Мастер– класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
учебно-методический материал по теме

Пшембаева Гульнара Жанболатовна

Материал предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass.docx62.23 КБ
Файл master_klass_pshembaeva.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

 Вашему вниманию предлагается мастер– класс по теме

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». Слайд 1

Цель мастер класса : познакомить в чём суть самооценки с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Задачи:

 Познакомить коллег с понятием "самооценка»

Приемы самооценки

 Показать конкретные варианты самооценки на уроках

 Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

-Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Таблица фиксация

Знаю (+,-)

Применяю (+,-)

Возьму на заметку (+,-)

Что такое «Самооценка?»

Приемы самооценки

Эта тема выбрана мною не случайно, она значима и актуальна для учителей, работающих по ФГОС.

«Самооценка, наиболее активно усваивается детьми не в ситуации совместной деятельности со взрослыми, а при взаимодействии со сверстниками»

(Г.А. Цукерман).слайд 2

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развитие у школьников умения контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.

Самооценку формируют постепенно, от класса к классу. Возможность  для  самооценивания  я  предоставляю  детям, начиная  с  первых  недель  обучения. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

На первых уроках в 1 классе обозначаем своё настроение.  Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.  Слайд 3

При изучении букв, в конце урока предлагаем детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась. Слайд 4

Выполнив  задание, ребенок  оценивает  правильность  его  выполнения. Во  время  проверки  работы  я  либо  соглашаюсь  с  поставленной  оценкой,  обводя  ее  в  кружок, либо  располагаю  кружок  выше  или  ниже  оценки. Это  особенно  важно  для  тех  детей, которые  завышают  или  занижают  самооценку. Озвучивая результаты  работы  на  уроке, я  особо  отмечаю  тех  учащихся, чья  самооценка  совпала  с  моей. В  результате  такой  работы  самооценка  моих  детей  становится адекватной.

С 1 класса ученикам предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке,  впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Слайд 5

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

Предлагаю вашему вниманию оценочный лист к работе .слайд 6

В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею находить безударную гласную в слове; знаю правило о проверке безударной гласной в корне слова; смогу правильно написать безударную гласную в корне слова. Во втором столбике проставлены номера заданий. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, работает с данной орфограммой.

Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя

Для развития самоконтроля и самооценки в 3 классе я часто задаю вопросы: - Что ты узнал на уроке?  Слайд 7

-Чему научился? За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

-Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?

Ученики охотно отвечают на мои вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, честно говорят о своих ошибках, быстро находят пути их устранения – иногда сами, иногда с моей помощью.

Практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося.

Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену»  остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).

Подводя итог каждого урока учащимся ставится вопрос не только "Какой вид работы понравился больше ?" или "Какие задания выполняли?", но и "Как оцениваете свое участие на уроке?", "Могли бы работать активнее?", "Чему договорились научиться в начале урока и каков результат?" и т.д.

Вопросы такого типа позволяют проанализировать свою работу и дать оценку своей деятельности, деятельности каждого ученика и класса в целом.

При подведении итога урока ученики вспоминают поставленную цель, сравнивают ее со своим представлением при постановки учебной задачи, оценивают результат.(Что хотели получить и что получили.)

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций с анализом возможных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Рефлексия «Спроси себя»,   слайд 8

Дети в начале урока получают индивидуальные карточки с заданиями. Перед изучением темы каждый пробует ответить на вопросы и ставит в соответствующей графе знак «+»  я знаю ответ;  «-» я не знаю ответ;  «?» я сомневаюсь в ответе.

В конце урока, после изучения темы, дети вновь возвращаются к карточкам и вновь ставят соответствующие знаки.

Вывод:     В  результате  целенаправленной  работы  по  формированию  самооценки,  я  убеждена,  дети  учатся  не  только  оценивать  границы  своих  возможностей, фиксировать  трудность, но  и  анализировать  ее  причину, то  есть  выходить  за  границы  собственных  знаний  и  умений, строить  догадки  о  неизвестном. Это,  в  конечном  счете,  способствует  развитию  рефлексивной  способности  оценивать  себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

А теперь предложенные приемы самооценки мы попробуем проработать на конкретных ситуациях .

 Ситуации для учителей .

  1. Назовите виды УУД .

-  коммуникативные

-познавательные

-регулятивные

-личностные

2. Из каких основных частей состоит рабочая программа по предмету?

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета, курса;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 . РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

 У вас две две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

 Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)

Приготовить карточки     «Настроения»                                                    

C:\Users\Василий\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\FFGUSICG\MC900423860[1].wmf                         C:\Users\Василий\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\7J745FE3\MC900423844[1].wmf

Таблица фиксация

Знаю (+,-)

Применяю (+,-)

Возьму на заметку (+,-)

Что такое «Самооценка?»

Приемы самооценки

Таблички желтого и зеленого цвета .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «ЗВОНАРЕВОКУТСКАЯ сош » Пшембаева Гульнара Жанболатовна , у читель 1 категории

Слайд 2

Структурные элементы урока 1. Мотивация к учебной деятельности . 2.Актуализация знаний . 3.Постановка учебной задачи . 4.Усвоение новых знаний и способов действий. 5.Закрепление знаний и способов действий. 6.Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка.

Слайд 3

Мастер класс «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Слайд 4

Цель мастер класса :применение разных форм самооценки на уроках и во внеурочное время. Задачи: 1.Знакомство с понятием "самооценка» 2. Применение различных форм самооценки по результатам каждого этапа урока . 3.Отработка практического применения форм самооценки.

Слайд 5

Самооценка - Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. ( словарь Ожегова ) Самооценка школьника - это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам.

Слайд 6

«Самооценка, наиболее активно усваивается детьми не в ситуации совместной деятельности со взрослыми, а при взаимодействии со сверстниками» (Г.А. Цукерман ).

Слайд 8

Ура! У меня всё получилось Были ошибки, но я всё понял Мне было трудно, нужна помощь

Слайд 9

Трёхцветный индикатор - «Я не знаю, прошу помощи» - - «Сомневаюсь, не уверен» - «Знаю, умею»

Слайд 11

Лесенка Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Слайд 12

Задание 1. Распределите на группы УУД. Познавательные УУД Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Сравнивать предметы , объекты :находить общее и различие. Группировать предметы и объекты на основе существенных признаков. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное , определять тему.

Слайд 13

Регулятивные УУД Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроке . Использовать в своей деятельности простейшие приборы : линейку , треугольники т.д.

Слайд 14

Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге на уроке. Отвечать на вопросы учителя , товарищей по классу. Участвовать в работе пары , группы.

Слайд 16

Рефлексия содержания учебного материала Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным

Слайд 17

Задачи поставленные нами мы решили . 1 . Дали понятие «самооценка» 2. Демонстрировали виды самооценки. 3.Отрабатывали на практике приемы самооценки. Мастер класс целей достиг .

Слайд 18

Спидометр «Успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Презентация к мастер-классу на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

В презентации используются по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Мастер – класс по теме «Формирование навыков самооценки младших школьников».

Мастер –  класс по теме  «Формирование навыков самооценки младших школьников»....

Мастер-класс по теме: « Формирование волевой сферы младшего школьника»

laquo; Все победы начинаются с побед над самим собой» Л. М. Леонова  Что такое воля? «Хочу», «хочется»? Можно сказать, волевой человек поступает так, как хочет...

Тема: «Формирование правильной самооценки младшего школьника». Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ

Основные цели: сформировать представление родителей о приёмах выработки правильной самооценки младших школьников; способствовать проявлению заботы о состоянии психического здоровья своего ребёнка; сод...