процессе работы над проектом
  • Обобщение результатов и выводы.
  • Оценка качества выполненной работы, защита проектов, анализ успехов и ошибок.

Проектная деятельность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование его личности, на способность принять себя таким, какой он есть, научиться чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося, формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность. И наконец, самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах. 

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что любая проектная деятельность ребёнка с ОВЗ имеет социальную направленность, а технология проектирования превращается в технологию социального проектирования. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать своё мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. 

Городской профессиональный педагогический конкурс дистанционных проектов «Я познаю мир» (далее- Конкурс) проводится ежегодно в рамках реализации дистанционного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проекты, представленные на Конкурс, размещаются в открытом доступе в Интернете на специальном сайте http://ya-i-mir.ru/. Публичное представление проектов проходит авторами в режиме реального времени в формате видеоконференции.

Конкурс проводится при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Тема конкурса 2014-2015 учебного года была «Петербург, я тебя узнаю».

Мы представили на Конкурс групповой дистанционный проект «Английский Петербург» в номинации «Виртуальная экскурсия» в возрастной группе 1-4 классы.

Целью нашего проекта было проведение поисковой работы для установления исторических связей между Великобританией и Санкт-Петербургом, а задачами- научиться находить и выделять нужную информацию и овладеть умением копировать и пересылать текстовые файлы, аудиофайлы и картинки.

Актуальность проекта заключалась в осуществлении поисковой деятельности по интересующей и самостоятельно выбранной теме.

История России, история Санкт- Петербурга, краеведение, история создания кинофильма, английский язык – это те предметные области, которые смог объединить наш проект.

Этапы нашей работы распределились следующим образом:

  • обсуждение экскурсии, разделение на этапы, выбор понравившегося этапа для дальнейшей работы;
  • индивидуальная работа над своим этапом экскурсии;
  • сдача материалов руководителю для монтажа;
  • публикация проекта на сайте Конкурса;
  • оценка районного жюри;
  • подведение итогов, оценка городского жюри;
  • выступление на городской видеоконференции;
  • церемония награждения.

Участники проектной работы (учащиеся 3-4 классов), научились искать и выделять информацию, копировать текстовые файлы, аудиофайлы и картинки, соотносить картинки с подобранным текстом, а также передавать информацию с помощью интернета.

Детям очень понравилось быть частью общего дела, не выходя из дома обмениваться своими идеями, чувствовать свою значимость, учиться овладевать работой с компьютером, компьютерными программами и интернетом.

Через проекты учащиеся получают шанс проявить себя, раскрыть свои резервы, приобрести опыт публичных выступлений, получить знания, выходящие за рамки школьной программы.

Участие в проектной деятельности содействует развитию коммуникативных возможностей учащихся, формирует активную гражданскую позицию и мотивирует саморазвитие. Детям с ограниченными возможностями здоровья проектная деятельность позволяет проявлять себя в школьном сообществе, а участие в конкурсах различного уровня подтверждает, что они практически ничем не отличаются от здоровых ровесников, а может даже в чём – то и превосходят их.

Работа над проектом позволяет ребёнку почувствовать значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, в городе, открыть новые возможности. 

В 2015-2016 учебном году мы также приняли участие в Конкурсе, стали победителями районного тура и лауреатами городского.

С введением с 1 сентября 2016 года ФГОС ОВЗ ещё большее количество детей с ограниченными возможностями здоровья смогут получать инклюзивное обучение в стенах нашей школы. В следующем учебном году мы снова планируем принять участие в этом Конкурсе с новыми силами, с новыми идеями и с новыми учениками с ограниченными возможностями здоровья.