Проектная деятельность учащихся как способ формирования УУД. Творческие проекты в первом классе.
творческая работа учащихся (1 класс) по теме

Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1_klass_simonenko_r.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Симоненко А. В., учитель начальных классов,

МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

Проектная деятельность учащихся  как способ формирования УУД. Творческие проекты в первом классе.

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

                          завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.                                                                                                                  Л. Выготский

Переосмысливая цели и ценности образования с позиции новых государственных стандартов, приоритетами  считаю формирование у учащихся системы универсальных учебных  действий (УУД) как основного фундамента для последующего обучения, позволяющего школьнику ориентироваться в различных предметных областях. Обновляющейся школе необходимы  новые методы обучения, позволяющие  формировать   самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит методу проектов. Метод проектов привлекает меня тем, что в процессе выполнения школьниками проектов происходит развитие гармоничной личности, отвечающей потребностям современного общества: принятие самостоятельных решений;  умение ставить задачи и задавать вопросы; умение работать в команде; поиск нестандартных, оригинальных решений; способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; раскрытие индивидуального потенциала. Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни. В 1 классе вовлекаю детей в разработку и презентацию творческих проектов. Секрет успеха в реализации проектов заключается в  связи проектов с реальной жизнью. Учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими» проблемами, уровень мотивации их участия в деятельности резко повышается.

Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Приведу примеры творческих проектов из своей практики.    

Пример 1. 

Творческие коллективные проекты  провожу  в определённой системе.

Осенью после экскурсии в парк «Сезонные изменения в природе» появилась идея проекта «Ёжики»». Дети обсудили цель и задачи проекта, предложили план создания продукта проекта и все приступили к его осуществлению. Была исследована информация об ёжиках, информация о том, как и из чего сделать ёжиков из пластилина. А иголки будут из семечек. Работа осуществлялась в  группах, затем работа групп была объединена в коллективную композицию.

   

Пример 2.

В октябре ребята захотели создать следующий проект «Аквариум».

Нашли информацию об аквариуме. Кто живёт в аквариуме? Получили следующий   продукт своего творчества.

   

Пример 3.

В декабре после изучения темы «Зимующие птицы» по окружающему миру был выполнен коллективный творческий  проект «Прилетели снегири».

         

Выполняя данную композицию, дети  были включены в межпредметный  долговременный проект. На уроках окружающего мира  изучили зимующих птиц, познакомились со снегирём.

В результате  рефлексии выяснилось, что ребятам  понравилось работать вместе, они остались довольны продуктом своего труда.

Высказывания детей: «Мы работали дружно»,  «Здорово трудиться вместе»...

Пример 4.

Для поздравления мам и бабушек с Днём Матери был выполнен коллективный творческий проект «Полёт бабочек».

Оценивание проектов осуществляем с ребятами через  систему - критериев:

  1. актуальность и значимость темы;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. оригинальность решения проблемы;
  4. самостоятельность работы над проектом;
  5. использование средств наглядности;
  6. качество выполнения продукта;
  7. артистизм и выразительность выступления (защиты проекта);
  8. ответы на вопросы.

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как

  1. самостоятельность,    
  2. целеустремленность,
  3. ответственность,
  4. инициативность,
  5. настойчивость,
  6. толерантность.

Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:

  1. исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  2. социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  3. оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); регулятивные УУД;
  4. информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  5. менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела;
  6. презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на  вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности).

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.Ожидаемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся

В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...

Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»

В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...

доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"

В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

" Проектная деятельность как метод формирования интеллектуально - творческой личности"

           Работа над проектом интересна и увлекательна для детей. Ребята глубже усваивают учебный материал и учатся применять полученные знания. Умение добывать и...